КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Показатели измерения товарных запасов
3. 2. 1. 3. Товародвижение – процесс реального доведении товара до потребителя. Основу процесса составляет транспортировка товаров, погрузочно-разгрузочные работы, хранение. Принципы рационализации товародвижения: § использование кратчайших путей движения товаров; § правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование; § установление оптимальной звенности товародвижения; § применение прогрессивной системы товароснабжения с использованием средств механизации, погрузочно-разгрузочных и складских работ. Методы доставки товаров: Ø централизованный – силами и средствами поставщика; Ø децентрализованный – развоз товаров осуществляется собственными силами или наемным транспортом. Маршруты доставки товаров: Ø линейный – доставка товара за один рейс в один магазин; Ø кольцевой - маршрут доставки одним рейсом в несколько розничных предприятий. Развитие прямых связей имеет следующее значение: § сохранность качества выпускаемой продукции; § ускорение товарооборачиваемости; § правильное использование транспортных средств путем применения централизованной доставки; § ускорение расчетов между изготовителем и торговым предприятием. Тема 5: «Товарооборот–основной показатель предприятий торговли» 1. Понятие, состав и значение розничного товарооборота (РТО). 2. Оптовый товарооборот (ОТО), его виды и формы. 3. Товарные запасы (ТЗ), их значение, классификация. Показатели измерения товарных запасов. Особенности расчета товарных запасов в оптовой торговле. 4. Товарооборачиваемость и её влияние на финансовые показатели деятельности предприятия. 5. Прогнозирование оптового и розничного товарооборота. Емкость рынка и её значения для определения объема продажи товаров. 6. Методы планирования оптового и розничного товарооборота. 7. Определение оптимального размера товарных запасов по отдельным товарным группам и в целом по предприятию. 8. Планирование товарного обеспечения розничного товарооборота.
Товарооборот – количественный показатель, характеризующий объем продаж. Розничный товарооборот представляет собой последнюю конечную стадию движения товаров в сфере обращения, когда они переходят в сферу потребления посредством осуществления акта купли-продажи. Розничный товарооборот – это продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов реализации. Экономическая сущность розничного товарооборота проявляется в обмене денежных доходов потребителей на товары и услуги в процессе купли-продажи. Объектами оборота розничной торговли являются потребительские товары, а субъектами выступают продавцы и покупатели этих товаров. Розничный товарооборот - один из основный показателей, по которому оценивается деятельность предприятий и организаций торговли. Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда. Розничный товарооборот имеет качественную и количественную характеристики. Качественная связана со структурой товарооборота, т.е. ассортиментным составом, количественная характеристика товарооборота – с объемом реализации в денежном исчислении. Розничный товарооборот существенно влияет на денежное обращение в стране и устойчивость национальной валюты. Развитие розничного товарооборота отражает народно–хозяйственные пропорции между производством и потреблением, спросом и предложением, розничной продажей и денежным обращением. При розничной продаже товародвижение завершается, товар перестает быть товаром и становится личной вещью покупателей.
Состав розничного товарооборота: 1. Продажа товаров населению за наличный расчет; 2. Продажа товаров в кредит с рассрочкой платежа; 3. Продажа печатных изданий по подписке; 4. Продажа горюче-смазочных материалов на автозаправочных станциях; 5. Продажа товаров по пластиковым картам; 6. Стоимость проданной порожней тары; 7. Продажа медикаментов в аптеках; 8. Продажа товаров на борту самолета, в поезде; 9. Выдача товаров по всем видам выйгрышей; 10. Стоимость упаковки не входящей в цену товара; 11. Продажа кулинарной продукции и покупных товаров предприятиями общественного питания. Не включается в оборот розничной торговли: § Стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы; § Стоимость проездных талонов на все виды транспорта.
Оборот розничной торговли учитывается в розничных ценах – фактических продажных ценах, включающих торговую надбавку, акциз и НДС. Социально-экономическое значение розничного товарооборота: 1. Выручка от продажи товаров является основным источником формирования доходов и прибыли. За счет выручки предприятия получают валовую прибыль, за счет которой покрывают издержки обращения и впоследствии формируется чистая прибыль. Увеличение выручки влияет на размер собственных оборотных средств и эффективность их использования. 2. Выручка является основным источником поступления средств в государственный бюджет в виде налогов, поэтому от ее величины зависит финансирование из бюджета для развития народного хозяйства. 3. Увеличение объема товарооборота повышает благосостояния жизненного уровня на душу населения. Специфика функционирования оптовой торговли предопределяет и особенности его оборота. Если розничный оборот отражает продажу товаров непосредственно населению, то оптовый характеризует движение товаров из сферы производства в сферу обращения и внутри ее. Оптовый товарооборот – это выручка, полученная от реализации товаров крупными партиями предприятиям розничной торговли для последующей перепродажи или производственным для переработки. Отличие оптового товарооборота от розничного: 1. При оптовой продаже товародвижение продолжается, а при розничной завершается; 2. При оптовой продаже товары реализуются крупными партиями, а при розничной мелкими; 3. При оптовой продаже расчет безналичный, а при розничной за наличные деньги. Виды оптового оборота: 1. Оборот по реализации товаров, т.е. продажа товаров предприятиям розничной торговли, общественного питания, промышленности, государственным учреждениям и организациям; 2. Внутрисистемный оборот, когда одна крупная оптовая база реализует товары другой оптовой базе; 3. Межрегиональный оборот, продажа товаров другим регионам; 4. Межгосударственный оборот, продажа товаров за пределы государства (экспорт). Формы оптового товарооборота: 1. Складской оптовый товарооборот – продажа товаров клиентам оптового предприятия непосредственно со складов базы. С этой целью оптовое предприятие закупает и концентрирует товары на своих складах, обеспечивает хранение, формирование товарного ассортимента по заказам покупателей; 2. Транзитный оптовый товарооборот – продажа товаров клиентам оптового предприятия минуя склады оптовой базы, т.е. реализация товаров напрямую от изготовителя розничным торговым предприятиям. Валовой оптовый оборот состоит из складского оптового оборота и транзитного оптового оборота. Размер и соотношение складского и транзитного оборотов зависят от следующих факторов: 1) величины и технической оснащенности складских площадей оптового предприятия; 2) сложившейся транспортной инфраструктуры района и каналов товародвижения; 3) удельного веса в оптовом товарообороте товаров, вовлеченных в оборот из местного производства и завозимых из других регионов; 4) вида товаров, сложности их ассортимента и необходимости предварительной подсортировки, подработки и комплектации в соответствии с требованиями покупателей; 5) размещения и специализации клиентов оптового предприятия; 6) размера минимальной партии продажи товаров и особенностей их транспортировки; 7) сезонности производства, поступления и реализации товаров. Оптовый товарооборот планируется по видам продажи, формам товародвижения, товарным группам. Планирование оптового товарооборота производится на основе заявок розничных предприятий оптовым базам на закупку товаров. Розничные предприятия на основе плана розничного товарооборота и плана товарных запасов определяют потребность в товарах и на эту потребность делают заявку оптовой базе на поставку товаров. Розничными предприятиями могут быть закуплены товары из других источников, минуя оптовые базы. При планировании товарооборота по формам товародвижения учитывают удельные веса складского и транзитного оборота и возможное их изменение на будущий период.
Задача 1. Определить план товарооборота базы с распределением на складской и транзитный, на основании следующих данных: потребность в товарах розничной сети, обслуживаемой базой, на квартал 860540 тыс. руб., поступление товаров в розничную сеть помимо оптовой базы 215100тыс.руб., план отпуска товаров базой внерыночным потребителям 326700тыс.руб., в т.ч. в порядке складского оборота 196200тыс.руб., транзитном — 130500тыс. руб. В отпуске товаров розничной сети, обслуживаемой базой доля транзита составляет 40%. 1. ТО по реализации = 860540 - 215100 = 645440тыс. руб. 2. ТО базы общий = 645440 + 326700 = 972140тыс руб. 3. ТО транзитный = 645440 * 40%/100% = 258176тыс. руб. 4. ТО складской = 645440 - 258176 = 387264тыс. руб. 5. ТО складской общий = 387264 + 196200 = 583464тыс. руб. 6. ТО транзитный общий = 258176 + 130500 = 388676тыс. руб.
