Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человека




ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА

 

Влияние современного информационно-технологического общества на культуру самого человека – явление, которое, безусловно, носит уже глобальный характер. Современные технологии ворвались в жизнь человека не только технически развитых стран, но в той или иной степени (прямо или опосредованно) их плодами сегодня пользуется все человечество без исключения. Причем результаты такого использования нельзя отнести, как мы уже отмечали, к разряду позитивных воздействий на современного человека, включая и его культуру.

Более того, огромные возможности, заключенные в современных технологиях для облегчения жизни человека, становятся орудием ее оскудения. Например, те же СМИ из умножителей духовных благ превращаются в производителей и распространителей эрзац культуры. Они способны сегодня выступать проводниками «духовной колонизации» целых стран и народов. Иначе говоря, влияние современных информационных технологий на духовный мир человека носит многообразный характер, и это влияние нельзя не учитывать:

1. В первую очередь, агрессивное влияние способна оказать та страна, в которой эти технологии на сегодняшний день оказались самыми передовыми. И это технологии западного мира.

2. В условиях имеющихся политических, экономических, религиозных и т.д. противостояний в мире навязывание доминанты западных образцов культуры для всего мира является именно агрессией, поскольку вымывание основ национальных традиций происходит хотя и мирными средствами (через коммуникационные связи), но насильственным методом (давление, навязывание).

3. Само искусство, поглощенное технологией, начинает следовать законам экономики: рейтинги, прибыль (кассовый сбор) и т.д. − становятся доминирующими детерминантами, выходящих телепрограмм, фильмов, печатных изданий.

4. Коммерциализация науки, проявляющая себя, в том числе, в защите авторских прав, как и борьба с «хакерами» создают информационные трудности и способствуют затруднению обмена информацией и идеями.

Итак, какие заметные изменения уже внесены в культуру современного человека и начинают в ней выстраивать новые образцы для подражания и поведения.

Культура общения. Вся человеческая практика показывает, что человеческое существование – это «существование с другими». В социальном познании всегда уделялось должное внимание проблеме общения, поскольку именно оно выступает тем связующим звеном, благодаря которому не рвется связь поколений (передается накопленный опыт), реализуются потребности людей (деятельность всегда осуществляется во взаимодействии субъектов), выстраиваются отношения между различными государствами (система договоров) и т.д. Все эти формы общения и образуют социальную реальность. Таким образом, человек не может быть самим собой, не вступая в общение. Через общение происходит и эмоциональное, и нравственное развитие личности, формируются духовные интересы в целом. И чем выше личностная культура человека, тем сильнее у него проявляется потребность в общении. Формы общения между людьми весьма многообразны, носят как непосредственный, так и опосредованный характер. Но в любом общении желание самого человека можно свести к двум значимым для него факторам: быть услышанным и быть понятым.

На наших глазах глобальная компьютерная сеть Интернет и современные технологии в целом вносят кардинальные изменения в жизнь каждого человека, включая и новые формы общения между людьми. Интернет дает возможность мобильности движения знаний к человеку. С одной стороны, это бессомненный выигрыш человека в практически беспрепятственной возможности приобщиться к любому знанию (не ограниченному ни временем, ни пространством, ни объемом). Это раскрывающиеся возможности системы интернетобразования, проведения международных конференций, симпозиумов и т.д. Но, с другой стороны, это сокращение сферы непосредственного межличностного общения человека. А сокращение этой сферы не может не затрагивать глубинных духовных качеств человека. Дефицит непосредственного общения человека с человеком, это, одновременно, и дефицит эмоций, доброты, милосердия. И, в конечном счете, безразличие, социальная пассивность при расширяющейся и кажущейся внешне активной в своих проявлениях компьютерной деятельности человека.

Язык общения. Культура современного информационного общества уже получила название «клип-культуры». Например, Э. Тоффлер, один из теоретиков индустриальной цивилизации, исследуя современные процессы развития общества, подчеркивает, что вместо длинных «нитей» идей, связанных друг с другом, в сегодняшнем мире мы имеем дело с новыми образованиями и представлениями – «клипами» информации: короткими сообщениями, объявлениями, командами, заголовками новостей, отрывками из песен или стихов, коллажами и т.д., которые не согласуются со схемами и не поддаются классификации. То есть язык, передающий современную информацию, не укладывается в старые категории и имеет странную, тягучую и бессвязную форму. Причем Тоффлер считает, что, сталкиваясь с клипами, люди сегодня чувствуют себя свободнее, так как не пытаются всунуть новые данные в стандартные категории и рамки прежнего периода (информационного общества) или просто заимствовать готовую идеальную модель реальности; вместо этого они желают устроить все на свой собственный лад, снова и снова изобретая приемлемые для себя модели. Это, конечно, в какой-то мере является «тяжким бременем» для самого человека, но вместе с тем открывает большие возможности для развития индивидуальности, «демассификации» личности и культуры.

Подобного рода понимание происходящих процессов в языке, утверждение, что «клип» информация ведет к «развитию индивидуальности» вызывает большое сомнение. Уже сегодня становится очевидным, что идет «обеднение» человеческого языка, что язык коротких информационных сообщений способен изменять внутреннюю сущность сознания человека. «Фрагментарность» мысли, в конечном счете, приводит к коллапсу способности сознания к целостному видению и обобщению. Более того, язык (наряду с верой, традицией, национальностью) образует определенный культурно-исторический социокод, с помощью которого происходит передача культурно-исторических смыслов и ценностей. Поэтому результатом формирующегося клипового сознания является отторжение человека от традиционной культуры, которая передается в тексте и слове. Наконец, следует отметить и складывающуюся тенденцию утраты подрастающим поколением интереса к чтению произведений художественной литературы (причины здесь могут быть самые разные), что, в конечном счете, лишь дополняет вышеизложенное.

