Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические аспекты работы




Следует отметить, что методическая работа в сфере гуманитарного знания является одной из практических форм формирования мышления студентов. Она должна обеспечивать развития способности осваивать тот или иной материал по конкретным наукам, но и развивать в целом культуру мышления и научной диверсификации его в соответствии с теми или иными профессиональными выборами студента. Мы предлагаем в этой связи конкретный ряд тем, помогающих как студентам, так и преподавателям видеть содержание и изучать его в соответствии с предлагаемыми структурными вариациями вопросов некоторых выбранных тем.

 

В данной теме следует обратить внимание на преемственность понимания философией того, что является познанием (познавательной деятельностью). В то же время обратить внимание на особенности познавательного процесса, имеющего научную природу, здесь же важно обратиться к многообразию видов познания, определить специфику его различных видов. Обращаясь к понятию «наука», ее природе важно раскрыть как ее своеобразие, так и ее структурные проявления. Употребления ее в качестве различного функционального способа нужно понять науку как форму познавательного развития, ее когнитивную роль.

Важным вопросом данной темы является вопрос о «методе». Научное познание имеет свою структуру, в которую как фундаментальный элемент входит метод. Метод представляет собой способ познания. В теме важно подчеркнуть, что представляет собой научный метод, в чем представлена его специфика. Метод отличается многоплановой инструментальностью. Поэтому методы имеют свою дифференциацию и классификацию. Философия как методологическое знание исследует многообразие и различие методов, их природу. В этой связи необходимо подчеркнуть методологический план философского знания. Обратиться к методологии как области философского знания. Методы научного познания - это различные способы получения знания. В науке существуют различия методов по видам и уровням. Следует уяснить эти виды (философский, общенаучные, частнонаучные), указать на их основания и показать их связь. Необходимо понять и показать почему философия является всеобщим методом научного познания, при этом важно опираться на данные различных наук (естественных, социальных и др.), важно раскрыть эту специфику на примерах современных достижений науки и на базе анализа общественных процессов. Принципиальным является раскрытие роли и значение философии как методологии и наличия определенных философских позиций у ученых-исследователей.

При обращении к уровням научного познания следует не просто выделить и назвать их, но и раскрыть их природу. Оба уровня (эмпирический и теоретический) научного познания характеризуют наличие общенаучных методов, которые включают в себя свои методы: эмпирические и теоретические методы исследования, это те методы, которые характеризуют возможности и способы познания различных объектов, явлений, процессов с их специфическими характеристиками. Поскольку научное познание - это процесс, то методы научного познания обуславливаются особенностями развития самого научного знания, в том числе и со стороны исторической обусловленности методов научного познания, их возможностями. В этой связи важно показать что формируются новые методы научного познания на различных его уровнях, в частности, тех которые основаны на применении компьютера.

Важным самостоятельным вопросом семинара является вопрос о понимании форм научного познания, их природе. Научное познание как сложно организованное знание и познавательный процесс сопряжено с различными формами, позволяющими науке иметь свою динамику и преемственность. Формы научного познания выступают формами организации, систематизации и развертывания научного познания. Они организуют научную деятельность в соответствии со стадией, возможностями и потребностями исследовательской деятельности. В форме научного познания представлена обусловленность их как особенностями объекта, так и особенностями субъекта и средств научного познания. Организация и обоснование научных положений происходит в различных формах, следует указать и охарактеризовать (что представляют собой научный факт, проблема, гипотеза, теория, идея, принцип, научная картина мира, стиль познания), показать их содержательные различия, найти эти формы в конкретных науках, областях научного знания. Следует обратить внимание на теорию, стипь познания как фундаментальные формы научного познания, подчеркнуть их особенности и роль.

Обращение к многообразию форм научного познания важно по самому принципу понимания роли и значения научного познания (науки). Роль научного инструментария задается пониманием социального и исторического статуса науки, она подтверждает, то что наряду с общими и универсальными способами работы с научным знанием существуют требования к их развитию и применению. Поэтому научное знание это исторически развивающееся и изменяющееся знание, характер изменений и технологии этих изменений играют заметную роль в развитии (росте) научного знания. Философия науки как особая область философии рассматривает перемены научного знания в своих понятиях и моделях научных технологий. В этой связи важно посмотреть что собой представляют такие механизмы развития науки как научно-исследовательские программы, понятия нормальной науки и парадигмы, и развивающегося знания в науке, а также принципов, критериев определения и формирования научного знания. Все это представлено в современных концепциях истории науки (Т.Кун, К.Поппер, П.Фейерабенд, М.Фуко и др.).

