Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Атрибуты мира




БЫТИЕ

Прежде всего надо обратить внимание на многообразие подходов в толковании категории «бытие». Бытие фактически дает человеку способность, говоря о мире, его существовании говорить о себе, о том как человек видит и понимает все существующее в мире, включая самого человека. Но при этом философская позиция здесь заключена в том, что надо найти и выделить такие его характеристики основания, которые бы указывали на то, что без них мир и отношение к нему человека бессмысленны, пусты или просто наивны (мир есть потому что он есть). В таком случае мы видим в философии разные позиции как описывать, обосновывать бытие как категорию.

Есть материалистическая позиция – мир есть, так как он физичен и все существует в материальном виде и благодаря материальному.

Есть противоположная идеалистическая философская позиция – мир есть, так как он порожден и несет в себе информационные, идеальные, целевые, проектные начала. Но для человека это становится предметом сложных объяснений что такое это бытие.

Для философии жизни – мир существует как проявление силы воли, слепой мировой стихии воли (Шопенгауэр) или субъективной воли к власти (Ницше) как главного механизма развития.

Для феноменологов (Гуссерль и др) - бытие мира, его объектов - это феномены, феноменология моего сознания, сознания индивида: я смотрю и вижу мир как мир моих феноменов (в чистом или конкретном виде). Феноменологичность моего сознания позволяет мне признать бытие мира.

Для Декарта это было в варианте –мыслю, следовательно, существую и могу говорить о себе и мире.

Для герменевтики (Гадамер,Ясперс, Хайдеггер, Рикер и др.) мир дан только если он выражен в языке, язык обозначает и несет в себе возможность понимать мир. Без понимания не может быть мира, а оно дается через язык и работу в языке. Мир пуст если что в нем не оживлено языком, не живет в языке.

Позиции определения бытия заданы всеми философскими направлениями: структурализм говорит о бытии мира, человека только если за этим даны целостные структуры со способностью со стороны их имплицировать (возбуждать и поддерживать(функционирование и развитие всего в мире. Постмодернизм находит свои «аргументы», поворачиваясь в сторону синергетичности мира. Бытие задано синергетическими «посылами» и потому в нем все плюралистично, неопределенно, наполнено знаками «отсутствия» при обращении к чему-то реально присутствующему (говорить, констатировать справедливость, законность, защиту человека при отсутствии таковых в действительности). Бытие – это игра в то чего реально нет, при видимости, что это наличиствует; бытие в его человеческой активности порождает мир симулякров (пустышек), симуляций – имитации и игры в порывы, в заботы, в настоящее, хотя в реальности все безразлично. Мир, как природы, так и общества становятся фантомами бытия (из них изымается, изгоняется скрыто, без рефлексивной оценки этого или осознанно при наличии определенных целей то, что гарантирует жизнеспособность человеку, обществу, природе - здоровая мораль, ответственность, чувство экологичности, чувство непресыщенности вещизмом, деньгами и многое другое, без чего человечество обречено на вырождение).

 

 

Понимание и знание понятийного ряда, философских позиций и значений рядо- и родоположенных терминов в аспекте проблемы бытия в философии и определенности данного термина требует определенных уточнений и движения в рамках этого прояснения.

Что стоит за ним как фундаментальной предпосылкой философствования, философского отношения к миру? Что есть бытие и что есть небытие? В чем его неоднозначность?.

Бытие как общая философская категория развертывает себя как нечто: как реальное и идеальное (свой анализ его дают разные философы от Парменида, Гераклита и до Хайдеггера, в том числе Н.Гартмана и др.). Бытие как категория конкретизируется в своих определенных основаниях (началах - как материальных и идеальных, так объективных и субъективных, таких как материя, идея, дух, природа, экзистенция, свобода, воля, разум, бессознательное, язык и др.).

Бытие есть сущее, которое выражает существование чего-либо каким-либо образом: предметно, чувственно, мысленно, в чем-либо в вещах, процессах, явлениях, свойствах и т.д. «Вот природа», «вот конкретный человек», «вот процесс образования», «вот жизнь в городе», «вот мысль», «вот конкретный поступок» и многое другое. Все требует понимания того, что стоит за всем этим, делающее все это возможным.

В бытии свернуты и открыты свойства, особенности того, что имеет место быть. Но при этом за бытием есть глубинные основания, то, что выступает основонесущим и устойчивым. Это то, что обеспечивает заданность смысла, смысловое начало в отношениях «человек - мир». Бытие несет в себе опору: либо материальное начало, либо идеальное (духовное) начало. Бытие - то через что укоренен человек, через что он вопрошает о мире (Хайдеггер), то что обладает «силой присутствия», заставляющего об этом мыслить, к этому относиться, это познавать. Бытие есть то, что задано и артикулировано в языке, в мышлении, оно требует поиска тайны мира, т.е. тайны самого бытия, так само выступает тайной в разных выстраиваемых к нему отношений и задаваемых (всплывающих в мышлении человека, общества) вопросах. Бытие как способ проявления наличности чего-либо каждый раз дает разные корневые доминантовые сущности, которые трактуются как главное и основное в его основаниях (сравните позиции Гераклита-Парменида, Гегеля-Фейербаха, Декарта-Шопенгауэра,

Бытие дано в существующем., которое раскрывает и его единство и его многообразие через это единство., а также высвечивает что реально, действительно и что мнимо по своим свойствам (реальность чувств, политических проектов, социальных гарантий и т.д. или мнимость, ложность всего этого.

