Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек и информация




 

Ключом ко всем запасам знания является информация. Еще недавно казалось, что количество информации, которое можно передать по определенному каналу связи, ограничено. Современные интернет технологии говорят об обратном: каналы передачи информации огромные и постоянно расширяющиеся.

На исходе XX века социальной наукой зафиксировано такая сущностная характеристика и неизбежная проблема современного мира, как глобальность. Процесс глобализации охватывает все аспекты современной общественной жизни: экономические, политические, культурные. В результате появляются новые образы мира и его будущего, а вместе с этим и новые глобальные проблемы.

В результате глобализации коренным образом изменяется характер и роль информационных процессов в обществе. Мы живем в быстро меняющемся мире, причем меняющемся кардинальным образом. Суть перемен в том, что человечество переходит от индустриального к информационному обществу, основанному на производстве, распределении и потреблении информации. Одним из основоположников теории информации был Шеннон. Согласно его воззрениям «механизм функционирования общественных связей включает в себя источник информации, передатчик (субъект); канал связи; приемник, адресат (объект для поступления информации). Таким образом, информация воплощает себя в жизни.

Проявляться же она может самыми различными способами: от бесед в кругу близких людей до рекламного проспекта в международной сети Интернет. Конечно же, исторически, информация наполняла общество всегда, но реалии современности говорят нам, что на данном этапе информация играет решающую роль в связи с новыми технологиями человеческой деятельности. Как всякое значимое явление, поток современной информации требует организованности ее в систему и управления ею. К данному моменту мы уже можем говорить о таком понятии, как информационный менеджмент. Суть его в идеале заключается в создании и поддержании устойчивых динамических отношений между субъектом (будь то властные структуры или фирма) и общественностью.

Связанные со всеми этими изменениями тенденции все больше определяют специфику и направление трансформации традиционных форм деятельности во всех областях общественной жизни. Они трансформируют и способствуют появлению новых институтов, систем и норм, определяющих жизнь человека и социальных структур, изменяют условия и принципы культурного диалога. Сегодня динамика развития общества, жизнеспособность его экономики, культуры и т.д. определяются во многом уровнем развития его информационной структуры. Перефразировав известный лозунг Ф. Бэкона «Знание – сила», можно с уверенностью сказать, что сегодня он звучит несколько иначе: «Информация – сила и власть».

Информационный взрыв, повлекший за собой столь значительные перемены в статусе коммуникационной стороны общественной жизни, является следствием изменения процесса информатизации. Этот процесс может быть определен как «...целенаправленный процесс движения информации, основанный на развитии разнообразных методов и средств ее получения, преобразования, хранения и использования различными социальными «субъектами». Становление современного информационного состояния общества не имеет аналогов в истории, оно даже не сравнимо с аналогичным состоянием первой половины XX века.

Можно выделить три основных взаимосвязанных условия формирования информационного общества сегодня:

1. Тип личности. Развитие и становление новой личности, отличной от индустриального типа. Это вытекает из того, что информация, как главный продукт и товар в информационном обществе, производится, потребляется и используется человеком, становясь основой его индивидуального и общественного бытия.

2. Уровень технологий. Если движущей силой развития процесса информатизации является человек, то необходимость эффективной переработки и передачи информации требует условий развития со стороны общества: интенсивное развитие информационных систем и технологий.

3. Характер политического режима. Именно форма политической власти в обществе определяет и характер взаимоотношения между людьми, и основные направления и цели использования расширяющегося поля информации.

В заключении, отметим следующее: лавинообразный рост информации показывает человеку, что манипулирование ею может представлять собой особую отрасль технологии. А сознание человека при этом, еще не выработало в себе достаточной степени «критичности», чтобы уметь в полном объеме распознавать в информации стоящие за ней определенные цели и интересы.

Переплетение и влияние всех указанных условий современного информационного общества непосредственно на самого человека можно проследить достаточно отчетливо на примере роли и значения современных средств массовой информации, а также изменений в сфере культуры, касающихся не просто «диалога культур» как таковых (об этом говорилось в соответствующем разделе), а духовного мира самого человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.