Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические и теоретические рекомендации




БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА

 

Проблематика человека является одной из центральных в курсе философии. Философия с самого начала устанавливает в качестве одного из основополагающих принципов принцип «Человек мера всего», он не постулируется ею, а обосновывается разными философскими системами, важно иметь в виду эти различия.

Далее. Следует уяснить, что начало человека выражено в логике непрерывного развития материального мира, который продолжает себя на стадии и ступени развития человека. Диалектика развития через развитие в историческом плане форм движения порождает человека как носителя новых отношений, новых возможностей.

Проблема человека включает в себя разнообразный круг вопросов, в ней представлены проблемные вопросы бытия, материальности, развития мира, нахождения место человека во всей системе мироздания, его предназначение и др. философский план проблемы в свете основного вопроса философии включает в себя вопросы о телесной и духовной природе человека, об отношении тела и духа, материального и нематериального в человеческой природе.

В целом понимание человека имеет в философии различные подходы к его пониманию. Человек имеет разные (внутренние и внешние) императивы поведения. У него есть свои этапы становления и осознания внутреннего нравственного категорического императива (на что обращали внимание Конфуций, Аристотель, стоики, христианство, И. Кант, Вл. Соловьев и др.).

Важно обратить внимание на то, что извечный вопрос «что есть человек» имеет два среза, два плана рассмотрения: выше определенный - философский и естественно­научный. Если философия берет человека как системоразвивающийся многосторонний объект и субъект, то естествознание /биология, физиология, медицина и др./ рассматривает человека односторонне в частях и частностях, хотя и не может абстрагироваться от целостности человеческого функционирования и развития. Человек исследуется в естественных науках частично, функционально, философия «вплетает» человека в бесконечные связи и отношения /отношения к обществу, другим, себе, природе/ и тем самым превращает человека в центральный момент Космического развития мира.

В философии человек - это не только многообразие связей, но и сложный процесс, представленный в ней проблемой антропогенеза. Происхождение человека -крупный и дискуссионный философский вопрос. Позиции по этому вопросу многообразны: от концепций естественноисторического появления и развития человека, до космических, виталистических, религиозных точек зрения. Естественная история человека - это линия Земного поступательного развития, это линия биосоциальной эволюции с факторами революционного, поворотного характера. К числу таких следует отнести труд, язык, коммуникативный характер отношений. Важно показать, как и почему эти факторы сыграли ведущую роль в формировании человека, следовательно, и общества.

Антропосоциогенез - так называется линия появления и развития социальности человека.Здесь, продолжая ранее начатый круг вопросов, поднимаются вопросы об основах человеческого бытия: биологическое, социальное, космическое рассматриваются как детерминанты, определяющие человеческую природу. Биологическое указывает на содержание и связь человека с живым миром, человек - это биологическая система. Социальное указывает на содержание и связь с социальным миром, человек - продукт социальных связей и отношений. Космическое - это указание на влияние Космоса, его стихий на родовые характеристики человека, человеческая природа имеет и космическое измерение, не только по Земному месту, но и по последствиям его жизни и работы в Космосе. В частности, НТП делает человека /общество/ не только планетарным, но и космическим обитателем.

Безусловно, изучая биологическое, социальное, космическое в человеке, философия не может обойти вопрос о его сущности и существовании. Человек - это одновременно и жизнь, и смерть; он приходит и уходит. В чем смысл и радость жизни, а каково понимание смерти - это вопросы философского познания человека. Человек в своем смысле жизни вырастает до границ /пределов/ всего Человечества, существовать /жить/ - чувствовать связь не только с ближайшим окружением, но и со всем сообществом, но как это возможно - тоже философский вопрос. Смысл Человека - смысл сохранения и развития своей биологической, социальной и космической миссии: продления себя не только в условиях Земли, но и Космоса. Каковы средства, какова деятельность, ее характер - это интересует философию, что и важно показать.

Проблема бытия человека в философии особо исследуется и развертывается как проблема выстраивания и поиска программ развития, программ бытия. Само бытие по характеру определения предстает и рассматривается как жизнь. Бытие человека - жизненно выстраиваемый процесс. В философии есть разные мировоззренческие позиции, формулирующие смыслы бытия человека. К ним можно отнести следующие:

-гедонистический смысл жизни – по критериям состава удовольствий;

-эвдемонистический смысл жизни -по критериям состава быть счастливым;

-религиозный смысл жизни – по критериям религиозных требований;

-экзистенциальный смысл жизни – по критериям свободы выбора, ответственности за него;

-прагматический смысл жизни – по критериям достижений, успеха;

-иррациональный смысл жизни – по критериям отсутствия самого смысла или его потери;

-социально-аксиологический смысл жизни – по критериям служения другим, обществу.

Каждый из этих «образов-ориентаций» динамичны, они могут пересекаться, совмещаться, нет единственного «отсчета», хотя есть смыслы-доминанты. У человека может смена, изменения позиции и исходя из этого может выстраиваться «новая линия жизни», свое содержание бытия. Данная проблема достаточно актуальна, так как человек всегда «примеряет» к себе определенные смысловые позиции, оценивает себя в них и их в себе.

Проблема смысла жизни, понятие идеалов и ценностей, их классификация: витальные, материальные, социально-экономические, духовные ценности. Природа добра, любви, красоты, свободы и творчества все это живет внутри человека. Проблема жизни, смерти и бессмертия также входит в состав фундаментальных категорий проблемы человеческого бытия.

 

Проблема человека как проблема возникновения, функционирования и развития, в конечном счете, сохранения себя стоит как проблема понимания его прикладной деятельности, ее преобразовательного характера. Человек появляется и выделяется из окружающего мира благодаря практической деятельности, именно она делает его субъектом собственного завтра, судьбы, будущего. Практика - вид материальной преобразующей деятельности, она изменяет жизнь, мир самого человека.

Понимание практики представлено различными смыслами в разных философских системах: от сугубо утилитарно-потребительской деятельности /грязно-торгашеской, узко-бытовой и меновой формы/, до всякой деятельности вообще, характеризующим соответственно вульгарно материалистическую и идеалистическую философию. В научно-материалистическом плане «практика» - это основная форма жизнедеятельности общества и человека /так как вся жизнь общества по существу подчинена практическим целям/, основательность практики обозначена ее преобразовательным материальным планом. Практика выступает основой формирования и развития других форм жизнедеятельности - коммуникативной, познавательной, управленческой и др. Практическая деятельность лежит в основе формирования всех программ, творческих усилий общества, а также в основе индивидуальных целей. Она несет в себе творческий «заряд» и этим противоположна адаптивному поведению, которое ярко выражено у животных.

Однако, практика не существует «сама по себе», она всегда непосредственно включена в систему общественных отношений, она задает и преобразует эту систему отношений. Скажем, отношения управления в его жестко-централизованном, директивном виде могут существовать лишь до тех пор, пока существует реально функционирующая система материальной организации и контроля труда как особого вида практики. Практика, с одной стороны, дифференцирована в зависимости от различных общественных отношений /производственных, политических, педагогических и др./, с другой - она интегрирует все виды человеческой деятельности, постольку поскольку она обозначает цели, «раздает их» по видам деятельности, а затем подтверждает их выполнение или нет, подкрепляет или запрещает их. Претворение и проведение программных положений, целей, законов в обществе осуществляется или блокируется благодаря практической деятельности. Практика в целом направлена на изменение общества, но практика бывает разная. Важна практика, которая порождает ответственность перед целями исторических изменений, как в обществе, так и в мире в целом. Практика призвана стать средством объединения и освобождения человечества на пути к своему будущему.

Еще один срез темы. В философии практическая деятельность понимается как деятельность, выполняемая определенным субъектом и направленная на объект, отсюда практика имеет субъективные и объективные составляющие. Субъективные - это индивидуальные, социальные, исторические особенности субъекта, объективные - это наличные, исторически сложившиеся структуры технологии и средства деятельности; практика не просто изменяет объекты, предметы в процессе своей деятельности, но и определяет развитие субъекта своей собственной деятельности.

Практическая деятельность, дифференцируя систему общественных отношений, сама дифференцируется на различные формы. Форма определяется характером практической деятельности, который задается предметом, целями и средствами изменений. Производственная - основная форма изменения человеком природных объектов, общественно-историческая - это форма изменения общества, общественных отношений. Помимо этих следует проанализировать и другие формы практической деятельности - технической, научной и т.д.

Важно посмотреть, что человек в его социальном пребывании определяет как важные права и свободы. Способны ли вы составить и обосновать тот или иной «набор» прав и свобод, достаточных для каких либо социальных участий человека в жизни общества или в интерсубъективных процессах. Что на Ваш взгляд важно (какие свободы и права) например для того, чтобы состояться в профессии, быть зрителем, быть членом акционерного общества, быть участником дискуссии и т.д.