Серьезным вопросом темы является понимание специфики социального познания. Прежде всего необходимо понять специфику того, что представляет собой все социально (гуманитарное) знание. Социальное познание является «обособленным» познанием. Специфика его охватывает его структуру и элементы. Среди них важнейшими являются понятия субъекта и объекта. Разбор социального познания целесообразно начать с объекта. Объект социального познания имеет свои социальные характеристики. Социальность объекта определяется конкретной его природой, им может быть общество, группа, коллектив, социальная среда, деятельность, сам человек и т.д. Социальные объекты социально многолики в своем проявлении. Так, общество представляет собой систему, результат развития или продукт определенных этапов исторического развития, эти характеристики фиксируются разными характеристиками, различными понятиями, в частности, культуро- и исторически- нагруженными особенностями. С другой стороны процесс познания невозможен без субъекта. Познавая социальный объект, исследователь выступает субъектом познания при этом он является носителем знаний, идей, определенного мировоззрения сформированного социально. Важно иметь в виду насколько и каким образом его оценочность социальных явлений и характеристик в процессе исследования социального объекта входит и влияет на точность и адекватность его обоснования и описания. Можно ли абстрагироваться от своих оценок и быть точным, истинным в познании социально и исторически выраженных объектов (явлений, процессов, фактов, событий). Диалектика социального познания включает в себя то, что субъект познания может идентифицироваться по историческим, социальным, культурным характеристикам с объектом, так как он сам является, «выступает» членом определенной социальной среды, связей, культуры, экономических, политических и иных социальных отношений. Субъект социального познания вписан в определенные социально-исторические условия, связи, отношения.

Всякое познание ставит вопрос о точности, адекватности его. В социальном познании вопрос о точности, адекватности, следовательно и характера истинности, определяется позицией объективности. Как гносеологическая характеристика результата познания вопрос о точности выражен в соответствии с такими составляющими ее как ценность, оценка, интерес. Насколько их присутствие в позиции субъекта делает сам процесс познания адекватным, точным, объективно-реальным.

К числу принципов социального познания следует отнести такие, как историзм, социальная конкретность, социальная позиция и ценностные ориентации, идеологические оценки. Данные принципы как методологические позиции влияют на результат познания, они характеризуют прогностические аспекты данного подхода и исследования, связанного с личностью субъекта познания. Социальное познание имеет эмпирическую и теоретическую базу. Оно проводится, опираясь на эмпирические и теоретические методы исследования. Здесь важно понимание и логическая строгость. Социальные теории создаются в результате переплетения субъективных и объективных характеристик самого познавательного процесса.

 

ЛИТЕРАТУРА (кратко)

Андреев И.Б.Наука и методы познания. М.,1981

Кузнецов В.И.Методы науки. М., 1997

Никитин В.П. Научность и точность знания. Л.,1990

Келле Ж.Историческое познание. М.,1991

Михайлова И.Б.Методы и формы научного познания. М.,1979

Ракитов И.В. Методология научного познания. М.,1991

Кочергин А.Н.Методы науки. М.,1996

Социальное познание. Сп-б.,1996

Смирнова И.М. Социокультурные предпосылки науки. Минск, 1992

Современная философия науки. М., 1996

Философия и развитие науки. М., 1998

Философия и будущее науки. М.,1993

Философия науки. (Основные термины: ред.. А.Лебедев) М.2005

 

 

ЛИТЕРАТУРА (полно)

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. –М., 1998.

Аналитическая философия. Хрестоматия. М.1992

Бибихин В. В. Философия и религия // Вопросы философии. 1992 г. №7.

Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов.

Ростов-на-Дону, 2001г.

Введение в философию. В 2-х ч. Ч 2. –М., 2004.

Золотухина- Аболина Е. В. Страна Философии. Ростов-на-Дону. 1995 г.

Ильин В.В. Философия. Учебник для вузов. М., 1999г.

Ильин В.В. Классика-неклассика-неонеклассика. // Вестник МГУ сер. 7. 1993, № 2.

Канке В.А. Философия -М.,2005.

Кузнецов В.Г, Кузнецова И.Д, Миронов В.В, Момджян К.Х.. Философия:

Учебник. – М., 2003.

Кувакин В. Л. Что такое философия. М., 1989.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990

Миголатьев А. А. Философия. Ее роль в жизни общества // Социально-

гуманитарные знания. 2001. №1.

Мир философии. Книга для чтения в 2-х частях. М., 1991

Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей. М.,1991

Новейший философский словарь. Минск, 1999

Ортега- и- Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

Рассел Б. История западной философии. Т.1. – Новосибирск, 1994г. – Книга1.

Введение.

Пригожин И. Переоткрытие времени. // Вопросы философии. 1989, № 8.

Порус В.Г Пространство в человеческом измерении //Полигнозис. 2000. № 2.

Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов. М., 1999

Тихонравов Ю.В. Философия. Учебное пособие. М., 1998

Хайдеггер М. Бытие и время. // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет.

М., 1993.

Хайдеггер М. Время картины мира. // Хайдеггер М. Работы и размышления разных

лет. М., 1993.

Хрестоматия по истории философии. М.,2001 в 3-х ч.

Фомина Н.П. Хрестоматия по западной философии. М.,2005

Философия: Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д.: Феникс. 1995.

Философия. Под. ред. В.И. Кирилова. В 2-х ч. М.,2003,Ч.II.

Философия в вопросах и ответах. Под ред. Несмеянова Е. Е., М., 1999

Философия и ее место в культуре. Новосибирск. 1990

и др.

 

Электронные источники:

 

1.http://www.sol.ru/Culture/Filosofy/

2.http://books.atheism.ru/philosophy/

3. http://www.ido.edu.ru/philosophy/

4.http://renaissance.rchgi.spb.ru/

5.http://antology.rchgi.spb.ru/

6.http://www.auditorium.ru/

7.http://www.freud.ru/

и др.

 

Электронные издания в библиотеке ТГУ

 

1.Философия:от Античности до Современности (CD)

2.Корниенко Н.А. Философия: курс лекций (CD)

3.История философии. (СD)

 

 

Обучающий тренинг: задания и и тестовые тренинги.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.