Товарные запасы – масса товаров, которая находится в сфере обращения и предназначена для продажи. Товарные запасы создаются для непрерывности процесса обращения и бесперебойной продажи товаров. Товарные запасы удовлетворяют платежеспособный спрос населения. Значение товарных запасов заключается в том, что они являются индикатором конъюнктуры рынка, четко реагирующим на любые изменения. Товарные запасы служат регулятором рынка, позволяя с помощью различных мероприятий, например, распродаж, приводить в соответствие спрос и предложение. Товарные запасы на предприятиях торговли должны постоянно возобновляться, их размер должен обеспечивать непрерывность процесса продажи. При этом переизбыток товаров, так же как и их дефицит, ведет к нежелательным экономическим последствиям. Необходимость образования товарных запасов вызвана следующими причинами: § непрерывностью процесса обращения; § сезонностью спроса и потребления товаров; § неравномерностью размещения районов производства и потребления; § колебаниями спроса и предложения. Классификация товарных запасов: I. По назначению: 1. Товарные запасы текущего хранения – необходимы для повседневной реализации и ежедневного удовлетворения спроса населения; 2. Товарные запасы сезонного хранения – создаются на сезон; 3. Товарные запасы досрочного завоза – создаются в труднодоступных районах из-за бездорожья (высокогорные районы, районы крайнего севера). II. В зависимости от сроков образования: 1. Товарные запасы на начало периода – являются переходящими остатками с конца отчетного периода (Зн); 2. Товарные запасы на конец периода – определяется из формулы баланса розничного товарооборота: Зк = Зн + П – Р. 3. Товарные запасы на конкретную дату. Товарные запасы измеряются в абсолютных и относительных показателях. Абсолютная величина товарных запасов может быть выражена в натуральных и стоимостных показателях. Однако абсолютные показатели товарных запасов не позволяют оценить уровень обеспеченности предприятия товарами.
или
Относительным показателем являются товарные запасы, выраженные в днях. Товарные запасы в днях показывают, на сколько дней торговли предприятие обеспечено товарными запасами.
Факторы, влияющие на размер товарных запасов: - объем товарооборота; - ассортиментная структура товарооборота; - физико-химические свойства товаров; - место нахождения поставщиков; - оснащенность предприятия складскими помещениями, холодильным оборудованием и другими видами основных средств; - уровень розничных цен на товары; - покупательский спрос населения; - товарооборачиваемость. ТЗ должны отвечать следующим требованиям: 1. достигать известных размеров, чтобы в течение данного периода удовлетворять размерам спроса; 2. быть больше, чем средние размеры продажи или покупательского спроса; 3. постоянно возобновляться.
Поддержание нужных пропорций между величиной товарооборота и товарных запасов необходимо для предприятий торговли. При недостаточной величине запасов возникают трудности в удовлетворении покупательского спроса, снижается объем товарооборота. Излишние товарные запасы вызывают дополнительные потери, рост потребности в кредитах банка и расходах по оплате процентов за пользование ими, ухудшение финансового состояния. Размеры товарных запасов непосредственно связаны со скоростью обращения товаров. Ускорение оборачиваемости товаров к уменьшению товарных запасов, а замедление оборачиваемости приводит к образованию излишка товарных запасов на складе торгового предприятия. Задача 2. Определите товарные запасы на конец квартала в сумме и в днях по торговому предприятию на основании данных: Остаток товаров на начало квартала – 10650 тыс.руб.; Реализация (товарооборот) за квартал – 79820 тыс.руб.; Поступление товаров – 77560 тыс.руб.; Прочее выбытие товаров – 230 тыс.руб.
Решение:
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |