КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реальности в философии
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ
Начиная с середины XVIII века, в философии постепенно формируется исследовательское пространство, четко ориентированное на научное изучение социальных форм жизни. В поле внимания мыслителей все чаще попадает деятельность больших сообществ людей, помещенных в глобально-исторический контекст (имеющих какие-либо общие интересы, цели); актуализируются проблемы, связанные с пониманием сущности государства и власти (хотя эти проблемы уже интересовали философов античности); начинают оформляться первые теории исторического процесса, будущего человека и общества в целом. Таким образом, в период Нового времени происходит становление и первоначальное оформление социально-философской проблематики. В учениях Гоббса, Локка, Руссо, Монтескье и др. предпринимаются попытки объяснить сущность и происхождение общества, исходя из исследовательских установок классической науки. Общество, по аналогии с природой, понимается как один большой механизм, упорядоченный и организованный по объективным законам, и, соответственно, изучаемый такими же методами и средствами, что и реальность физического мира. По-разному интерпретируя эмпирические факты, эти мыслители исходят из единого теоретического основания, предполагая, что в основе социального лежит возможность «заключения общественного договора». Но ни суть этого «договора», ни его процедуры или временные рамки не определялись, поэтому он носил скорее некий идеализированный, трансцендентальный характер. Общество, понимаемое по аналогии с природой, предстает перед философами этого периода как реальность не только объективная, но и статичная. Ньютоновская физика, примененная к пониманию социальной реальности, создавала образ общества, стремящегося к покою и стабильности. Поэтому, все общественные изменения, их динамика воспринимаются как временные, требующие преодоления, и в этом смысле «неистинные». Образ единой стабильной социальной реальности поддерживался, с одной стороны, четкостью и однозначностью объективных законов природы, а с другой – исключением субъективных составляющих из самой реальности: активного субъекта, его целей, интересов, деятельности. В социальных учениях этого периода проблемы, связанные с обществом, рассматривались как проблемы политические, государственные, поскольку, начиная с античности, все теории, объясняющие коллективные формы жизни, создавались и интерпретировались как теории государства и политики. Вместе с тем, в терминологии социальных исследований появляется понятие «общество», но оно не определяется как самостоятельная категория и употребляется в контексте политической проблематики. Рефлексивная история социальных наук начинается в середине XIX века с работ О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса. В этот период происходит выделение категории «общество», появляются первые системные теории общества, которые условно можно определить под названием субстанциалистских. Его сторонники были склонны объяснять сущность общества исходя из некой структуры (субстанции). Определив такую субстанцию, предполагалась возможным объяснить все остальные процессы и отношения общественной жизни, считающиеся зависимыми и детерминируемыми. Так, например, в философии Маркса (диалектический материализм) субстанциальными свойствами наделяется материальная, предметно-практическая деятельность людей. А в философии Конта (позитивизм) – «всеобщая социальная солидарность», благодаря которой, общество (социальный организм) способно функционировать в единстве всех своих составляющих частей по аналогии с биологическим организмом. В этот период формируются и концепции, претендующие не на описание исторического процесса, а на выявление неких его форм, причин и закономерностей. Маркс создает формационную концепцию, которая рассматривала историю как закономерный восходящий процесс последовательной смены общественно-экономических формаций, различающихся способом производства, детерминирующего духовную жизнь общества. На рубеже XIX−XX веков Философия истории «потеснилась» и освободила исследовательское пространство для теоретической социологии, которая подвела солидный чувственно-эмпирический фундамент под «историческое философствование». Социология, поднимая проблему специфики своего предмета, направила рефлексию на проблему «как возможно общество?» и попыталась дать иные ответы, нежели прежняя классическая философская традиция. Возникают новые социальные теории М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, Т. Парсонса и др. Представители этого нового «неклассического субстанциализма» переносят пространство поиска в сферу субъективного. Например, Зиммель пытается объяснить социальное, не указывая на субстанциальность структурных элементов внешнего порядка. Общество есть, прежде всего, мыслимая реальность. Следовательно, анализ социального должен производиться как рефлексия над этой «мыслимостью». Совершенно новый подход в понимании общества, отличный и от классического и от неклассического субстанциализма, предложила феноменология в лице Э. Гуссерля, М. Хайдеггера и др. Они выдвинули утверждение, что получить какое-либо знание о социальном (обществе) можно не с помощью определенного основополагающего основания, способного придать целостность общественному состоянию, а с помощью описания тех способов, посредством которых сознание констатирует такую целостность, как социум. То есть всякий познавательный акт (любого объекта) определяется по своему содержанию структурой эмпирического сознания, а потому нельзя и говорить ни о какой истине, не зависящей от субъективности познающего. Отсюда и феноменология – наука о феноменах сознания. В этом смысле речь должна идти не об изучении общества, а об описании форм опосредования, в которых социальное дано сознанию как чистый феномен. Феноменология фактически «расчистила» рефлексивное пространство, узаконив возможность вариативности, многообразия и взаимодополнительности форм опосредования, в которых осуществляется рассмотрение общества, общественных отношений, места человека в этих отношениях. Проявляет себя новое видение этой проблемы и в «философии жизни» с его основополагающим принципом: «воли к жизни», «воли к власти»; и в философии «психоанализа» с его «бессознательным»; и «философская герменевтика» с ее методом «понимания», и «философская антропология» с акцентированием активной роли социального человека и т.д. В результате всех этих новаций в философской рефлексии над проблемами человека и социума происходит умножение многообразия точек зрения, поиск точек соприкосновения между различными позициями, борьба за доказательства своей правоты. Вместе с тем, следует отметить, что такое многообразие позиций оказывается не столь уж полезным для самой философии: встал вопрос о ее кризисе, о неспособности объяснить социальную реальность, помочь человеку найти выход из надвигающихся на него глобальных проблем. Поэтому философы не отказываются от поиска новых оснований единства развития всех сфер жизнедеятельности общества, и исторического процесса как такового. Итак, необходимо уяснить, что в современном социальном знании имеют место различные концепции общества, среди которых можно выделить следующие: - Концепция натуралистического отождествления общества и природы. Здесь общество рассматривается, прежде всего, как простое продолжение природных процессов. В обществе действуют не специфические, социальные законы, а законы биологические, природные. - Концепция общества, как совокупности человеческих индивидов. Представители данной точки зрения считали, что об обществе можно говорить там и тогда, где и когда есть совместная жизнедеятельность людей. А люди объединяются для удовлетворения своих потребностей и для контроля над своими действиями. - Концепция общества, как совокупности общественных отношений. Согласно позиции К. Маркса, общество представляет собой не простую сумму индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Для выявления специфики данных отношений Маркс вводит понятие "общественно-экономическая" формация. - Концепция идеалистического противопоставления общества природе. Смысл данной позиции заключается в том, что абсолютизируется качественное отличие общества от природы. И поскольку человеческая исключительность заключена в его сознании, общество, отрываясь от природы, природных условий, может существовать в рамках своей истории. - Деятельностная концепция общества. Здесь утверждается, что общество является результатом человеческой деятельности и представляет собой новую форму бытия − социальную реальность. Все элементы этой реальности выступают как продукт взаимодействия людей, их совместной деятельности
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |