Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная западная историография философии




 

Во второй половине XIX – XX вв. гегелевская историография философии, а затем и ее положительные компоненты в диалектико-материалистической версии философии марксизма стали предметом ожесточенной критики позитивизма, всех типов неокантианской традиции, философии жизни, экзистенциализма, неотомизма. Концептуальной основой названных историографических философских течений почти повсеместно является субъективный идеализм, по крайней мере, в базовой аргументации, а именно:

1) история познается методом, противоположным естественнонаучному. Естествознание использует номотетический (греч. nomotetike – законосозидание) метод, основанный на формулировании общезначимых законов. Исторические науки (в том числе история философии) пользуются идеографическим (греч. ideo – особый, отличный от других; grahpo – пишу) методом, нацеленным на описание единичных исторических событий, которые, якобы, в принципе, общими не бывают. Поэтому история не имеет законов (они обязательно являются общими или всеобщими)[111];

2) абсолютная персонификация, индивидуализация исторических событий и их интерпретация в исторических науках (истории философии в том числе). Отрицание объективного бытия исторических событий, которые якобы вне личностной интерпретации историков и историко-философов не существуют, приводит к субъективации содержания исторических наук. История философии понимается как история самосознания личности философа[112]. Экзистенциализм, который само бытие (экзистенцию) сводит к осознающей себя индивидуальности, считает неличностную (общую, универсальную) историю принципиально проблематичной или невозможной. История не может быть представлена и познана индивидом в форме противостоящей ему внешней объективности. Исторический объективизм – прибежище заблуждающего сознания. История философии – продукт интерпретации конкретного философа[113];

3) историографическая позиция позитивизма (включая эмпириокритицизм, неопозитивизм и постпозитивизм) основана на признании ущербности философии по отношению к научному знанию. История философии – это история заблуждающегося разума. Известный постпозитивист К.Поппер, идеолог западного образа жизни и капиталистической организации общества, резко критикует господствующий в диалектическом материализме и неогегельянской традиции принцип историзма. Он, правда, называет его "историцизмом", придавая ему негативный смысл. Указывая на индетерминизм исторического процесса, Поппер называет "историцизмом", основанное на гипотезе существование объективного закономерного процесса исторического бытия, в том числе и философии.

Предсказание пути исторического развития общества, природы, духа человека, в том числе философии, для Поппера является чистейшим фатализмом (абсолютной предопределенностью). Он отрицает законы истории, их объективность, необходимость и устойчивый характер. Он признает историзм (по его словам) как объяснение различий "между социальными учениями и школами в истории", "пристрастиями и идеологиями, преобладающими в конкретный исторический период", "либо их связью с политическими, экономическими и классовыми интересами"[114]. Вдумчивый читатель обратит внимание на исключительную антидиалектичность крайне громоздкой аргументации антиисторизма. Существует случайность – нет необходимости, есть субъективная сторона истории – нет объективной, отсутствует причинная связь исторических событий – нет закономерности и т.д. Принцип историзма и его методологическое значение получает свою добрую долю критики в другом идеологическом бестселлере Поппера[115].

Современная западная историография философии, включая ее религиозные версии, ставит перед собой задачу – отыскать единство в многоконцептуальности историй философии. Иными словами? представляется весьма заманчивым и перспективным для современной философской культуры создание концептуально единой философии истории философии. Такая попытка пока не по плечу существующим концептуальным системам, но в историографических исследованиях она представлена тенденциями, целями и задачами историко-философского познания, то есть:

1) концептуального оформления истории философии как теории, имеющей смысл исторического развития философских идей;

2) концептуально заинтересованного определения злободневной историко-философской проблематики и ее критической направленности;

3) концептуального выявления материальных и духовных источников историко-философских идей и установления условий и факторов их формирования;

4) концептуального определения типологии историко-философского исследования, установление этапов (периодов) его развития;

5) концептуальной сравнимости (компаративизма) основных философских школ, идей, проблематики и этапов их развития, поиска концептуальных оснований для единства философии и ее истории.

 

II. КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ В ЛИЦАХ,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.