Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность как субъект свободы




 

Личность и общество – это два различных, но неразрывно связанных момента человеческого бытия. Человек – рождается, а личностью становятся в обществе и через общество – эта мысль в разном исполнении проходит через всю историю философии и гуманитарное знание в целом. В истории общественной мысли личность представляли:

- то как пассивный инструмент каких-то анонимных социальных сил;

- то как «биллиардный шар», движущийся через хаотическое столкновение с другими шарами;

- то, как пассивного созерцателя природы;

- то как творца новых идей, новых социальных институтов.

Такие представления более или менее точно отображают возможные варианты реализации личности в качестве субъекта и объекта общественного процесса.

Становление личности в истории общества многие исследователи относят к периоду разложения первобытного общества. На ранних этапах первобытного общества личность как таковая отсутствует. И ее отсутствие может быть объяснено следующими причинами:

- человеческая деятельность носит элементарный, недифференцированный характер; социальные связи также не дифференцированы, поэтому человек не может стать в самостоятельное отношение к общине;

- родовые связи остаются групповыми, человек мысленно не выделяет себя из родового целого;

- родовой строй не знает личных интересов, прав и обязанностей. Преступление, совершенное любым членом рода ложилось и на всех остальных (обычай родовой мести);

- люди в первобытном обществе одинаковы, их социальные роли не дифференцированы. Они отличаются по физической силе и своим способностям;

- основным средством передачи общественного опыта является традиция. Такой механизм не оставлял места для инициативы, свободы в деятельности отдельного члена рода.

Становление личности связано, прежде всего, с развитием деятельности, с такой фундаментальной ее формой, как труд.

- Создавая объекты, вещи, человек получает возможность различать себя как деятеля (создателя) продуктов и результатов собственной деятельности, то есть выделять себя как субъекта.

- Общественное разделение труда, зачатки технического разделения индивидуализируют трудовую деятельность, ведут к специализации деятельности.

- Выполнение специфических функций, отличных от функций других членов общины, дает индивиду определенную социальную роль.

- Усложнение общественной деятельности ведет к структурной и функциональной дифференциации общества, появлению специализированных учреждений. Производство, семья, религия, мораль обособляются в автономные сферы общественной жизни. С этим связано появление особого социального статуса, социальных функций у индивида, особых интересов, то есть задается определенная социальная роль человеку.

- На смену традиции приходит новый механизм – механизм ценностных ориентаций. Он не требует простого повторения опыта, а предоставляет некоторые ориентиры, принципы должного поведения. При этом активность индивида, поле его свободы − значительно возрастает и расширяется.

Таким образом, в понятие «человек» включены понятия «индивид» и «личность», которые оба характеризуют человека как целостность, но, одновременно, позволяют более полно отразить специфику его биосоциальной сущности. Индивид и личность – это характеристики человека, раскрывающие его различные аспекты. Индивид – биологическую природу человека, личность – социальную сущность человека.

Индивид, как целостность – это продукт биологической эволюции. Индивид – это, прежде всего генетическое образование. Человек как индивид обладает той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом и др. чертами. В ходе онтогенетического развития они частью развертываются, частью подавляются. Однако не изменения этих врожденных свойств человека порождают его личность.

Личность человека создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в ходе своей деятельности. То есть, индивид становится личностью не потому, что он просто освоит знания о мире, людях как объектах. Он становится личностью потому, что усвоить человеческие способы отношения к вещам он может только в процессе общения, в процессе усвоения смыслов, целей и норм деятельности, то есть только в обществе.

Итак, личность (в философском плане) – это относительно устойчивая, динамичная, социально обусловленная совокупность духовных, общественно-политических и морально-волевых качеств человека, сознание и поступки которого характеризуются определенной степенью социальной зрелости и стремлением проявить свою индивидуальность.

Поэтому личность – это индивидуализированное бытие общественных отношений. Она производна от общества и генетически, и структурно, и функционально. Даже в природных качествах личности (половых, возрастных) проявляются социальные свойства, делая их общественнозначимыми или индефферентными, в зависимости от тех общественных отношений, в которые включен индивид. (Например, с какого возраста допустимы браки? Какому возрасту соответствует та или иная форма обучения?).

Личность представляет собой продукт развития общества, форму проявления и утверждения общественной жизни в индивидуальных особенностях и социальных функциях индивида. Личность не только продукт общества, но и его необходимая предпосылка. Не только общество проявляется в свойствах личности, но и личность отражается, проявляется в социальных процессах, продуктах, организациях. Общество не становится обществом иначе, как через деятельность личности. Личность, как субъект социального процесса, есть активная творческая сила, созидающая материальное, духовное и социальное бытие общества, а тем самым и самое себя.

Личность – субъект социального прогресса всегда, но в разной степени и в различных формах. Поскольку личность является индивидуализированным бытием общественных отношений, то превращение ее в субъект происходит по мере развития самих общественных отношений, по мере включения личности во все многообразие этих отношений.

Понятие личности, таким образом, акцентирует в деятельности сознательно-волевое начало. Индивид, тем более личность, чем яснее осознает мотивы своего поведения, тем строже его контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии. Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом имеется в виду не просто многообразие последних, а прежде всего понимание индивидом своей роли, отношение к ней, свободное и заинтересованное ее исполнение. Характерная черта личности – личностно-независимое поведение, способность быть господином самому себе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.