Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие второе. I. Диалектический и метафизический способы познания – это:




ТЕСТЫ

 

I. Диалектический и метафизический способы познания – это:

1. противоположности, которые не могут существовать одна без другой;

2. абсолютно исключающие друг друга противоположности;

3. самостоятельные методы, не зависящие друг от друга.

II. Специфика метафизического способа мышления заключается в отрицании:

1. движения;

2. развития;

3. изменения.

III. Критерием различения материалистической и идеалистической диалектики является:

 

1. время возникновения;

2. область применения;

3. используемые категории.

IV. Объективная диалектика – это способ исследования:

1. объектов;

2. объективной реальности;

3. объективного духа.

V. Метафизический способ познания в рамках материалистического типа философствования применяется для исследования:

1. особенностей движения материи;

2. особенностей развития познавательной деятельности;

3. особенностей развития общества.

 

СЛОВАРЬ

 

Абсолютизация – придание какой-либо характеристики (признаку, свойству) универсального значения.

Абстрактность – односторонность, частичность, упрощенность.

Апория – неразрешимое затруднение, возникающее при осмыслении соответствия опытных данных и их теоретического представления.

Догматизация – принятие какого-либо положения без учета конкретно- исторической ситуации его формирования.

Объект – любое образование, ставшее предметом познания вследствие конструирующей деятельности познающего субъекта.

Способ познания – единство средств и процедур, последовательно используемых в познавательной деятельности.

Стиль мышления – характер организации мыследеятельности.

Схоластика – направление в религиозной философии Средневековья, характерной чертой которого была разработка понятийно-логических средств исследования бытия Бога и познания.

Эристика – искусство спора, полемики.

1. Основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимоперехода количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания.

2. Сущность и содержание основных категорий диалектики.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

 

Мир философии. Книга для чтения: в 2-х частях. – Ч. I. Раздел третий (П. 3. С. 317-328, 339-350).

Энгельс Ф. Диалектика природы / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – 2-е изд. – Т. 20. – С. 526-532, 538-542, 558-562 (или отдельное издание; С. 45-81).

Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук / Г. В. Ф. Гегель. – Т. 1. – С. 215-216, 264-269; 295-300; 312-317.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Ленин В. И. Еще раз о профсоюзах / В. И. Ленин // Полн. собр. соч. – Т. 42. – С. 286-296.

Ильенков Э. В. Диалектическая логика / Э. В. Ильенков. – М., 1984.

Материалистическая диалектика: в 5-ти т.т. – М., 1981. – Т 1. Ч.I. Гл. II, III, IV; Ч.II. гл. VI, VII,VIII.

 

Задачей данного семинарского занятия является осмысление содержания и форм проявления законов и категорий диалектики как системы гносеологических средств познания природы, общества и мышления.

1.1. Основные законы диалектики.

Это такие законы, которые выражают посредством системы понятий всеобщие характеристики развития. В них представлены и выражены определяющие черты, механизмы, пути процесса развития. Поэтому законы диалектики – отражение и выражение различных сторон развития, а вместе с тем и законы преобразования.

Задание 1. Исходя из приведенной характеристики, можно ли говорить о границах функционирования законов диалектики?

1.2. Закон единства и борьбы противоположностей (закон диалектического противоречия).

Сущность, содержание и механизмы действия закона диалектического противоречия выражаются посредством системы понятий: диалектические противоположности, противоречие; единство, тождество, взаимополагание, взаимоотрицание, конфликт («борьба»), разрешение, саморазвитие и другие.

Сущность закона в том, что он раскрывает источник и движущие силы всякого развития. Поэтому он составляет ядро материалистической диалектики (МД) как теории развития. Источник всякого развития связан с возникновением, ростом и разрешением противоречий между диалектическими противоположностями в той или иной системе. Изменение элементов системы под воздействием ее внутренних и внешних отношений ведет к возникновению и росту внутрисистемных противоречий. Источник развития связан, прежде всего, с диалектическими противоречиями, заключенными в самой сущности явлений и процессов. Постижение системы как целого, как органического единства предполагает анализ и синтез ее противоположностей и противоречий. Любые их абсолютизации ведут к искажению природы системы, к непониманию ее функционирования.

Сами по себе противоречия не служат источником развития. Им они являются, когда своевременно разрешаются. В силу этого принципиальное значение приобретает обсуждение вопроса о факторах и механизмах разрешения диалектических противоречий.

Содержание закона единства и борьбы противоположностей выявляется через исследование диалектических противоположностей. Диалектические противоположности – это стороны одного и того же объекта, одновременно взаимополагающие, взаимообусловливающие и взаимо исключающие друг друга. Отношения между диалектическими противоположностями могут иметь разную степень напряженности (тождество, равновесие…).