Человек, включенный своим бытие в бытие мира природного и прежде всего общественного достаточно остро видит зависимость себя от социума, его игры, где человеку предъявлены роли, которые он далеко не всегда способен осознать. Бытие человека, встроенное в общественную жизнь может быть гармоничным, а может протекать достаточно напряженно. Это в свою очередь порождает проблему «отчуждения». Человек, находясь под «давлением» ощущает себя неполноценным, ущемленным с точки зрения разрыва ожиданий и условий, обеспечивающих ему комфортность в его жизненном проекте. Человек вовлекается в процессы манипулирования ожиданиями, потребностями, ему нечто навязывается, он «встроен» в сеть, он теряет себя и попадает в ситуацию отчуждения своих целей, возможностей от самого себя. Идеалы омассовляются навязываются и не дают человеку подлинности существования. По факту человек часто отчужден от себя, своих замыслов элементарными экономическими препятствиями, он не имеет средств и условий для реализации своего интереса.

Личность как социально-индивидуальное бытие человека всегда подразумевает наличие тех или иных свобод, но всегда ли личность видит «диапазон» этих свобод с позиций умения или неумения употреблять эти свободы, видеть те «запреты», где свобода угрожает самому человеку и обществу, а следовательно, она нуждается в серьезном противовесе, которым выступает ответственность. Без этого социального нормирования (на уровне запрета, или какого-то ограничения) обшество и человек как личность не смогут, не способны увязывать свои отношения в конструктивную линию социально-исторического развития. Личность ответственна не по понятиям страха, а по понятию своей социальной «ниши» в таком социальном организме как общество. В теме важно найти и рассмотреть как происходит осознания своей ответственности в факте индивидуального существования и как происходит «обесценивание» ответственности на базе понимания приоритетности «факта свободы» или прав человека, личности.

Наконец, важно иметь в виду, что свобода и ответственность переплетена в особых формах присутствия личности в общественных процессах и социальной жизни в целом. Личность по своим качествам не может присвоить себе право «рулить» обществом, ориентироваться на культовое отношение. «Культ личности» - это серьезный феномен, который в разных проявлениях может присутствовать и развиваться в обществе. Необходимо это проанализировать с позиций каждого временного отрезка.

 

 

ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЯ ПО ТЕКСТАМ ПЕРВОИСТОЧНИКАМ (№……). ЗАДАНИЯ ВЫ НАЙДЕТЕ В ХРЕСТОМАТИИ С ТЕКСТАМИ, ОБРАТИТЕСЬ К ЕЕ ТЕКСТАМ.

ЗАДАНИЯ ДАЕТ И ФИКСИРУЕТ ТЬЮТЕР В СООТВЕТСТВИИ ТЕХНОЛОГИЕЙ ВЫБОРА ЗАДАНИЙ В ХРЕСТОМАТИИ.

1.Вид работы. Работа с философскими текстами

Выбрав номер задания, внимательно прочитайте схему выполнения анализа текстов. Ключевым являются ответы на поставленные вопросы.

СХЕМА РАБОТЫ С ТЕКСТОМ:

 

А.Предварительная работа с текстом:

 

1. Охватите общий смысл текста.

2. Определите (найдите) основные понятия текста:

3. Обозначьте проблемы, поставленные (раскрытые) автором в тексте.
4. Оцените актуальность основных положений текста.

 

Б.Основная работа:

 

Ответьте на поставленный к тексту вопрос (вопросы) (ключевой пункт анализа).

Правила оформления работы:

Студент выписывает номер задания, полную формулировку вопроса (вопросов) и последовательно отвечает на заданный к тексту вопрос (вопросы).

 

Вопросы-задания по текстам: (делаются письменно и сдаются тьютеру):

Задание 1

Аристотель. Метафизика // Сочинения. В 4 т. М, 1975. Т. 1. С. 70, 146 — 148, 151

Вопрос: Какие причины выделяет Аристотель? Каково их содержание?

 

Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 1997. – С. 5;
Хайдеггер М. Введение в «Что такое метафизика?»
// Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993. – С. 32;
Хайдеггер М. Письмо о гуманизме
// Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993. – С. 192–220.

 

Вопрос: Почему мысль держится за сущее?

 

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М., 1986. – С. 34–35, 50, 65–66, 363, 386

Вопрос: Стоит ли негативно оценивать неопределенность, необратимость и хаос в природе?

 

Задание 2

 

Аристотель. Метафизика // Сочинения. В 4 т. М, 1975. Т. 1. С. 70, 146 — 148, 151

Вопрос: Почему Аристотель выделяет разные причины?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.