Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развития цивилизационного сознания




КРУГЛЫЙ СТОЛ (семинар)

Материалы теста по модулям имеются в приложении №4 и в данном пособии.

Материал для данного вида работы брать в приложении № 5.

 

 

В завершении работы над модулем по «истории философии -2» студент проходит модульное промежуточное тестирование.

Постмодернизм: кризис или новые возможности

Вопросы для обсуждения:

Теоретические и прагматические установки постмодернизма:

1.Что значит - постмодернизм, который сознавая традицию как ценность не хочет жить в ей? К чему придет мир, когда скептическое отстранение от установки на преобразование ира влечет за собой отказ от попыток его систематизации, и когда мир не только не поддается человеческим усилиям его переделать, но и не умещается ни в какие теоретические схемы.

Событие всегда опережает теорию (по Бодрийару).

2. Отчего одни уже «гармонично встроенные категории» заменяются другими? Место атегорий «субъективности», «интенциональности», «рефлексивности» занимают безличные «потоки желания», имперсональные «скорости», неконцептуализируемые «интенсивности». От чего происходят такие «замены»?

3. Источником постмодернистского сдвига в гносеологической плоскости была «деконструкция», в которой классическая философия понимается как «философия присутствия». Основной интуицией такой философии является абсолютная полнота (заполненность) мысла, его тотального, не знающего пустот и разрывов присутствия (presence).

4. Если по Гегелю истина - это целое, то для постмодернистов: целое - опасное заблуждение мысли, идея тотальности ведет к тоталитаризму, а там и до террора рукой подать. Истина плюралистична, а через это не охватна. Человек - чаще случай, чем выбор и в таком случае он не индивидуален, не является свободным, сознательно избирающим свою судьбу. В постмодернизме исчезает понятие субъекта, наделенного сознательными целеполаганием и волей. На первый план выходят бессознательные компоненты духовной жизни.

5. Человечество подошло к опасному рубежу, за которым ничего нет, «конец истории» — ядерная вспышка и самоистребление. Единственно возможный разумный путь - назад, к «нулевому варианту», к уничтожению и запрещению атомного оружия. Идеальное состояние — в прошлом, когда мир не знал средств самоубийства, будущее возможно только как прошлое.

6. Приметой и символом, выражаемой культурной ситуации становятся «кавычки», которые подчеркивают небезусловность любых сигнификаций (обозначений).

 

При подготовке обратите внимание на положения, предлагаемые И.Хасаном и комментарии к ним.

Постмодернизм в общем по И. Хасану включает в себя:

1. Неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков.

2. Фрагментарность и принцип монтажа.

3. «Деканонизацию», борьбу с традиционными ценностными центрами, такими как: САкральное в культуре, человеком, этносом, логосом, авторскими приоритетами.

4. Для посмодернизма «все происходит на поверхности» – без психологических и символических глубин, «мы остаемся с игрой языка, без Эго».

5. Наличествуют молчание, отказ от мимесиса[1] и от изобразительного начала.

6. Утверждается ирония, причем положительная, утверждающая плюралистическую вселенную.

7. Характерно смешение жанров, высокого и низкого, стилевой синкретизм.

8. Театральность современной культуры, работа на публику, обязательный учет

аудитории.

9. Имманентность – срастание сознания со средствами коммуникации, способность приспосабливаться к их обновлению и рефлектировать над ними[2].

Постмодерн отвергает «все метаповествования, все системы объяснения мира», заменяя их плюрализмом «фрагментарного опыта» (И.Хасан). Идеалом культурного творчества, стиля мышления и стиля жизни становится в постмодерне коллаж как условие возможности плюрального означивания бытия (см. Конструкция).

По Лиотару, «эклектизм является нулевой степенью общей культуры: по радио слушают реггей, в кино смотрят вестерн, на ланч идут в McDonald's, на обед - в ресторан с местной кухней, употребляют парижские духи в Токио и носят одежду в стиле ретро в Гонконге». Коллаж превращается в постмодернизме из частного приема художественной техники в универсальный принцип построения культуры.

Постмодерн осуществляет радикальный отказ от самой идеи конституирования традиции: ни одна из возможных форм рациональности, ни одна языковая игра, ни один нарратив не является претензией на основоположение приоритетной линии. В качестве единственной традиции, конституируемой постмодерном, признается «традиция отказа от традиции».

Если «модернизм… в значительной степени обосновывался авторитетом метаповествований», намереваясь обрести утешение перед «хаосом нигилизма», то постмодерн в его коллажности, нестабильности, иронии основан на отказе от самообмана, от ложного постулирования возможности выразить в конечности индивидуальности усилия семантическую бесконечность сущности бытия, ибо «не хочет утешаться консенсусом», но открыто и честно «ищет новые способы изображения... чтобы с еще большей остротой передать ощущение того, чего нельзя представить» (Лиотар).