Задание 2. Какие еще понятия характеризуют отношения между противоположностями? Продолжите ряд.

Выяснение характера отношений противоположностей позволяет осуществить типологизацию противоречий. При рассмотрении внутренних и внешних, основных и неосновных, антагонистических и неантагонистических противоречий необходимо иметь в виду, что эти различия изменяются в процессе развития противоречий в зависимости от конкретных условий и обстоятельств их функционирования.

Механизмы действия закона диалектического противоречия (единства и борьбы противоположностей) представляют собой процессы разрешения противоречий, что ведет к качественному преобразованию объекта, то есть появление нового объекта с новыми (ему присущими) противоречиями.

Лейтмотив диалектики в противоположность метафизике – рассмотрение развивающихся объектов и процессов как единства диалектических противоположностей и доказательства того, что их разрыв, противопоставление и абсолютизация ведут к разрушению, а не развитию. Диалектические противоречия между противоположностями должны разрешаться адекватными методами и в условиях, благоприятствующих развитию системы. Иначе развиваются вредные и опасные тенденции.

Важно понять роль технократизма в теории и практике. Технократическое мышление служит формой проявления метафизического стиля мышления и методологии деятельности. Технократизм в конечном счете чреват «разрушением» человеческих отношений и личности человека, превращением его в носителя групповых свойств, требуемых лишь для отправления профессиональной деятельности различного типа и уровня, в объект манипуляций его духовным миром, поступками и действиями, в результате чего человек становится киборгом, а общество – социальной машиной.

Задание 3. Приведите примеры действия данного закона в научно-технической сфере.

1.3. Закон взаимопревращения качественных и количественных изменений.

Чтобы раскрыть сущность, содержание и механизм действия данного закона и понять его место в системе законов диалектики вообще, необходимо выяснить систему понятий: «качество», «количество», «свойство», «мера», «скачок», «эволюция», «революция».

Существо данного закона состоит в ответе на вопрос, как происходит изменение качества системы. Именно в этом существенное отличие данного закона от других законов диалектики.

Следует обратить внимание на ряд трудностей, возникающих при анализе указанных понятий. Так, характеризуя категорию качества, важно проводить различие между качеством и сущностью объекта, чего не делают в учебной литературе. Либо их просто отождествляют, либо сущность объявляют «главным» качеством. Качество объекта (системы) есть определенность его наличного бытия в тех или иных условиях и связях с другими системами на данном уровне развития. Качество выражает состояние системы, связанное с ее построением и функционированием при относительно устойчивых параметрах и характеризует ее особенность, индивидуальность.

Особое значение имеет вопрос о соотношении качества, количества и свойства. Свойства – проявления качества системы в определенных условиях, связях и отношениях с другими системами. Они зависят как от состояния взаимодействующих систем, так и от конкретных условий их функционирования. Можно сказать, что качества объектов «функционируют» в комплексах свойств, обусловленных их взаимодействием и конкретными условиями (классификацию свойств см. П. В. Алексеев. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – С. 459-460).

Количество выражает то общее, что наличествует в данном классе предметов (систем) и выражается в степени, уровне, интенсивности процесса развития. Качество и количество характеризуются единством, взаимодействием, взаимообусловленностью и взаимопереходами, соразмерностью отношений. Все это зависит и варьируется внешними и внутренними условиями протекания процесса в системах.

Для выражения указанных характеристик используется категория «мера». Мера – это граница существования объекта в данном качестве.

Понятие «скачок» характеризует переход меры (границы бытия) объекта. Скачок всегда означает преобразование качества системы: скачок-момент или стадия превращения одного качества в другое. Скачки различаются по глубине и характеру качественных преобразований (например, прогрессивные или регрессивные), по условиям и времени их протекания, по последствиям их осуществления, по механизмам реализации.

Характер и роль скачков раскрывают механизм закона взаимопревращения качественных и количественных изменений и выясняется при анализе различных типов качественных изменений: а) эволюционный тип – изменения состояния системы, количественно-качественные изменения, не затрагивающие сущность системы, например, совершенствование традиционных технических систем; б) революционный тип – коренные изменения качества, связанные с переходом от одной системы к другой, с изменением ее сущности.

 

 

Задание 4. Подумайте, с помощью каких понятий, выражающих содержание закона диалектического противоречия, можно описать механизм действия закона взаимопревращения количественных и качественных изменений.

1.4. Закон отрицания отрицания (закон диалектического синтеза).

Сущность этого закона раскрывает общую направленность развития.

Для выражения содержания и механизма действия закона необходимо рассмотреть систему следующих понятий: диалектический синтез; стадии развития; диалектическое отрицание, развитие, прогресс, регресс; признаки и критерии прогресса и регресса как типов, форм развития. В содержательном и функциональном аспектах анализа закона отрицания ключевое значение имеет выяснение признаков диалектического отрицания и признаков двойного отрицания.