Бытие важно взять с точки зрения единства (позиция в науке, в технике, в стандартах и т.д.).

Бытие - это особая категория и надо уметь подчеркнуть, что обеспечивает бытие как нечто существующее. Бытие - это то, что есть. Есть (настоящее) - это пересечение того, что несет в себе прошлое и будущее.

 

Итак, Вам важно найти и понять как в разных философских учениях и не только в философских выражается фундаментальная зависимость: «быть значит…..», ранее мы говорили о том, что быть – это значит мыслить, действовать, воспринимать, быть материальным, духовным и т.д. Показать слайд-схему с разными направлениями.

Попробуйте найти эту связь в структурализме, в психологии, в литературе, в квантовой физике, в постмодернизме, в иррационализме и др.

Мир дан не только как нечто совокупное, сумма объектов, вещей, но мир есть процесс.

Подумайте над тем, что позволяет нам говорить и видеть сложность этого «состояния» мира как процесса. Если мир процесс, то этот процесс как сам мир не может быть простым

Мир существует, но это существование имеет данность только потому, что его можно к чему-то «привязать» и в чем динамику, процессуальность мира можно конкретизировать, выявить достаточно определенно. В этом аспекте в философии появляются проблемы описания мира в его атрибутах. Мир имеет свои формы существования и только через них нам дан и такими атрибутами выступают пространство и время, которые тесно связаны с движением как важнейшей способностью мира самосоздавать, обновлять себя.

 

Бытие мира задано в его основаниях: материальном, идеальном, социально-организованном, человеко-индивидуальзированном. Материальность бытия выражает сложность устроенности мира. Изучение материальности в философском плане определяется рядом аспектов и точек зрения, которые представлены как на историческом, так и на концептуальном уровнях. Проблема прежде всего обозначена в понятийном плане: что из себя представляет категория материи, насколько она конструктивна и важна для построения философских и основанных на ней и смежных с ней базовых понятиях из области психологических, экономических, культурологических, исторических и других теорий. Изначально, появляясь в эмпирическом, стихийном, обыденном плане в сознании, она представляет ему мир предметов, которые доступны сенсорному «зондированию»,тем органам чувств, естественно дающим сознанию /человеку/ то или иное предметно-материальное содержание. И здесь в философии уже возникает вопрос: почему недостаточно исключительно антропометрических данных для измерения материальности мира. Почему органы, соединяющие человека с миром ограничены, недостаточно информативны для решения проблемы материальности.

В философии есть несколько концепций, подходов: эволюционный, исторический, структурный, аксиологический и др. В них делается попытка определить возможности человеческой органики в постижении материальности мира. Важно понять отправные моменты, которые лежат в той или иной концепции.

Эволюционная «аргументация», точка зрения основывается на том, что мир - это процесс, это длительный ряд этапов, изменений, которые формировали и создавали нынешнее многообразие вещей и предметов, состояний в их сегодняшнем виде. Эволюция материального сложнее простых человеческих органов чувств, поэтому их недостаточно для постижения материальности мира.

Историческая «интерпретация», или точка зрения, исходит из того, что сами органы чувств «не успевают» в своем развитии придти к такому состоянию, чтобы охватить материю в ее многообразии. Это указывает, в частности, на то, что в них нет такого «исторического суммирования», информационного накапливания возможностей, которых достаточно для того, чтобы открыть всю материальность мира целиком и полностью. Историчность, как нагруженность и самой материи, и человеческих органов чувств, показывает их дистанционность, которая тем самым характеризует невозможность проникновения в длительность развития материального.

Структурный срез материального в мире, его бытии достаточно явно показывает невозможность постичь материальность мира лишь «простым взглядом» на нее. Структурность материи подчеркивает необходимость сложной упорядоченной работы мысли, которая подкрепляется конкретными эмпирическими фактами, открытиями. Но сам факт упорядочения указывает на то, что философия организует работу мысли над содержанием ключевых понятий, входящих в структуру того или иного философского построения, и тем самым и категории материи. Материальность описывается в терминах конкретных наук, которые, обосновывая сложный характер строения мира, затем являются естественнонаучным базисом для построения философской теории. Структурность как в естественных науках, так и в философии исследуется многокачественно в понятиях «элемент», «система», «уровень» и т.д.