Д.Белл высказывает опасение, что бунт постмодернизма против стереотипов современности в социальном мышлении не может гарантировать сохранения терпимости и плюрализма и приведет лишь к новому утверждению насилия и обмана.

 

 

Вопросы теста по истории философии-2:

1. О. Конт считается родоначальником:

а) научной метафизики

б) социального реализма

в) позитивизма

г) эмпиризма

 

2. По Конту история познания в обществе проходит следующие стадии:

а) зарождения, расцвета, угасания

б) искусств, ремесел, наук

в) теологическую, метафизическую, позитивную

г) теоретическую, практическую, организационную

 

3. Позитивизм проходит разные стадии:

а) эмпириокритицизма, неопозитивизма, постпозитивизма

б) эмпириокритицизма, постпозитивизма, модернизма

в) эмпириокритицизма, семантического позитивизма, логического пози-

тивизма

г) логического позитивизма, аналитической философии,

лингвистической философии

4. Неопозитивизм опирается на следующие принципы:

а) принцип координации знания

б) принцип логического выражения знаний

в) принцип соответствия знаний действительности

г) принцип экономии знаний

 

5. В постпозитивизме выделяются следующие принципы:

а) принцип логического уточнения научного знания

б) принцип лингвистического уточнения научного знания

в) принцип верификации научного знания

г) принцип фальсификации научного знания

 

 

6. Основой эволюции мира по А. Бергсону выступает:

а) активность материи

б) жизненный порыв

в) интеллект

г) идея

 

7. К основным проблемам экзистенциализма относят:

а) проблему активности человека

б) проблему существования человека

в) проблему смерти человека

г) проблему гуманности человека

 

 

8. Философия экзистенциализма имеет следующие виды:

а) религиозный

б) атеистический

в) творческий

г) социально-политический

 

 

9. Феноменология – это описание:

а) предметов

б) стереотипов сознания

в) того, как дано сознание

г) субстанциональности сознания

 

10. Э. Гуссерль связывает природу сознания с:

а) набором свойств

б) интенциональностью

в) многоуровневостью

г) стабильностью

 

11. К философам экзистенциализма не относится:

а) Шеллинг

б) Сартр

в) Ясперс

г) Камю

 

12. Философия психоанализа обращает внимание на:

а) подсознательное

б) бессознательное

в) предсознательное

г) полусознательное

 

13. Психоанализ выделяет следующие характерные структуры:

а) бессознательное, Я – эго, сверх – Я

б) предсознательное, сверхсознательное, подсознательное

в) подсознательное, Я – эго, свободное сознание

г) Я – эго, сверх - Я, свободное сознание

 

14. Психоанализ неоднороден, он включает в себя разную природу бессознательного:

а) индивидуальное бессознательное

б) коллективное бессознательное

в) историческое бессознательное

г) космическое бессознательное

 

15. К представителям психоанализа относят:

а) З. Фрейда

б) К. Юнга

в) Тейлора

г) Э. Фромма

 

16. Психоанализ позволяет понять по-новому особенности:

а) человека и общества

б) телесности человека

в) функционирования сознания человека и общества

г) структуры психического в человеке и обществе

 

17. Герменевтика – философское учение, основой которого является:

а) техника текста

б) обнаружение смысла

в) восстановление смысла

г) метод открытия истины

 

18. Герменевтика представляет собой:

а) способ литературоведения

б) способ философствования

в) способ разъяснения

г) способ изложения

 

19. Сущность метода герменевтики заключена:

а) только в искусстве толкования

б)в искусстве толкования, понимания, реконструкции текста, ситуации

в) в искусстве распредмечивания текста и его дополнения

г) в искусстве накопления опыта и открытия истины

 

20. К представителям герменевтики не относится:

а) Г. Гадамер

б) П. Рикер

в) В. Дильтей

г) А. Гумбольдт

 

21. Герменевтический круг – это:

а) взаимосвязь текстов

б) взаимосвязь целого и частей текста

в) переход от одного этапа к другому

г) взаимообусловленность автора и читателя

 

22. Аналитическая философия обращает внимание на:

а) природу рационального

б) логические структуры

в) логический способ объяснения

г) математические особенности познания

 

23. К представителям аналитической философии относится:

а) Б.Рассел

б) З.Фрейд,

в) А.Пуанкаре

г) А.Швейцер

 

 

24. Структурализм обращается к выявлению роли:

а) целого и части

б) структуры и функции

в) фундаментального и относительного

г) устойчивого и меняющегося

 

25. Представителем структурализма не является:

а) Ф. де Соссюр

б) К. Леви-Стросс

в) Ж.Деррида

г) Ж.Делез

 

26. Эпоха начала современной философии определяется как:

а) дадаизм

б) акмеизм

в) модернизм

г) техницизм

 

