КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В образовании 6 страница
Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. – М., 2000. Контрольные вопросы и задания 1. Насколько классификация политических лидеров у М. Вебера соответствует современным условиям? 2. Какие типы лидеров имели место в российской истории? 3. Какой тип лидера (по политическому стилю) может, на ваш взгляд быть полезен современной России? 4. Какие из функций наиболее слабо выражены у современных российских лидеров? 5. Произошла ли, на ваш взгляд, смена типа лидерства в современной России по сравнению с предыдущим периодом?
Глава 11. Тенденции развития партийной системы в Российской Федерации. Российские молодежные общественно-политические движения.
Политические партии представляют собой сложную организационную и функциональную общность. С одной стороны, партия создается гражданами, с другой – она порождение самой власти, которой свойственна иерархичность. Традиционно, партии «западного типа» выполняют функции социального представительства, завоевания политической власти, политической социализации и мобилизации, рекрутирования элиты. В России эти функции выполняется другими институтами, подменяющими партии (в качестве таких институтов часто выступают СМИ). Любая партия с функциональной точки зрения представляет собой отражение взаимосвязи государства и граждан, имеющих право голоса. В условиях России, эта взаимосвязь проявляется в своеобразной форме. В нашей стране традиционно доминантной формой социальной интеграции является государственность. В России нет гражданского общества как нормативно-ценностного образования, автономного по отношению к государству. Государство в России всегда есть одна из сторон в конфликте с некой противостоящей силой (социальной, региональной, этнической общностью). И противостояние это часто бескомпромиссно; конфликт снимается только подавлением противника. Именно поэтому в Российской Федерации политическая партия не может выполнять функцию канала связи между государством и обществом, политическая партия выражает и доносит до государства интересы отдельных групп (территориальных, экономических и этнических кланов). Другая функция политической партии – выдвижение конкретной личности во власть – в России также имеет свои особенности. За пределами Государственной думы влияние партий в политической жизни страны проявляется крайне незначительно. Ключевым моментом учета групповых интересов являются связи клиентов со своими политическими патронами, одним их которых является представитель бюрократии, а другим чаще всего представитель бизнеса. Принцип разделения властей в России или был неизвестен или имел условный характер. Важнейшие политические решения принимаются в нашей стране при участии большинства Думы, но оно является политической партией лишь номинально; большинство Думы не есть правящая партия, она представляет собой партию власти. Партия власти – это не политическая партия классического типа – эта сама власть, инструмент ее легитимации и приспособления к новым реалиям. В некотором смысле – этот феномен в России вызван ослаблением государства, признанием со стороны государства наличия социальных конфликтов. Если ослабление продолжается, то партия власти также дробится. Если ослабление преодолевается, то партия власти консолидируется. Все вышесказанное не означает, что для существования политических партий в России нет, и не может быть объективных предпосылок. Такая предпосылка есть – это объективная иерархичность власти, обуславливающая постоянное противостояние подвластных и властвующих. Оппозиция в России крайне неоднородна, но имущественное расслоение, возникшее в 90-е гг. XX в., поддерживает ее существование на высоком уровне. Однако, как только государство добивается зримых успехов в борьбе с противостоящими ей силами, оппозиция терпит провал и организационно дробится. Одновременно и партия власти может быть, как сплочена на основе общих интересов, так и выступать в нескольких своих вариантах. Российский электорат редко разбирается в хитросплетениях политической борьбы, и парламентские выборы в России пока представляют собой плебисцит, на котором население либо одобряет, либо не одобряет действия власти. Партия власти и партия оппозиции существуют всегда, но принимают различные обличья. Можно сказать, что партийная система Российской Федерации характеризуется крайней неустойчивостью. В 1993 г. в Государственной Думе было представлено 12 партий и объединений, но затем начался постепенный процесс интеграции партий-карликов. В 1995 г. и 1999 г. произошло значительное укрупнение партий. В Думе 1999 г. было представлено только 6 партий. Наиболее крупными из них стали КПРФ (партия оппозиции) и «Единство» (партия власти и одновременно весьма эффективный PR-проект). В дальнейшем, «Отечество – вся Россия», представлявшая интересы региональной бюрократии, полностью интегрировалась в рамках партии власти. «Яблоко» и другой PR-проект СПС, просуществовав электоральный цикл, политически ослабели, так как оказались отторгнутыми и оппозицией и властью. Либеральные ценности, провозглашенные этими партиями, вступили в противоречие с реальной политикой «правых». СПС, позиционируя себя как защитника малого бизнеса, является партией крупного капитала, который, в свою очередь, зависим от государства. Это внутреннее противоречие «демократической оппозиции» и ощущают избиратели. А в силу особенностей российской политической системы партии могут существовать только в Думе, вне ее стен они переживают идеологические разногласия, организационный раскол и, как следствие, приходят в упадок. Таким образом, в 2003 г. произошла предельная консолидация партии власти, а позиции коммунистов как партии всех недовольных, существенно ослабели. Выяснилось, что антиправительственные речи под сенью красных знамен имеют единственного адресата – протестный электорат, который неумолимо тает. Профсоюзы, прежде постоянно участвовавшие в акциях КПРФ, перестали присоединяться к коммунистическим митингам. Выжить удалось только тем политическим лидерам, которые почувствовали дух времени: население высоко оценивает действия Президента, но все равно считает что «на земле правды нет». Такими политиками стали, прежде всего, ключевые фигуры блока «Родина». Исключительную живучесть продемонстрировала также ЛДПР, партия вождистского типа, лояльная государству и в тоже время, претендующая на «народность». Данные политические силы имеют право на существование, и выполняют в российской политической системе весьма важную функцию, интегрируя все «темные силы» российского общества, делая их относительно управляемыми для власти. Можно ли говорить, что роль политических партий в России по сравнению с началом 90-х гг. неуклонно снижается? Видимо нет. Формирование конкурентной политической системы, в которой политические партии имеют свою социальную базу и обладают устойчивой структурой, связано с формированием устойчивых интересов социальных групп, прежде всего, на базе развития отношений собственности. Но это длительный процесс. В связи с особенностями взаимоотношений власти и населения, роль партий в нашей стране может быть искусственно повышена, а сами партии могут быть использованы как инструмент укрепления властной «вертикали». В декабре 2000 г. Президент, после консультаций с лидерами думских фракций, направил в Государственную Думу проект Федерального закона «О политических партиях». Изначально предполагалось, что в него будут вноситься поправки, смысл которых заключался в степени влияния регионов на партийную систему страны. В конце мая 2001 г. Дума, силами центристской коалиции, отклонила поправку, которая предусматривала финансирование политических партий, в том числе и из бюджетов субъектов федерации. Это поставило барьер для экономической и политической зависимости партий от региональных властей. Летом 2001 г. Закон вступил в силу. После окончания переходного периода партии стали единственным видом общественных объединений, обладающих правом самостоятельно выдвигать и поддерживать кандидатов на выборные должности во все органы государственной власти. Не допускается создание партий по принципам национальной или религиозной принадлежности, региональные партии запрещены. Федеральные партии стали эффективной формой контроля над субъектами Российской Федерации, так как, даже учитывая необходимое взаимодействие с исполнительной властью региона, они неизбежно следуют принципу удаленности от узко-региональных интересов. У партий появилась насущная необходимость участвовать во всех выборных компаниях. Без активного участия в политической жизни на различных уровнях, политическая партия может потерять либо региональное отделение, либо его численность, что способно поставить под угрозу само существование партии. В целом, Федеральный закон «О политических партиях» ограничил политический выбор граждан, но в хорошем для функционирования системы смысле. В 2004 – 2005 гг. государство продолжило строительство партийной системы на перспективу выборной компании 2007 – 2008 гг. Цель – структурирование общества, повышение его управляемости. Метод – частичное освобождение представительных органов власти всех уровней от «внесистемных» депутатов «одномандатников» и переход на пропорциональную систему выборов. В выборах в Законодательные собрания субъектов Российской Федерации впервые участвовали политические парии и избирательные блоки. Избирательный бюллетень для голосования на выборах депутатов Тульской областной думы четвертого созыва 3 октября 2004 г. выглядел следующим образом:[108]
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |