КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В настоящее время самым 3 страница
5. В истории философии можно выделить два подхода к исходной предпосылке концептуального построения философской системы: – онтогенный подход, который уже характерен для античной классики. Предметом познания здесь выступает бытие – "сущее как таковое и то, что ему присуще само по себе" (Аристотель). Онтология становится системообразующим разделом философии. Из онтологии логически "вытекают" основные идеи и принципы гносеологии, логики, этики и других разделов философии. Сегодня онтогенный подход характерен для некоторых форм материализма и неотомизма; – гносеогенный подход формируется на основе исходных предпосылок субъективного идеализма. "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют" (Протагор. V в. до н.э.). Человек в познании определяет не только то, каковы вещи, но и их существование: "Вещь есть совокупность ощущений", "существовать – значит быть воспринимаемым" (Дж.Беркли. XVIII в.). Современный позитивизм, феноменология, экзистенциализм являются, по существу, гносеогенными концепциями, но в тенденции они полны надежд объединить оба подхода. Для философии диалектического материализма характерна попытка диалектического синтеза обоих подходов. 6. Некоторые из современных философов высказываются относительно бесперспективности развития философии однозначно: "В то время как науки получили в своих областях определенные общепризнанные знания, философия не достигла ничего, несмотря на тысячелетние усилия… философскому мышлению не присуще, не свойственно прогрессивное развитие"[49]. С этим утверждением вряд ли согласились бы известные философы-физики А.Эйнштейн, Н.Бор, М.Борн, Э.Шредингер и многие современные ученые-естествоиспытатели, которые не мыслили и не мыслят себе прогресса в естествознании без революционных изменений философии. Философия во многих отношениях опережает эпоху и оказывает решающее революционирующее влияние на все сферы духа и испытывает их обратное влияние на себе. Революция в естествознании XIX века яркий пример серьезных прогрессивных изменений философии. Прогресс философских знаний так же несомненен, как прогресс науки. 7. "Всякая истинная философия есть духовная квинтэссенция[50] своего времени" (К.Маркс). Это означает: – философия есть отражение сущности своей эпохи; – противоречия эпохи отражаются в философии; – эпохальность философии содержательно выражается в социальности ее знаний, национальной специфике и общечеловеческих тенденциях. Современные учебники иногда абсолютизируют (преувеличивают) личностный компонент философского знания без диалектического учета его социальности. "Отличительной чертой философского творчества является еще и то, что оно глубоко личностно"[51]. С этим положением можно было бы согласиться, если учесть то обстоятельство, что любой философ (как и ученый, литератор, художник и инженер) – человек своего народа, общества, эпохи. "Постоянная задача философствования, – полагал К.Ясперс, – такова: стать подлинным человеком посредством бытия; или, что то же самое, стать самим собой. Целью всегда остается обрести независимость единичного человека"[52]. Философия должна быть обращена не только к отдельному, "одинокому" человеку (как разумеет К.Ясперс), не только к обществу и общественному человеку (как утверждал К.Маркс), а тому и другому одновременно. Человек не исчерпывает себя общественными отношениями; он выходит за их рамки к "уникальной индивидуальности" так же, как и любой индивид не представляет собой общества во всем его многообразии (неурезано, неодносторонне, подлинно); – философия как самосознание эпохи. В ней человек обретает знание самого себя, смысла и целей собственного бытия. Сущность эпохи обнаруживает себя в человеческом измерении философских знаний. Но нельзя полагать, что "философия имеет дело не с объектом, а с субъектом"… поэтому философское знание… не может быть объективным"[53]. Здесь речь может идти скорее о странностях логики автора, чем о значимом философском выводе. Самопознание человека может быть истинным или ложным как и его познание. Речь идет о несомненной связи духа философа с духом эпохи. 8. Философия "есть традиция отказа от традиции" (Ортега-и-Гассет). Смена философских парадигм всегда связана с отказом от старой устойчивой философской традиции. Однако философские новации не отбрасывают полностью существующую философскую традицию, а преодолевают ее, критически переосмысливая. В философском познании как историческом процессе отказ от признанной большинством философии (имеющий статус традиции) становится нормой, традицией. Это характерная черта всех видов познания, но в философии она обнаруживается в явном виде. 9. Источником смены философской традиции (парадигмы) является непрерывное накопление противоречий между устойчивым философским знанием и соответствующим ему незнанием. Традиция непрерывно увеличивает знания для своего обоснования. Увеличивается при этом и содержание незнания (оно возрастает содержательно пропорционально увеличению знания). Как говорил Н.Кузанский, "знает по настоящему тот, кто знает о своем незнании". Незнание и становится основанием критического преодоления традиции. Неверно полагать, как это делают некоторые философы (вместе с А.Шопенгауэром), что уникальная творческая сила познания гения никак не зависит от предшествующего опыта и традиционных знаний, а следовательно, и от незнаний: "Ученый это тот, кто много учился, а гений – тот, от кого человечество научается тому, чему он ни у кого не учился"[54]. Диалектика знания и незнания позволяет понять эволюцию и революцию философского (и не только) знания в историческом процессе смены парадигм. 10. Философия – источник и носитель духовности, "высшая мудрость сознания", "царство разума", "гений народа", "самосознание нации". Это не набор эпитетов к понятию философии, а выражение социальной значимости ее. В философских традициях проявляется дух народа, самобытность его социального бытия и культуры. Характерные для России XIX века философские войны между славянофилами и западниками успешно завершились в марксистской философии советского периода. И, как бы ни оценивали современные философствующие идеологи диалектический материализм (советскую философию), он до сих пор остается национальной философской парадигмой в российской духовной традиции.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |