КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические и теоретические рекомендации и указания
Ваши успехи в освоении темы «Философия общества: человек, цивилизация и их будущее» являются своеобразным индикатором философской компетентности, приобретенной в ходе изучения курса философии. Вы должны соотносить в своих умозаключениях, высказываниях базовые философские категории, идеи и подходы с проблемами и тенденциями современного мира. Содержание темы позволит вам достичь мировоззренческой зрелости – научиться давать оценку явлений и процессов, происходящих в современном мире.
Осваивая теоретический материал, обратите внимание на следующие ориентирующую структуру и вопросы, подвопросы модуля «Общество. Личность. Цивилизация. Глобальные проблемы», а также его проблемы и теоретические положения: Социальная философия и ее специфика. Развитие представлений о целостности общественной жизни. Социальный атомизм: конвенционализм. Социальный органицизм. Общество как система: механизмы самоорганизации (синергетический подход), система социальных институтов, общностей и страт (П. Сорокин). Общество как общественно-экономическая формация (К.Маркс). Ограниченность формационного подхода. Социальные общности и социальные объединения. Представления о социальном институте. Социально-экономические классы и профессиональная структура общества. Индивид, личность, индивидуальность. Идея персональности и идея персонализма. Проблема единства социальной и индивидуальной реальности. «Соборность» и «общественность» (С. Франк). «Социальная сложность» (М. Мамардашвили) как условие бытия личности. Многозначность понятия общества. Соотнесенность понятия общества с понятиями «страна», «народ», «нация», «государство». Общественный прогресс, его критерии, формы и перспективы. Представление о социальных отношениях. Фундаментальные социальные отношения: власть, собственность, равенство, иерархия. Социальная деятельность. Диалектика целей, средств и результатов в процессе деятельности. Понятие «личность». Понятие личности в буддисткой и христианской традиции. Социальные типы личности: деятели, гуманисты, подвижники. Диапазон понимания свободы личности в истории философии. Проблема действия общественных законов. Историзм общественных законов. Проблема нелинейности исторического процесса. Проблема взаимодействия науки – техники – общества в широком социокультурном контексте и их историческом развитии. Современные философские концепции техники. Контуры постиндустриального общества: проблема выбора между качеством жизни, неизбежностью «ускользающей социальности», дегуманизации мира и властью знания, интеллектуальная свободой, культом индивидуализма. Возможности и границы «управления» будущим. Теории постиндустриализма и информатизма: А.Белл, О.Тоффлер, М.Кастельс. Сущность глобальных проблем и их типология. Интерсоциальные проблемы: проблема войны и мира, социально-экономические проблемы, преодоление бедности и экономической отсталости. Проблемы системы «человек – общество»: проблема здравоохранения, народонаселения, образования, компьютеризации и научно-технического прогресса, развитие человека и его будущего. Проблемы системы «человек – общество»: проблемы ресурсов, энергетики, продовольствия, окружающей среды.
Для качественной подготовки к теме модуля предстоит освоить и реализовать следующий алгоритм самостоятельной работы: 1. изучить материал учебников:
2. найти в философских энциклопедиях и словарях определения философских терминов и понятий, употребляемых в тексте учебников, касающихся темы; 3. написать и сдать письменную самостоятельную работу в установленные сроки; 4. получить оценку за письменную самостоятельную работу и ее анализ на консультации с тьютором; 5. пройти успешно контрольный тест, являющегося основанием для допуска к итоговому тесту.
Задания для самостоятельной работы Задание для письменной самостоятельной работы состоит из · вопросов к философским тестам по заданиям · составления философского тезауруса. Ответы на контрольные вопросы сдаются в печатном виде тьютору строго в установленные технологической картой сроки. Варианты контрольных вопросов распределяются в соответствии с ранее описанными условиями. СХЕМА РАБОТЫ С ТЕКСТОМ: А.Предварительная работа с текстом:
1. Охватите общий смысл текста. 2. Определите (найдите) основные понятия текста: 3. Обозначьте проблемы, поставленные (раскрытые) автором в тексте.
Б.Основная работа:
Ответьте на поставленные к тексту вопрос (вопросы) (ключевой пункт анализа).
