Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие второе. 1. Типы философствования




1. Типы философствования. Гносеологические и социокультурные детерминанты возникновения и воспроизводства материализма и идеализма как основных типов философствования.

2. Материя: основные этапы и подходы к ее пониманию.

3. Место и роль философии в формировании жизненной стратегии человека и общества.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

 

Ленин В. И. К вопросу о диалектике / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. – Т. 29. – С. 322.

Мир философии. Часть I. – М., 1991. – С. 184-190 (Аристотель), 196-197 (Бруно), 211-212 (Ламетри), 232-238 (Бердяев), 264-269 (Фейербах), 271-279 (Гейзенберг).

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Гл. II, IV / Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 21.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия для ХХІ века / Р. Ф. Абдеев. – М., 1994. – Гл. 5, §5.3; гл. 10 §10.5.

Алексеев П. В. Понятие «материя» / П. В. Алексеев // Философские науки. – 1990. – №12.

История философии: Запад-Россия-Восток. Книга первая: философия древности и средневековья. – М., 1995. Раздел IV, §§1,14.

Сартр Ж.–П. Бытие и ничто / Ж.-П. Сартр // Философские науки. – 1989. – №3.

Соколов В. В. Основной вопрос философии в его историко-философской конкретности и развитии / В. В. Соколов // Философские науки. – 1990. – №8.

Степин B. C. О прогностической природе философского знания (Философия и наука) / В. С. Степин // Вопросы философии. – 1986. – №4.

Флоренский П. Общечеловеческие корни идеализма / П. Флоренский // Философские науки. – 1990. – №12; 1991. – №1.

Торосян В. Г. Ценность философии / В. Г. Торосян // Вопросы философии. – 1993. – №9.

 

 

1. Типы философствования. Гносеологические и социокультурные детерминанты возникновения и воспроизводства материализма и идеализма как основных типов философствования.

В ходе второго занятия необходимо рассмотреть основные характеристики, социокультурную почву, гносеологические корни типов философствования, вскрыть детерминанты их возникновения и воспроизводства в новых разновидностях по мере развития общества. Обратитесь к работе Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (Гл. II) и рассмотрите содержание основного вопроса философии, решение которого выступает способом демаркации материализма и идеализма.

Человек как практически действующее существо нуждается для достижения эффективного результата в знании основных характеристик классов предметов, с которыми он сталкивался в своей деятельности. Покажите, каким образом осуществлялся процесс выделения двух основных начал – материи и духа, из которых выводилось все многообразие существующего. Возможно ли существование третьего (четвертого...) типа философствования?

Важно понять, что оба типа философствования эволюционируют вместе с материальным и духовным развитием человечества, проявляясь в различных формах. Следует дать характеристику исторических форм материализма – наивного, метафизического, вульгарного, диалектического, научного и идеализма – объективного и субъективного.

 

По характеру принимаемого первоначала философские системы делятся на монистические, плюралистические (те и другие могут быть и материалистическими, и идеалистическими) и дуалистические. Охарактеризуйте дуализм как тип философствования, выявите свойственные ему затруднения и слабости, делающие его уязвимым для критики, как со стороны материализма, так и со стороны идеализма.

По характеру обоснования и аргументации выделяются рационалистический и иррационалистический типы философствования. Вскройте существенные различия между ними и выявите их корни.

Касаясь корней материализма, необходимо выделить доверие человека своим чувствам, с помощью которых отражается внешний мир и которые убеждают человека в объективности существования мира независимо от человека; успехи предметно - преобразующей деятельности, основывающейся на знании объектов и процессов внешнего мира; точность прогнозов, опирающихся на анализ объективной логики развития явлений и процессов реальности.

Анализируя детерминанты идеализма, обратите внимание на следующие моменты: человек, приходя в мир, застает уже сложившиеся идеи (добро, справедливость и т. д.), которые существовали и до его предков. Какой вывод может быть сделан из этого обстоятельства? Понятия, в сравнении с реальными вещами, обладают рядом «достоинств» – неуничтожимость, неизменность (по крайней мере, в масштабе одного поколения) и т. п. К какому выводу подталкивает это явление? Социальные и научные идеи обладают принудительной силой в отношении человека. Какие выводы могут следовать из этого обстоятельства? Многие качества реальных вещей проявляют себя только в ситуации контакта с воспринимающим субъектом (запах, вкус и т. п.). Как это обстоятельство может породить убеждение в том, что «существовать – значит быть воспринимаемым»?

2. Материя: основные этапы и подходы к ее пониманию.

Далее необходимо выявить основные этапы эволюции представлений о материи. Первый этап связан с пониманием материи как первосубстанции, причем в качестве таковой принимаются чувственно осязаемые, природные стихии: вода у Фалеса, воздух у Анаксимена, огонь у Гераклита, четыре «корня» (элемента) – огонь, воздух, вода и земля у Эмпедокла. Все сущее считалось модификацией принимаемых первоначал: из них все возникает, в них все обращается, прекратив свое существование.

Второй этап, хронологически связанный с развитием науки и философии Нового времени, – этап вещественно-субстратного представления о материи. На основе наиболее развитых в это время механики и физики складывается картина материи как механического движения бесконечного множества атомов, понимаемых как неделимые кирпичики вещества. Наиболее полно такое понимание материи выражено в трудах французских материалистов XVIII века Ламетри, Гельвеция, Гольбаха.

 

Третий этап – с конца XIX века – этап философско-гносеологического понимания материи. Материя понимается как объективная реальность, существующая независимо от сознания человека и копируемая, фотографируемая его ощущениями. Предпосылками такого понимания материи явились открытия в науке и технике (открытие электрона как структурного элемента атома, практическое использование электричества и др.), обнаружившие узость вещественно-субстратного понимания материи.

Выделите контуры формирующегося субстанционально-аксиологического представления о материи, восходящего к Спинозе и видящего в материи систему атрибутов в их ценностном измерении.

Раскройте содержание таких атрибутов материи, как движение, пространство, время, отражение, самоорганизация.

Исходя из принципов структурированности материи и единства материи, движения, пространства и времени, раскройте специфику проявления пространства и времени в неживой и живой природе, в социальной действительности (биологическое время, психологическое время, социальное пространство и время).

Выявите связь между усложнением картины пространства современных производственных систем и жесткими требованиями к времени в системе управления производственными и технологическими процессами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.