Аксиологический подход - один из последовательно развиваемых в философии на природу материальности мира. Здесь важно иметь в виду следующие моменты: какова реальная ценность этого понятия, что дает философский план категории материи. В идеализме материальное /материя/ - это форма проявления духовной субстанциональности в виде разных форм телесности, материальности. Материя «заряжена» духовным началом и потому структурна, развивается, меняется. Материальное - утилитарно и грубо, оно не может быть измерено в терминах цели, смысла направленности и потому локализуется в научных терминах, таких как масса, плотность, заряд, энергия и т.д. Ценностный характер сосредоточен в природе духа, в идеальном начале, который оно реализует посредством материального. Цели и планы - это ценностные нормы, сосредоточенные в духовном начале. Однако важно иметь в виду, что при всей значимости таких аргументов материя имеет свое ценностное содержание: оттеняя духовное в мире, она делает его, т.е. создает возможности проявления его многообразия. Надо также иметь в виду, что философские подходы связаны и отличаются от научного, говоря о конкретных естественных науках, открытия материальности мира.

Сама материалистическая линия, традиция, в философии содержит разные подходы, где материя рассматривается как: 1/субстрат, 2/как субстанция, З/объективная реальность, 4/проявление атрибутов, 5/через антропометрическое измерение.

Исторически в философии материя рассматривается изначально существующей и вещественно организованным материалом. К вещественному основанию относят разные стихии: воду, огонь, воздух, землю и т.д. Наконец, вещественное становится чем-то единым и общим для всех вещей, некоей праматерией, а затем и мельчайшим, элементарным - «атомом». Сразу появляется вопрос: почему именно по этому пути идет логика мысли при открытии содержания материальности /от стихий к атому/, на это важно дать ответ.

Следующий субстанциональный подход также исторически обусловлен. Если субстратный подход • это эпоха античности, то субстанциональный - это эпоха Нового времени, в нем следует искать объяснения. Однако, важно обратить внимание на содержательную сторону такого подхода. Для того, чтобы определить материальность обращаются к таким понятиям как свойство и качество материи, к ним относят массу, форму, непроницаемость и др. Важно понять почему, во-первых, выделяются качества и свойства, во-вторых, выделяются такие качества и свойства. Материя в этом подходе рассматривается как носитель ряда качеств и свойств.

Родившийся по времени и по сути философский подход в конце XIX - начале XX вв. исходит из следующего. Нельзя понять всей сути материальности, не имея в виду ту «противопозицию», в которой выражено соотношение материального и нематериального или материи и духа, природы и сознания. Через это соотношение материя получает емкое обозначение - объективная реальность и отсюда все возможности для построения соответствующей концепции материальности мира. Объективность - это и независимость существования от сознания, это и загадочность ее открытости для сознания и т.д. Противопоставление здесь является важным инструментом для определения материальности мира, самой категории материи.

Атрибутивный подход - это попытка выйти на материальность мира через формы и способы его существования, такие как движение, пространство и время. Здесь материя приобретает и одновременно раскрывает и унифицированные, и конкретные характеристики. философия здесь работает вместе с современным естествознанием, философия всегда обращалось к пространству, времени, движению, однако, определенность появляется лишь тогда, когда через них, их связи и конкретные характеристики, параметры просматривается вся структура и системность мироздания; когда взаимосвязанность атрибутов выступает именно такой картиной мира, в которой материальное проявляется в многообразии качеств, уровней, форм.

Антропометрический или антропологический подход, который встречается в разные эпохи, разные времена, но который достаточно интенсивно, вероятно в силу нынешней эпохальной, во многом пограничной ситуации, разрабатывается в наше время, включает в себя следующее. Это попытка просчитать развитие материи, ее структур, вплоть до человека, и с человеком, и его развитием вместе. Человек, его роль в мире, его цели - это ключ, для того, чтобы выйти на материю, за пределы самого человека. Это также попытка найти линии развития материального мира, его возможности, его возможные ветви и направления, одной из которых является линия «нашего Космоса» -линия развития человеческого материала. Философия предлагает антропный принцип понимания развития Космоса: когда все в его развитии сосредоточено и направлено на появление и развитие человека. Человек есть вершинная «величина» развития мира. Мир измеряется через человека.

И еще одно, важно увидеть и найти в этой проблеме то, что данная проблема - проблема материальности - это континуум, скопление загадок и все новых открытий. Они представлены в множестве «вечных» вопросов - откуда мир, как он развивался, сколько миров, в каком мире мы живем и т.д. Эти загадки - необходимое средство узнавания себя и мира, постоянное развитие себя, самой философии, всех наук, культуры, религии и т.д. К числу философских загадок относятся такие: что такое человеческое открытие материального мира, возможны ли другие «нечеловеческие» технологии открытия материальности, существует ли предел элементарности, границы материальности пространственные, временные.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.