Задание 1 1.Прочитать отрывок из работы Гегеля «Философия истории» и ответить на вопрос: Что такое историческая личность? 2. Прочитать отрывок из работы Н.А.Бердяева «О рабстве и свободе человека» и ответить на вопрос: Н.А. Бердяев пишет о популярном различии между понятиями «культура» и «цивилизация». В чем оно выражается? 3. Прочитать отрывок из работы Г.Радбруха «Философия права» и ответить на вопрос: Что такое собственность? Какие принято выделять виды собственности? Задание 2 1. Прочитать отрывок из работы К.Ясперса «Смысл и назначение истории» и ответить на вопрос: Какие признаки свободы выделяет К.Ясперс в данном тексте? 2. Прочитать отрывок из работы А.Вебера «К вопросу о социологии государства и культуры» и ответить на вопрос: Какая основная проблема рассматривается в данном тексте? 3. Прочитать отрывок из работы Т. Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» и ответить на вопрос: Каково предназначение государства? Задание 3 1. Прочитать отрывок из работы Н.Д. Кондратьева «Основные проблемы экономической статики и динамики (Предварительный эскиз)» и ответить на вопрос: Что такое общественные отношения? О каком виде общественных отношений идет речь первом абзаце текста? 2. Прочитать отрывок из работы З. Фрейд «Будущее одной иллюзии» и ответить на вопрос: Что такое культура, и какова ее роль в становлении человечества? 3. Прочитать отрывок из работы П.И.Новгородцева «Введение в философию. Кризис современного правосознания» и ответить на вопрос: Что такое общественное сознание? Какое место в его структуре занимает общественное мнение? Задание 4 1.Прочитать отрывок из работы П.Бергера, Т.Лукмана «Социальное конструирование реальности» и ответить на вопрос: Что такое социальный институт? 2. Прочитать отрывок из работы П.Л. Лавров «Исторические письма» и ответить на вопрос: Что такое искусство и художественный образ? 3. Прочитать отрывок из работы Ф. Шеллинга «Система трансцендентального идеализма» и ответить на вопрос: Как Шеллинг разрешил основную дилемму философии истории: если история существует, только проходя через индивидуальное сознание, то она лишена объективности, но поскольку история всегда предшествует каждому индивидуальному сознанию, то последнее лишено уникальности? Задание 5 1. Прочитать отрывок из работы К.Манхейма «Диагноз нашего времени» и ответить на вопрос: Всякий ли человек, утративший групповые связи, ведет себя так, как описал К.Манхейм? 2. Прочитать отрывок из работы К.Ясперса «Смысл и назначение истории» и ответить на вопрос: Как определяет К. Ясперс конечность человеческого существования? 3. Прочитать отрывок из работы Аристотеля «Политика» и ответить на вопрос: Следует ли из аристотелевского определения человека, что он обязательно должен заниматься политикой?
Задание 6 1.Прочитать отрывок из работы Гегеля «Философия истории» и ответить на вопрос: Как согласуются в исторической личности индивидуальные и общественные интересы? 2. Прочитать отрывок из работы Н.А.Бердяева «О рабстве и свободе человека» и ответить на вопрос: Какое значение понятий «культура» и «цивилизация» предлагает Н.А. Бердяев? 3. Прочитать отрывок из работы Г.Радбруха «Философия права» и ответить на вопрос: Какое влияние, по мнению Г.Радбруха, имеет частная собственность на личность человека? Задание 7 1. Прочитать отрывок из работы К.Ясперса «Смысл и назначение истории» и ответить на вопрос: Как, с точки зрения К.Ясперса, надо изучать человека? 2. Прочитать отрывок из работы А.Вебера «К вопросу о социологии государства и культуры» и ответить на вопрос: В чем, по мнению А.Вебера, состоит трагичность культурного процесса? 3. Прочитать отрывок из работы Т. Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» и ответить на вопрос: В чем состоит сущность общественного договора?
Задание 8 1. Прочитать отрывок из работы Н.Д. Кондратьева «Основные проблемы экономической статики и динамики (Предварительный эскиз)» и ответить на вопрос: Как Н.Д. Кондратьев определяет «строй или сумму идей»? Соответствует ли это определение с современным понятием идеологии? 2. Прочитать отрывок из работы З. Фрейд «Будущее одной иллюзии» и ответить на вопрос: З.Фрейд пишет о существовании различия между культурой и цивилизацией. В чем оно выражается? 3. Прочитать отрывок из работы П.И.Новгородцева «Введение в философию. Кризис современного правосознания» и ответить на вопрос: Каковы характерные признаки общественного мнения?
Задание 9 1.Прочитать отрывок из работы П.Бергера, Т.Лукмана «Социальное конструирование реальности» и ответить на вопрос: Что такое социальная роль? 2. Прочитать отрывок из работы П.Л. Лавров «Исторические письма» и ответить на вопрос: Что такое «эстетическая сила»? При каком условии она становится цивилизованной? 3. Прочитать отрывок из работы Ф. Шеллинга «Система трансцендентального идеализма» и ответить на вопрос: Как Шеллинг пояснил известный афоризм о том, что история ничему не учит?
Задание 10 1. Прочитать отрывок из работы К.Манхейма «Диагноз нашего времени» и ответить на вопрос: Что такое тотальная пропаганда? 2. Прочитать отрывок из работы К.Ясперса «Смысл и назначение истории» и ответить на вопрос: В какой мере человек может считаться свободным существом? 3. Прочитать отрывок из работы Аристотеля «Политика» и ответить на вопрос: Что такое власть? Какие виды власти возможны?
Задание 11 1. Прочитать отрывок из работы Гегеля «Философия истории» и ответить на вопрос: Можно ли камердинера, о котором пишет Гегель, назвать «неличностью»? 2. Прочитать отрывок из работы Н.А.Бердяева «О рабстве и свободе человека» и ответить на вопрос: Кто из русских философов раньше, чем О.Шпенглер, разработал теорию культурно-исторических типов? 3. Прочитать отрывок из работы Г.Радбруха «Философия права» и ответить на вопрос: Каково значение частной собственности для развития цивилизации? Задание 12 1. Прочитать отрывок из работы К.Ясперса «Смысл и назначение истории» и ответить на вопрос: Почему современные философы считают, что ошибочно понимать человека только как «развившееся» животное? 2. Прочитать отрывок из работы А.Вебера «К вопросу о социологии государства и культуры» и ответить на вопрос: Что понимается под объективациями культуры? Что противопоставляется им? 3. Прочитать отрывок из работы Т. Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» и ответить на вопрос: Выделите в определении государства Т.Гоббса два его «проекции»: «внутреннее государства» и «внешнее государство»? Задание 13 1. Прочитать отрывок из работы Н.Д. Кондратьева «Основные проблемы экономической статики и динамики (Предварительный эскиз)» и ответить на вопрос: Что такое коллективное и индивидуальное сознания? Какая связь существует между ними? 2. Прочитать отрывок из работы З. Фрейд «Будущее одной иллюзии» и ответить на вопрос: Каковы функции культуры? 3. Прочитать отрывок из работы П.И.Новгородцева «Введение в философию. Кризис современного правосознания» и ответить на вопрос: Почему общественное мнение составляет опору правового государства?
Задание 14 1.Прочитать отрывок из работы П.Бергера, Т.Лукмана «Социальное конструирование реальности» и ответить на вопрос: Почему П.Бергер и Т.Лукман сравнивают функционирование социальных институтов с театральной постановкой? 2. Прочитать отрывок из работы П.Л. Лавров «Исторические письма» и ответить на вопрос: Каковы основные функции искусства? 3. Прочитать отрывок из работы Ф. Шеллинга «Система трансцендентального идеализма» и ответить на вопрос: Каков предмет философии истории? Как различаются всемирная история и прагматическая история?
Задание 15 1. Прочитать отрывок из работы К.Манхейма «Диагноз нашего времени» и ответить на вопрос: Какой тип личности описал К.Манхейм в третьем абзаце данного текста? 2. Прочитать отрывок из работы К.Ясперса «Смысл и назначение истории» и ответить на вопрос: Что может считаться подлинным самобытием? 3. Прочитать отрывок из работы Аристотеля «Политика» и ответить на вопрос: Каковы виды государственной власти? Каким видам государственной власти Аристотель отдает предпочтение?
2.Вид работы. Работа над основными понятиями (терминами, категориями философии). Данная работа является самостоятельной, она делается под контролем тьютера и предполагает письменный ответ на задание по терминам, связанным с изучаемой темой, модулем. Схема задания прилагается. Для подготовки к этому виду работе необходимо прочитать литературу по указанной теме, модулю, начиная с учебно-методического комплекса по философии для студентов ТГУ, существующего в печатном и электронном виде, и всей той литературы, которая связана с указанным модулем и темой.
РАБОТА С ТЕРМИНАМИ (ПОНЯТИЯМИ). ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ
Рассмотрите предложенные в задании понятия философии – по следующей схеме:
1) обратите внимание на происхождение названия (есть ли в названии смысловая информация, что содержит в себе факт его появления); 2) поясните, что несет в себе значение, содержание понятия (опираясь на определение философского термина, понятия); 3) покажите как связано со временем появление этого понятия, когда возникает (в какое время – какая эпоха, время, ХХ век и т. д.); 4) что концептуально несет понятие, т.е. на какие проблемы выводят эти понятия (термины, категории философии)
ЗАДАНИЯ ПО ТЕЗАУРУСУ:
Философский тезаурус (словарь) сдается в печатном виде тьютору в установленные технологической картой сроки. Недобросовестное выполнение этого задания является основанием для тьютора выставления неудовлетворительной оценки по всему блоку самостоятельной работы. Студенты делают письменное работу на знание основных понятий модуля:
Письменно раскрыть содержание данных терминов, категорий по теме «Общество. Личность. Глобальные проблемы человечества»
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |