КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия Индии: исторический генезис
Гегель ШКОЛАХ И ПРОБЛЕМАХ
Более развитая философия позднейшего времени есть по существу своему результат предшествующих трудов мыслящего духа… Она требовалась и была вызвана этими предшествующими точками зрения и не выросла из почвы изолированно, сама по себе.
Предлагаемый вариант курса истории философии основан на системе принципиальных предпосылок: 1) целостность и концептуальное единство интерпретации современных философских и историко-философских текстов осуществляется в рамках диалектико-материалистической системы философских знаний, ее базовых принципов, историографии и методологии. История философии во всех схваченных нами аспектах встроена в единую систему философской теории; 2) историческая реконструкция философских текстов и философских парадигм исторического периода должна учитывать существенное их различие по содержанию и уровню развития с современными философскими школами, с возглавляемыми их философами и решаемыми ими проблемами. Необходимо при этом сделать философов прошлого нашими современниками, чтобы лучше понять то, о чем они говорят по существу проблем. Трудность заключается в том, чтобы не приписывать философу мысли, которые могут быть выведены из его трудов лишь позднее; 3) историческая реконструкция идей философа должна охватывать весь корпус его работ, учитывать эволюцию его идей, все многообразие развивающихся факторов, раскрывающих личность автора и философский дух эпохи; 4) история философии суть история движения философской мысли от духа цивилизаций к единой философии человечества. Изначально различные, имеющие лишь только универсальные общие основания философии Востока-России-Запада обрели общую тенденцию движения к единой мировой философской мысли. Неизменным остается плюрализм философских концепций, школ, направлений; 5) постижение истины в современной философии с необходимостью связано с познанием исторического пути движения к ней – с историей философии. Истина не просто открывается философу-современнику, но разворачивается перед ним во всем многообразии исторически познанного и познаваемого сегодня, концептуально единого, целого и внешне противоречивого и плюралистичного знания. В столкновение приходит многообразие ныне существующих и историко-философских концепций, школ и направлений. Именно история философии определяет любой разворот современной философии к концептуальной системной целостности, а предмет философии – к единству. Нет философии без истории философии. Глава 3. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ ВОСТОКА
Уже более века длится спор о приоритетах зарождения, начал философской мысли в истории первых цивилизаций. Восток или Запад: кто является прародителем философии? Европоцентризм утверждает античное первенство философской культуры: "философия как некая целостность… признается учеными порождением эллинского (греческого – Е.Ф.) гения" и что "невозможно доказать происхождение философии с Востока"[116]. Ориенталисты (востоковеды) чаще всего придерживаются противоположного мнения, востокоцентризма, полагая, что именно богатейшая культура Древнего Востока позволила впервые поставить собственно научные и философские проблемы. Аргументы западных историков философии примерно таковы: 1) в эпоху античной классики никто из философов не упоминал о восточном происхождении философии; 2) высокая культура Востока действительно создала форму знания, аналогичную той, которую создали греки в предфилософский период; 3) нет сведений о том, что греки использовали какие-либо философские тексты ранее эпохи Александра Македонского (вторая половина IV века до н.э.); 4) наличие одинаковых условий (экономических, политических, социальных, культурных и др.) не доказывает восточное происхождение философии[117]. Ориенталисты успешно используют контраргументы, которые так же как и в доказательстве евроцентристов, не могут быть решающими. Истина находится вне утверждений pro et contra (за и против), а в обобщающем тезисе: философия возникла одновременно на Западе и Востоке; обладая единым предметным и проблемным полем и различной, специфической для данных цивилизаций формой знаний. Подобный взгляд не только примиряет историков философии, но становится основанием поиска принципиального взаимодействия и взаимодополнения различных цивилизационных типов философии. Сегодня очевидна наметившаяся историко-философская тенденция к единой мировой философии. Дихотомия Восток-Запад относится не столько к цивилизационной уникальности западной и восточной философий и их истории, сколько к определяющим их историческим условиям возникновения и развития, к материальным и географическим факторам, к культурологическим и иным духовным источникам и предпосылкам. Восток в отношении к Западу выступает особой уникальной социально-культурной цивилизационной целостностью, значение которой в истории и будущем человечества невозможно переоценить. История человечества начинается с Востока. Древнейшие очаги мировой культуры возникли на берегах Нила, на плодородных землях Двуречья, на огромных речных просторах Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Древнейший Восток охватил Северную Африку (Египет), Ближний Восток (Палестина, Ассирия, Вавилон, Шумер), Средний Восток (Иран, Афганистан), Юго-Восток (Индия), Дальний Восток (Китай). Древние римляне восхищенно говорили, подчеркивая культурно-историческую значимость восточной цивилизации: "Ex Oriente lux" ("С Востока свет"). Из всего многообразия очагов древневосточной цивилизации наиболее значимый интерес представляет Древняя Индия и Древний Китай. Именно история этих регионов Древнего мира может служить убедительным аргументом в пользу основного принципа философии исторического материализма: историческое общественное бытие определяет общественное сознание (индивидуальное и социально-групповое сознание в том числе)[118]. Столь разительное отличие философской культуры Древнего Востока и эллинов делает понятным появление евроцентризма в историко-философской науке. Основной причиной неидентичности (существенных различий) и несхожести самих историко-философских процессов Древнего Востока и Древнего Запада является серьезная несхожесть реального бытия людей в истории этих цивилизаций.