Своеобразным языком общения и самовыражения человека может выступать и язык музыки, танца, моды, искусства в широком смысле слова. И слова философа 1 в. н. э. Сенеки о том, что «искусства полезны лишь в том случае, если они развивают ум, а не отвлекают его» – не утратили своего значения и сегодня. Но современные информационные технологии и здесь меняют ценностные приоритеты личности. Расширяющиеся возможности технологий средств массовой информации предлагают современному человеку огромный выбор информационных, развлекательных, музыкальных и иных программ. Причем дальнейшее расширение медиа-рынка дает возможность человеку найти свой «фрагмент» информационного пространства, чтобы удовлетворить свои индивидуальные запросы. Технологии Интернет только усиливают такие возможности выбора. Но это лишь на первый взгляд. Если провести оценку всей многообразной информации с позиций «ценностных образцов», которые и составляют мотивационный стержень человеческого поведения, то все указывает на спад этой аксиологической системы. И речь идет, например, не просто о молодежной «субкультуре», своеобразном молодежном андеграунде (протесте), речь идет и о культурном отчуждении молодежи от национальных традиций, и об образовании вакуума духовных ориентаций молодежи, и о своеобразном стирании границы между реальным и виртуальным.

Все обозначенные нарождающиеся проблемы не могут долго оставаться вне осмысления, поскольку речь идет уже не о «бытии техники», а о внутреннем, духовном бытии самого человека. Если культура выступает общественной технологией воспроизводства человека, то проблемы формирования личностной культуры людей не могут быть проблемами только самой личности, поскольку последствия деформации в этом процессе, вносимые сегодня самим информационным обществом, выходят за рамки значимости для отдельно взятого человека.

Таким образом, мы вправе сделать вывод: человек не может изменять мир, не изменяя самого себя. Прежде всего, человеку (от ученого, создающего новые технологии, до простого потребителя результатов этих открытий) предстоит задуматься над самым простым и одновременно очень сложным вопросом: чего он хочет? Для себя? Для детей и внуков? Для человечества как такового?

Эрик Фромм, исследователь и страстный критик обездушенной западной технологической цивилизации писал: «Наша установка на жизнь становится все более механистической. Наша основная цель состоит в том, чтобы производить вещи, и в ходе этого поклонения вещам мы превращаем самих себя в предметы потребления. С людьми обращаются, как с номерами. Речь идет не о том, хорошо ли обращаются с ними и хорошо ли кормят их (с вещами тоже можно обращаться хорошо), а в том, являются ли люди вещами или живыми существами. Люди находят больше удовольствия в механических аппаратах, чем в живых существах. Встреча с другими людьми происходит на интеллектуально-абстрактном уровне. Ими интересуются как объектами, их общими качествами, статистическими законами массового поведения, а не отдельными живыми существами». (Фромм Э. Душа человека. − М., 1992, с. 43.).

Возрастание осознанной социальной активности человека по всем направлениям его деятельности – это единственный путь не быть «обездушенными» существами. Мы должны научиться регулировать даже прогресс науки, иначе случайность очередных этапов развития будет возрастать. Речь идет о том, чтобы цивилизация обрела свободу стратегического маневрирования в своем развитии, чтобы она могла определять свои пути. Но сегодня у мира другие заботы: он, как и прежде, разделен, он, как и прежде (в большинстве своих членов) не удовлетворен в своих элементарных насущных потребностях, он по-прежнему не застрахован в своих научных поисках и использовании открытий от заблуждений и ошибок. А историческое время начинает играть против человека. Глобальные проблемы человечества превратились из области гипотетических предположений в реальность.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Каковы причины возникновения современной техники, в чем ее сущность и предназначение?

2. Каковы основные принципы индустриализма? Что представляет собой процесс отчуждения человека от его природы?

3. Какие новые проблемы несет в себе постиндустриальное общество?

4. Как воздействуют средства массмедиа и реклама на сознание людей?

5. Каковы характерные черты массового человека?

6. К чему ведет дестандартизация производства и потребления?

7. Каковы новые возможности, открывающиеся благодаря прогрессу в средствах коммуникации?

8. Каковы изменения в культуре общения, возникающие в информационном обществе?

9. Почему постиндустриальное общество называют информационным?

10. В чем заключается демонический характер техники?

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудамино, 1995.

2. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Вебер М., Гвардини Р. Конец Нового времени // Феномен человека: Антология. − М.: Высшая школа, 1995.

3. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. − М.: Политиздат, 1969.


ГЛАВА 10. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

ПЕРЕД ЛИЦОМ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

 

Ускорение социального развития человечества к XXI веку чрезвычайно остро поставило проблему человеческих коммуникаций, общения, преодоления отчуждения человека от им же порожденных социальных структур. Все эти сугубо жизненные проблемы современности носят мировоззренческий характер и легко трансформируются в постановку тех философских вопросов, которые каждая эпоха по-своему формулирует и решает: вопросы о смысле человеческого бытия, проблемы свободы, справедливости, нравственности, ответственности. Только большинство всех этих проблем сегодня касаются не просто отдельно взятого человека или государства (хотя и здесь они не снимаются), а касаются судеб всего человечества, современной человеческой цивилизации как таковой. Где находятся истоки глобальных проблем современности, с какими формами их проявления человечество начинает сталкиваться сегодня и есть ли возможные пути преодоления сложившихся кризисных ситуаций – вот те основные вопросы, которые предстоят рассмотрению в данном разделе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.