27. За модернизмом в философии следует направление:

а) авангардизм

б) соцреализм

в) постмодернизм

г) сюрреализм

 

28. К представителям постмодернизма относят (три выбора):

а) Ж.Бодрийяра

б) М.Фуко

в) Ж Делеза

г) М.Шлика

 

29. Постмодернизм отвергает роль и значение:

а) центра

б) периферии

в) абсолютного

г) структурированного

 

30. Л.Толстой обращается к проблемам (два выбора):

а) свободы

б) веры

в) насилия

г) фатализма

 

31. Русский космизм развивает свои идеи опираясь на (два выбора):

а) естествознание

б) западную философию

в) экологические требования

г) религиозные основы бытия

 

 

32. Представителями русского космизма не являются:

а) Н. Федоров, Э. Циолковский

б) Л. Чижевский, В. Вернадский

в) П. Флоренский, А. Лосев

г) Э. Циолковский, Л. Чижевский

 

33. Понятие «симулякр» в постмодернизме означает:

а) смешанный

б) спутанный

в) спонтанный

г) не имеющий объектного смысла

 

34. Постмодернизм вводит различные обозначения реальности:

а) субъективная реальность

б) объективная реальность

в) гиперреальность

г) сверхчувственная реальность

 

35. Для описания действительности постмодернизм вводит термин:

а) матрица

б) ризома

в) симулякр

г) перфоманс

 

36. Какой принцип не характерен для постмодернистского мышления:

а) периферийности

б) децентрации

в) презентизма

г) гармонии

 

37. К основным факторам, порождающим современную философию, относят:

а) экономику, политику, религию

б) глобализацию, научно-технический прогресс, урбанизацию

в) средства массовой информации, либерализацию, новые формы коммуникации

г) компьютеризацию, массификация, технократизм

 

38. «Философия абсурда» получила разработку в творчестве:

а) А. Камю, Ж.-П. Сартра

б) Р. Декарта, В. Лейбница

в) Платона, Аристотеля

г) И. Канта, Г. Гегеля

39. Как называется учение, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью:

а) теология

б) сенсуализм

в) персонализм

г) прагматизм

 

40. Соборность в качестве нравственного начала русского народного духа рассматривали:

а) анархисты

б) марксисты

в) славянофилы

г) позитивисты

41. Кому из философов принадлежит следующая формулировка основного нравственного закона: «Все, что угодно может быть употреблено лишь как средство, только человек – цель сама по себе»

а) Вольтер

б) Р. Декарт

в) Д. Беркли

г) И. Кант

42. Положение о том, что бессознательное (Эрос и Танатос) являются определяющими факторами поведения и жизнедеятельности человека, принадлежит:

а) психоанализу (фрейдизму)

б) экзистенциализму

в) философии жизни

г) ницшеанству

43. В каком направлении философии проблема смысла жизни выступала как основной философский вопрос:

а) марксизм

б) экзистенциализм

в) герменевтика

г) позитивизм

44. Кто из философов 19 века считал, что условием прогресса человека является создание новой морали сверхчеловека:

а) Л. Фейербах

б) О. Конт

в) Ф. Ницше

г) К. Маркс

45. Подлинно свободный, моральный поступок состоит, согласно философии И. Канта, в:

а) следовании требованиям естественной человеческой природы

б) действиях, отвечающих интересам общества и государства

в) следовании религиозным заповедям

г) исполнении долга, требований категорического императива (морального закона)

46. Реализация и раскрытие личности осуществляется через свободу и творчество. Это позиция:

а) З. Фрейда

б) Н. Бердяева

в) Р. Декарта

г) Ф. Энгельса

47. Конформизм – это...

а) стремление обустроить свой быт

б) добровольный отказ от свободы

в) умение отстоять свою мировоззренческую позицию

г) умение следовать естественным человеческим потребностям

 

48. Кто из перечисленных мыслителей считал основанием бытия и развития мира волю к жизни:

а) Ж.-П. Сартр

б) А. Шопенгауэр

в) Г. Гегель

г) З. Фрейд

49. Укажите, какая проблема является основной в философии прагматизма:

а) проблема достижения успеха в делах и поступках человека

б) проблема ценностей, определяющих поведение человека

в) проблема политической свободы

г) проблема сущности и существования человека

50. Проблема соотношения сущности и существования человека была поставлена в философии:

а) позитивизма

б) марксизма

в) экзистенциализма

г) прагматизма

51. Какому философскому направлению соответствует следующее понимание свободы: «Свобода приходит в мир вместе с человеком. Она есть бытие человека. Индивид полностью и всегда свободен. Свобода – тяжкий крест».

а) позитивизм

б) герменевтика

в) марксизм

г) экзистенциализм

 

 

Тест по историческому модулю:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.163 сек.