Исторический генезис философии Древней Индии
Древнейшие письменные источники, найденные на территории Индии, представлены текстами хараппской культуры (XXV – XVI в. до н.э.). В XIV – XIII вв. до н.э. в районы Северной Индии проникают индоевропейские племена – индоарии[119], сыгравшие впоследствии консолидирующую роль в становлении индийской этнической общности. Первые государства появились в IX – XVIII вв. до н.э. как результат объединения протогосударственных организаций общества (во главе с вождями племен и племенных союзов). В VI – V вв. до н.э. хозяйственная, политическая и социальная интеграция проходила на фоне формирования индийского этноса и становления индийской цивилизации. Исключительная консолидирующая роль принадлежит создававшимся на протяжении веков (XV – V до н.э.) письменным источникам культуры, священным текстам – ведам (знаниям). Общая тенденция в истории древнеиндийского социума выразилась в длительном постепенном превращении родоплеменных образований в протогосударственные, еще содержащие в себе элементы выборных институтов, ограничивающих власть вождя. Добровольная или насильственная интеграция протогосударств ознаменовалась становлением прочного государства, со строгой управленческой организацией. Образовалась новая жесткая сословная социальная структура. Выделились четыре сословия: 1) священнослужители (брахманы); 2) воины и представители прежней племенной знати (кшатрии); 3) земледельцы и скотоводы, ремесленники и торговцы – основная часть населения, определяемая по имущественному цензу (вайшьи); 4) непосредственные производители, лишенные собственности (шудры). Распространен был и рабский труд. Рабы не принадлежали к сословиям: это абсолютно бесправная часть населения, по преимуществу военнопленные, а позднее и разоренные собственники-должники. В ведах и буддийских текстах можно найти зачатки экономических, хозяйственно-организационных воззрений на содержание и характер производственных отношений (отношений собственности, производства, распределения, потребления, хозяйственной организации)[120]. В "Законах Ману"[121] указывается, что экономическая независимость становится необходимым условием прав и свобод человека. В этой связи представлено учение о религиозном долге, материальной выгоде и любви, осуждается воровство и воспеваются добродетели. Хозяйственная самостоятельность определена в системе производственных отношений, а сословно-кастовая структура как естественная. Хозяйственная культура Древней Индии, ее связь с политической структурой, социальной организацией и духовной сферой общества хорошо представлена в 15 книгах "Артхашастры"[122]. Вся деятельность государя определяется хозяйственными потребностями и экономической целесообразностью: это расширение территории, налоги, монополизация почти всех отраслей хозяйства, регулирование отношений субъектов хозяйствования, отношение к сельской общине, руководство внутренней и внешней торговлей и многое другое. "Артхашастра" и другие письменные источники свидетельствуют в пользу определяющей роли хозяйственной жизни людей в политике, социальной сфере и культуре. Философия Древней Индии является выражением эпохального духа цивилизации, отражающая в своем содержании историческое видение предметного бытия людей через призму цивилизационной ментальности. Философия в этот период выступает не просто отражением реального мира, каким он дается в сознании людей, а отражением отражения обыденногобытия людей, его истолкованием в рамках единой философской картины мира. Одним из важнейших источников философского мышления, обладающим истолковывающей функцией, являются Веды, создававшиеся в течение тысячелетия. Это свод религиозных гимнов, описания ритуалов, жертвоприношений, наставлений, описаний и объяснений природы, жизнедеятельности людей и многое другое. В современной Индии традиционно признают Веды главным источником мудрости индийцев. В сложной структуре Вед выделяют четыре: 1) Ригведа – самая ранняя, самая большая по объему и важная по содержанию Веда. Это сборник гимнов, обращенных к богам. В них, однако, есть космогонические, философские, социально-философские и многие другие идеи; 2) Самоведа ("Веда напевов") – сборник стихов, сочиненных по мотивам Ригведы; 3) Яджурведа ("Веда жертвоприношений") – сборник книг, дублирующих многие положения Ригведы; 4) Атхарваведа ("Веда заклинаний") возникла позднее других, и ее содержание дает представление об эволюции религиозных и философских идей первых периодов. Она имеет непреходящую ценность для изучения религиозных и философских идей ведического периода. Новая эпоха в истории древнеиндийского общества столкнулась с трудностями понимания и истолкования Вед. В VIII – VI веках до н.э. появились тексты трактатов – брахманы, создание которых составляет второй этап в развитии ведической литературы. Заключительный, третий этап становления ведической литературы связан с созданием араньяк – текстов для отшельников, зачастую спекулятивно-философского плана. Особое философское значение имеет возникновение упанишад – протофилософских трактатов, завершающие Веды (отсюда их название "веданта" – "конец вед"). В упанишадах материал Вед становится предметом внерелигиозного и внемифологического осмысления, а проблематика устойчиво тяготеет к философскому разуму. В них доминируют проблемы первоосновы бытия, природы человека, его связь с космосом, очеловечение космоса и окружающего мира. В истолковании первоосновы бытия упанишады далеки от единства: одни тексты истолковывают первоосновы как духовное начало, другие склоняются к материализму и даже к атеизму. В теории познания тексты упанишад чаще всего обращаются к мистической интуиции как средству обретения высшего знания. Низшее знание приобретается эмпирическим познанием и мало что может дать в познании высших истин. Упанишады сыграли решающую роль в формировании индийской философии и ее истории. В них заложены основные мировоззренческие и методологические идеи, ставшие в дальнейшем концептуальным фундаментом всех школ индуизма. Упанишады, однако, являются философским источником не только ортодоксального индуизма, но и неортодоксальной ветви философской культуры Индии.
Неортодоксальная философия Индии
Неортодоксальная философия Индии включает в себя все многообразие неидуистских школ философии. Наиболее важными и известными среди них являются джайнизм, буддизм и чарвака (или локаята).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |