Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бытие как проблема метафизики




Философия в форме метафизики – попытка осмыслить бытие и высказаться о нем в терминах абстрактно-теоретического мышления. Именно такую форму приобретает философия в античной культуре. Таким образом, основная задача философии в этот период заключается в том, чтобы понять и объяснить то устойчивое и постоянное в смене явлений и процессов, переходе одних вещей в другие. Поэтому главным вопросом метафизики становится вопрос: как возможно нечто, а не ничто? Размышления над этим вопросом и поиск ответов на него порождают особый способ интеллектуального (умозрительного) познания Космоса, который выразился в разработке и использовании категориально-понятийного аппарата, с помощью которого систематизировалась и объяснялась множественность явлений мира, данных человеку в его восприятии и созерцании. В постоянной смене единичных и конечных вещей или за ней осуществлялся поиск порождающей или обусловливающей их основы, которая сама не изменяется, остается всегда равной самой себе. Такая основа (бытие) не могла быть воспринята чувствами, ее можно только помыслить или увидеть особым зрением – зрением ума. Зримая умом реальность (отсюда, умозрительность, умозрение) и конструируемая умом реальность (представляемость, «предметизация») составляют собой область философской онтологии, в которой осмысливаются предельные основания бытия. Однако осмысление первоначала и как неизменного и как единственную и единую основу всего существующего порождало вопрос о том, как она могла быть способной к постоянному порождению (или превращению) единичных вещей. Неразвитость понятийно-логического аппарата выступала условием разделения «логики вопросов и ответов» на две линии: 1) размышления о происхождении множественности, изменчивости, превращаемости и исчезаемости вещей и 2) устойчивости, неизменности, единственности, осмысленности бытия. Каждой из этих линий соответствовала своя группа философских учений.

Задание 2. Назовите античных философов, принадлежащих к этим направлениям.

Одновременно произошло разделение мира на два «пласта» – мир конечных множественных, исчезающих и возникающих вещей – мир становления и вечного, единого и единственного бытия.

Предложенный вариант ответа порождал новые вопросы, в частности, о характере отношения выявленных и представленных в понятиях становления и бытия. Так была сформулирована задача объяснения (мыслительной процедуры) становления из бытия. Ее решение вылилось в формирование многих философских учений (атомизм, пифагореизм, учение Эмпидокла, Анаксагора), каждое из которых предлагало свой понятийный аппарат и свою онтологию. Тем самым обнаружилась удивительная особенность мышления в понятиях – свобода от чувственно данных многообразных вещей и их свойств, что и позволяло ему создавать различные теоретические объяснения одной и той же совокупности явлений. Еще раз следует обратить внимание на то, что при ближайшем рассмотрении онтологическая проблематика – это не что иное, как «перевернутая» гносеология, но это античной культурой не выявлялось и поэтому не осмысливалось как проблема. Отсюда онтология, во-первых, приобрела самодостаточный характер; во-вторых, выступала как учение о бытии как таковом, то есть вне зависимости от актов понимания и процедур мышления. Такая позиция получила название наивного онтологизма. Философия в этом случае оказывалась «метафизикой вещей», что соответствовало созерцательному взгляду на мир (мир явлений, извещающий о себе) и умозрительному способу постижения всеобщей основы их существования, то есть бытия.

Такая ситуация еще более усугубилась в период средневековой философии, когда в качестве бытия как такового трактовался Бог (= Абсолютное Бытие).

Задание 3. На примере онтологического доказательства бытия Бога покажите «работу» понятийно-категориального аппарата мышления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.