Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бытия человека




ОБЩЕСТВО КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА

Итак, понимание природы социального, его генезиса, истории, форм проявления и отношений с конкретно взятым человеком – все это сложно не только для восприятия на уровне обыденного сознания, но и для исследований самих философов. Можно ли, тем не менее, как то органически связать все это «сложное», в единое целое? На наш взгляд да, если за основу (субстанцию) общества принять деятельность как одну из форм Бытия в мире, разновидность движения. Точнее – субъект-объектные и субъект-субъектные отношения, которые возникают в процессе осуществления деятельности людьми (индивидуальными и групповыми субъектами). Интеллект позволяет человеку ставить цели в своей деятельности, предвидеть ее результаты, создавать то, чего не существует в природе, является искусственным по отношению к ней, но что в определенных пределах допустимо объективными законами действительности.

Рассматривая в третьей главе проблему природы человека, мы уже отметили суть деятельностного подхода в понимании биосоциальной сущности человека при выявлении специфики его отношений с окружающим миром. Поэтому, закономерно, что и в понимании сущности общества в целом, мы исходим именно из деятельностности, как объяснительного принципа.

Объяснительный принцип – это определенные, устойчивые и достаточно единообразные правила получения знания. Основания подобных правил образуют понятия, носящие предельный характер. Благодаря этому (предельности), они способны выступать тем основанием, к которому может быть приведен (не сведен!) некий универсум, приобретающий в результате характер целого, единого целого. Объяснение связано с логическим выведением (дедукция) предложений, объясняющих явление, из каких-либо других установленных предложений. На основе объяснительного принципа удается построить теорию, способную к объяснению какого-то количества фактов.

Гносеологические возможности понятия деятельности проявляются уже в том, что оно позволяет понять причины происхождения (генезиса) самой социальной реальности, различных ее элементов: общественные отношения, социальные институты, культура, сознание, язык, познание и т.д.; механизм функционирования (законы); структуру этих явлений (элементов).

Деятельность, поставленная в центр универсума, взятая в качестве объяснительного принципа, резко меняет всю ткань рассуждения: первичным, исходным становится не сам по себе факт физического существования индивидов, а наличие глубокой содержательной связи между ними. Взятая в диахроническом (смена времен) аспекте, эта связь дает картину истории социального мира, а ее синхронический аспект открывает путь к выявлению принципов функционирования общественного организма. Именно понятие деятельности сильно раздвигает мыслимые границы социальной действительности и впервые создает основу для представления ее, как естественноисторического процесса. Социальная реальность воспроизводится как нечто внутренне организованное и подчиненное определенным закономерностям. Деятельность выступает в качестве источника и механизма такой организации. Деятельность и общественные отношения являются необходимыми сторонами взаимосвязи человека и общества и ни одна из этих сторон не может заменить другую.

В ходе деятельности человек, как индивид, утрачивает свою изначальную суверенность и предстает как незаменимый, необходимый ее элемент. Но вместе с тем, через деятельность проявляется отношение индивидуума к обществу, определяется вклад его в “общественную копилку”,формируются жизненные ценности и смыслы.

Однако из того факта, что деятельность образует важнейший фактор интеграции социальной действительности, еще не следует, что вся эта действительность, все отношения формирующиеся у человека в обществе – непременно и во всех случаях должны сводиться к деятельности. Например, понятие деятельности непосредственно не может объяснить все проявления личности, всю систему индивидуальных различий.

Иначе говоря, рассматривая социальную деятельность в качестве определяющего фактора общественной жизни, не следует сбрасывать со счетов “родовые” сущностные качества самого человека (поскольку он – биосоциальное существо); нельзя из деятельности выводить буквально все: от индивидуального творчества, до массовых героических свершений. Деятельность – это такой процесс, в рамках которого осуществляются взаимопереходы субъективности и объективности, происходят взаимопревращения внутренней и внешней сторон социальной активности. В процессе тотального взаимоперехода субъективности и объективности социальный универсум сбрасывает с себя отжившие косные структуры и обновляет свое “неорганическое тело”. В результате этого, в сфере объективности возникают социальные инновации, а в сфере субъективности – личностные новообразования.

Итак, деятельность людей – субстанциальная основа социальной жизни. А общество – это самоорганизующаяся, сложнодинамическая система отношений людей к природе и между собой, складывающаяся на основе разнообразных видов деятельности по удовлетворению их индивидуальных и групповых потребностей.

Суммируя рассмотренный принцип деятельностного подхода, можно сделать следующие обобщающие выводы.

1. Деятельность – причина, порождающая общество:

- общество не просто обособившаяся часть природы, часть материального мира. Оно не выросло, не возникло само по себе из природы;

- общество есть результат человеческой деятельности;

- это новая форма бытия – социальная реальность. Все элементы этой реальности выступают как продукт взаимодействий людей, их совместной деятельности;

- разнообразие форм и видов деятельности определяет и различные, отличающиеся друг от друга по своему онтологическому статусу, элементы этой реальности:

а) материальные, вещественные;

б) духовные;

в) объективные, но не вещественные – общественные отношения, связи, социальные институты;

2. Деятельность наполняет конкретным содержанием различные элементы социальной реальности:

- социальные институты, например, государство (тоталитарное, демократическое и т.д.):

- социальные отношения;

- культуру (массовая, элитарная).

3. Деятельность – интегрирующий фактор, связующий все компоненты социальной реальности в единое целое:

- общество выступает не как сумма индивидов или социальных институтов, а как целостная система;

- как в любой другой системе здесь проявляется налицо первичность системы над отдельным элементом, первичность социума над индивидом;

- каждый из компонентов социальной системы не может существовать вне общества как системы, а система не может функционировать, не может представлять целое без какого-либо одного из этих элементов: люди, материальные факторы, отношения и т.д.;

- все элементы социальной системы взаимосвязаны между собой, взаимообуславливают, детерминируют друг друга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.