Задание 5. Продумайте, в чем заключается принципиальное отличие трактовки отрицания в диалектическом и метафизическом стиле мышления.

Содержание закона отрицания отрицания раскрывает соотношение старого и нового, прогрессивного и регрессивного в процессе развития. При рассмотрении этих моментов наибольшую сложность имеет определение критерия (прогрессивности и новизны). Здесь в наибольшей степени возможна антропоморфизация процесса развития. Еще большую сложность составляет решение вопроса о критериях социального прогресса.

Задание 6. Предложите основания (критерии), по которым возможно характеризовать новизну продукта научно-технической деятельности.

Механизм действия закона отрицания отрицания состоит в одновременном осуществлении деструкции, кумуляции и конструкции (организации), или единства уничтожения и преемственности.

В результате исследования законов диалектики должно сложиться целостное понимание процесса развития, и самих законов диалектики, являющихся моментами, сторонами диалектического способа познания объективного мира и человеческого познания.

2.1. Категории диалектики.

Категории диалектики служат формами бытия диалектического мышления. Они дают «строительный материал» для формирования принципов познания и деятельности, конкретных методов диалектического постижения мира.

Система диалектических категорий выступает основой диалектической логики. К основным категориям диалектики относятся: общее, особенное, единичное; сущность и явление; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; содержание и форма; целое и часть. Задача обсуждения состоит в постижении их содержания, структуры и функций в познавательном процессе.

2.2. Категории «общее», «особенное», «единичное».

Движение мысли от единичного к особенному и к общему, а также и вместе с тем – от общего к особенному и единичному – это магистральный путь познания. Специфика диалектического стиля мышления заключается в удерживании в единстве этих двух (на первый взгляд) разнонаправленных движений. Именно абсолютизация одного из них характерна для метафизического стиля мышления.

Категория «единичное» выражает то уникальное, специфическое в объекте, что отличает его от всех иных.

Категория «общее» характеризует то в объекте, что присуще не только ему, но и другим объектам. Например, любой объект обладает уникальностью и в этом заключается его общность со всеми другими.

Связь единичного и общего в объекте фиксируется категорией «особенное». Понимание этой категории представляет для студентов некоторую сложность, поэтому необходимо с особенной тщательностью изучить фрагмент из работы Ф. Энгельса «Диалектика природы» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-ое изд. – С. 538-542).

Уяснение относительности различий единичного, особенного, общего станет свидетельством овладения студентами диалектическим стилем мышления.

Задание 6. На материале Ваших знаний в области науки и техники приведите примеры «работы» категорий «единичное», «особенное», «общее».

2.3. Категории «сущность» и «явление».

В этих категориях мышление фиксирует наличие в объекте единства противоположных свойств, сторон, тенденций: внутренних и внешних, устойчивых и изменчивых, необходимых и случайных, скрытых и непосредственно данных, общих и уникальных, основных и неосновных.

Задание 7. Составьте таблицу классификационных признаков сущности и явления.

Сущность постигается опосредованно, через явления и в явлениях, тогда как явление доступно непосредственно чувственному восприятию. Однако наряду с явлением существует кажимость, видимость. В чем их отличие от явления?

Специфика диалектического способа познания заключается в том, что учитываются условия и обстоятельства существования предметов и процессов. Поэтому то, что в одних обстоятельствах выступает как сущность, в других может оказаться явлением и наоборот.

Задание 8. Подумайте, каким образом метафизически мыслящий человек объяснит несовпадение сущности и явления и какие из этого можно сделать выводы?

2.4. Категории «причина» и «следствие».

Познание сущности явлений предполагает раскрытие их источников и причин. Важно иметь в виду, что та или иная связь причины и следствия имеет место только при определенных условиях. Необходимо различать причину и условия ее осуществления, которые оказывают влияние на характер и форму действия, но не вызывают, не порождают его; конкретно-исторические условия определяют конкретную форму проявления причины и следствия.

Важно различать и классифицировать внутренние и внешние, основные и неосновные, главные и неглавные, необходимые и случайные, общие и частные, объективные и субъективные причины, вызывающие разные действия. Диалектика причины и следствия выражается и в том, что причина и следствие меняются местами в разных отношениях и связях, что следствие активно воздействует на причину и может в известной степени модифицировать ее. Принцип обратного действия имеет исключительное значение в науке и технике; важно учитывать степень, характер, границы, условия, механизмы и конкретные формы активности следствия.

Причинно-следственная связь – это связь порождения и ее следует отличать от других связей, в которых находятся предметы и процессы.

Признание объективного, всеобщего характера причинно-следственных связей в природе, обществе и мышлении составляет суть детерминизма.

Задание 9. Постройте объяснительную схему изменений в общественной жизни с позиций индетерминизма.

