Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность – объясняющий принцип соотношения объективного и субъективного в обществе




- общественная жизнь, социальная реальность представляет собой диалектическое единство объективного и субъективного;

- объективный фактор – это обстоятельства и отношения, при которых люди творят историю и которые не зависят от их сознания, воли. Это

а) совокупность природных условий, составляющих естественную основу развития общества;

б) экономические отношения и условия, уровень развития производства;

в) совокупность общественных отношений, конституированных в данном обществе в системе законов, в деятельности социальных институтов;

- субъективный фактор – совокупность социально-политических и духовных сторон деятельности исторического субъекта. В содержание этих сторон деятельности входят степень сознательности, организованности, убежденности, воли, решительности. Таким образом, содержание субъективного фактора зависит от субъекта, связано с состоянием общественного сознания: привилегии, традиции, учения, теории, целевые установки, мотивации социальных действий;

- объективное и субъективное в обществе не отделены друг от друга. Благодаря деятельности, они взаимосвязаны и постоянно переходят друг в друга. В этом заключается одна из характерных, отличительных черт социальной реальности по сравнению с природной;

- объективное – первично в том смысле, что оно существует вне сознания. Оно выступает как предпосылки существования и развития общества. Оно порождает возможность развития. Но оно не обуславливает, не определяет во всем развитие общества. При одних и тех же объективных предпосылках и обстоятельствах развитие общества может приобрести различный конкретный характер. Это будет в основном определяться субъективным фактором – деятельностью масс, их социально-политическими, идеологическими мотивами, установками, целями. В переломный момент развития общества субъективный фактор может стать определяющим, ведущим. Субъективный фактор привносит в историю многообразие, вариативность, случайность.

5. Деятельность – это способ существования и функционирования общества:

- деятельность есть саморазвивающаяся система: ее развитие происходит в порядке самодифференциации системы. Например, из труда, как первоначальной формы деятельности, развиваются разные виды деятельности. Саморазвитие ее осуществляется в направлении целостности, большей полноты системы;

- деятельность есть самоорганизующаяся и саморегулирующаяся система. Она содержит в себе механизмы и факторы своей собственной саморегуляции. Саморегуляция связана и обусловлена взаимосвязью и взаимодействием всех элементов системы. Ведущую роль в этом отношении играет материальное производство, которое отчетливо демонстрирует взаимодействие его различных областей: в ходе промышленных революций одно открытие с необходимостью приводило к другому открытию, меняя и создавая новые виды производства не только в самом производстве, но и в сфере обслуживания: транспорте, связи и т.д.

Таким образом, различные виды человеческой деятельности, сплетаясь в единую систему, образуют общество, общественный процесс. Для того чтобы понять сущность и смысл общественно-исторического процесса, необходимо исследовать диалектику всех видов деятельности в их историческом развитии и смене, в их организационных формах, в их субъектно-объектном содержании и т.д. Классификацию форм социальной деятельности можно проводить по разным основаниям. Но, как правило, выделяются следующие ее виды:

- преобразовательная деятельность;

- познавательная деятельность;

- ценностно-ориентационная (духовная) деятельность;

- коммуникативная (общение) деятельность.

При таком понимании общества его социальное поле (общественное бытие) есть пространственно – временной континуум (целостность), в рамках которого осуществляется социальное качество, причудливо и сложно переплетаются материальные и идеальные стороны человеческой жизни. При преднамеренном акте воздействия на избранный объект в сознании человека складываются определенные представления о факторах социального поля, которые стимулируют его активность. Такими факторами являются:

1. природно-технологический;

2. экономический;

3. социально-групповой;

4. духовно-психологический (сознание);

5. фактор культуры.

В человеческой жизнедеятельности все эти факторы взаимодействуют друг с другом и составляют органическое и в то же время диалектикопротиворечивое единство. При этом не исключена и иерархия в отношениях между факторами, но она не сводится к постоянной заданности типа «первичное-вторичное» или «базис-надстройка. Вместо этого здесь царят отношения круговые и взаимного «представления требований». Например, технологии предъявляют определенные требования к отношениям собственности, а через них предполагаются определенные формы распределения общественного продукта и социальной организации общества.

Требованиям этих объективных факторов, с одной стороны, должны соответствовать, а с другой стороны, их инициировать - определенные субъективные образцы и менталитеты человеческого поведения. Конечно, по своим истокам человек и его разум, общество в целом являются высшими результатами развивающейся природы. И в этом смысле объективно существующее в рамках социального природное бытие первично по отношению к сознанию и определяет его. Однако есть и другая сторона социального процесса, которая придает ему конкретно событийный, смысло образующий характер, ставит этот процесс в зависимость от человеческой субъективности, а самого человека помещает в центр всей общественной жизни.

Общество в своем реальном содержании не сводится только к своей сущности – естественноисторической необходимости, а выступает как социокультурный процесс, где фактору культуры принадлежит приоритетная и интегрирующая роль по отношению ко всем остальным факторам социального поля (бытия).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.