2.5. Категории «необходимость» и «случайность».

Данные категории выражают единство двух противоположных типов связей: необходимость – это сущностная связь, фиксирующая внутренние, неизбежные процессы, в силу которых развитие объекта должно обязательно осуществиться так, а не иначе; случайность – это внешняя связь, поэтому развитие объекта может иметь место в той или иной форме. Исследуя содержание данных категорий, следует помнить, что противоположность необходимости и случайности относительна. Это проявляется в том, что они могут переходить друг в друга в процессе развития предмета или в отношениях различных систем.

Следовательно, неверно утверждать, что в науке нет места случаю, напротив, открытия и изобретения не происходят без действия случайности.

Особенное значение уяснению этих категорий и категорий «причина» и «следствие» имеет в настоящее время в связи с развитием такой области теоретических исследований, как синергетика, предметом которой выступает самоорганизующиеся системы с вероятностными характеристиками преобразований.

Задание 10. Объясните, почему утверждения: «все в мире необходимо» – «в мире все случайно» являются метафизическими.

2.6. Категории «возможность» и «действительность».

Эти категории фиксируют различные моменты, ступеньки становления нового качества и его познания. В категории «действительность» отражается момент устойчивости, ограниченности одного состояния предмета от другого, прерывности развития. В категории «возможность» – относительность устойчивого и абсолютность, непрерывность, неодолимость, преемственность и взаимосвязь различных состояний развития. Возможность – все то, что при определенных условиях либо реализуется, либо исчезает, либо сохраняется в виде тенденции.

 

Реализация возможностей – становление новой действительности – сложный, противоречивый, неоднозначный процесс, зависящий как от природы предмета, так и от условий его изменения. В связи с этим необходимо различать формальные и реальные, абстрактные и конкретные, необходимые и случайные, общие и частные, объективные и субъективные, положительные и отрицательные, прогрессивные и регрессивные возможности.

Диалектическое понимание возможности и действительности не допускает отрыва их друг от друга. Их отношения (как и отношения других категорий) подчинено действию закона единства и борьбы противоположностей.

Задание 11. Покажите, как действуют возможность, вероятность и невозможность в развитии научно-технической и социальной сферах общественной жизни.

2.7. Категории «форма» и «содержание».

Любой объект есть единство формы – внутренняя и внешняя организация (структура и содержание) – совокупность его элементов (свойств, признаков, тенденций и т. д.). Следовательно, содержание всегда оформлено (каким-то образом структурировано), а форма всегда содержательна. В этом состоит отличие диалектической трактовки данных категорий от метафизической.

Диалектика содержания и формы состоит в неразрывном единстве, взаимообусловленности этих противоположностей. Одни и те же элементы и их взаимосвязи одновременно, но в разных отношениях, являются и формой и содержанием, изменение формы неизбежно вызывает различной степени изменения содержания, и наоборот. Они всегда находятся в определенном соответствии, выраженном мерой, которая устанавливает степень их возможных изменений.

В научно-техническом творчестве диалектика содержания и формы проявляется в требовании органического единства «технологичности» и «конструктивности», внутренней и внешней формы.

Методологически важно различать содержание и сущность, форму и явление. Сущность определяет природу предмета от начала и до конца, содержание конкретно – исторично, сущность – общее в предметах, содержание специфично для каждого предмета. Явление изменчиво, а форма устойчива, явление – выражение сущности, а форма – построение содержания. Сущность проявляется в конкретном структурно-оформленном содержании.

Задание 12. Опишите диалектику формы и содержания, используя понятия, которыми выражено содержание законов диалектики.

2.8. Категории «целое» и «часть».

Диалектический способ познания ориентирован на представление объекта в качестве единства противоположностей, и категория «целое» выражает прежде всего в объекте момент единства, устойчивости, оформленности и структурированности. Поэтому целое не должно трактоваться как механическая совокупность или сумма частей. Целое – это новое качество, отличное от качества части или их суммы. Часть – это выражение момента обособленности, выделенности какого-либо свойства, признака, характеристики объекта. Как целое зависит от частей, но не сводится к ним, так и часть зависит от целого, но не растворяется в нем. Знание диалектики части и целого позволяет избавиться и в теории и в практике от элемантаризма – поиска исходных конечных «кирпичиков» объекта, что неизбежно ведет к сведению целого к части, а также от игнорирования особенностей функционирования части.

Задание 13. Выделите основной, с Вашей точки зрения, признак (характеристику, принцип), позволяющий трактовать категорию диалектики в качестве «части».

Итогом обсуждения и исследования законов и категорий диалектики должно стать уяснение их взаимосвязи и взаимопрезентации, овладение навыками искусства оперирования понятиями (Ф. Энгельс) как средства осуществления познавательной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.