Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические виды диалектического способа познания




Традиционно выделяются такие виды диалектического способа познания, как античная диалектика, диалектика средневековья, диалектика Нового времени, современная диалектика. Различие видов диалектического способа познания заключается прежде всего в уровне развития средств, с помощью которых философы пытались зафиксировать, выразить и исследовать процесс развития.

Так, в античности еще нет четкого разделения на формы движения, а, следовательно, происходит отождествление движения и развития, которое мыслится как всеобщая изменчивость, превращаемость одного в другое. Отсюда основное внимание уделяется выяснению связи движения и покоя; тождества и различия; целого и части.

Также в этот период развивается эристика, требующая точного и тонкого оперирования понятиями, что способствовало развитию категориального мыслительного аппарата. Именно познание посредством понятий названо Платоном диалектикой. В Средневековье, в силу специфических социально-культурных особенностей, диалектика существует на основе религиозно-мистического мировоззрения и основное внимание поэтому обращено на осмысление Абсолюта (Бога). Для реализации подобной задачи потребовалось усовершенствование понятийно-логических средств познания, что выразилось в трактовке диалектического способа познания как способа исследования совпадения противоположностей: вечности и времени; максимума и минимума, бесконечного и конечного; знания и незнания и др.

Классическая для Нового времени форма диалектики разрабатывается немецкими философами (Фихте, Шеллинг, Гегель). Здесь диалектика представляет собой систематизированное учение о развитии мысли в виде движения понятий. Так формируется диалектическая логика. Процесс, согласно Гегелю, существенен для понимания результата. Каждая последующая стадия содержит все ранние стадии в снятом виде; ни одна из них полностью не замещается, но ей дается собственное место в качестве момента целого. Следовательно, невозможно достичь истины, не пройдя все ступени развития. Познание как целое имеет триадическую структуру. Движение подразумевает следующие стадии: «субъективный дух», «объективный дух», «абстрактный дух». Первая ступень познания – чувственная достоверность ощущения. Это самое бедное по содержанию знание, восприятие. Вторая ступень – рассудок, царство законов, выявление необходимых внутренних связей. Третья ступень – разум, открывающий истину в ее всеобщем и одновременно конкретном виде. Согласно Гегелю, адекватной формой существования истинного знания выступает система категорий, построенная по принципам субординации и развития (выведения одной категории из другой).

Формальная логика занята изучением всеобщих (инвариантных) форм и законов, в рамках которых протекает мышление любого человека. Умение анализировать понятия диалектики демонстрирует, что каждая из крайностей превращается в свою собственную противоположность, это происходит в силу нарушения меры, противоположности оказываются тождественными. В этом – суть логики диалектической.

Задание 3. Сформулируйте основные различия двух типов логики: формальной и диалектической.

Диалектический способ познания в ХХ веке представлен разнообразными формами, характеризующимися тончайшими средствами исследования различных состояний сознания и познания:

а) диалектическая теология (М. Бубер, П. Тиллих), характеризуя полярную структуру человеческого бытия, выделяет противоречие индивидуализации и партиципации (участие). Преодолеть экзистенциальный страх (беспокойство) возможно, лишь приобщившись к той или иной стороне этого противоречия. Преодоление отчуждения и саморазорванности человека означает обращение к религии. Философия предстает с этой точки зрения как «чтение» шифров трансценденции, т. е. Бога;

б) экзистенциальная диалектика, начало которой положил М. Хайдеггер, а развил Сартр, для которого диалектика выступает способом существования человека, находящегося в ситуации постоянного выбора форм реализации своей жизни;

в) диалектика как логика целостного исторического процесса. Ярчайшие представители этой концепции Б. Кроче, Дж. Джентиле, Р. Коллингвуд. Особое значение здесь приобретает отношение импликации, поскольку это ведет к сохранению органического единства, в котором каждый элемент абсолютно необходим для целого;

г) диалектика «интегрального рационализма» (Г. Башляр) делает акцент на осмыслении научной абстракции, которая осознается как сложный исторический и диалектический процесс, а диалектика как общий закон научного познания в его основных формах, включающих не только философию, но и области естествознания. Наука все более становится «феноменотехникой», которая заранее в мысли конструирует феномены, а затем воплощает их в «данности», делая доступными эмпирическому описанию;

д) социоцентристская диалектика «неомарксизма» (М. Хоркхаймер, Т. В. Адорно, Г. Маркузе), или «негативная диалектика», стремится соединить марксизм с современными философскими концепциями (фрейдизмом, экзистенциализмом). Франкфуртская «негативная диалектика» претендует на роль общей методологии, социологики гуманитарной науки. Задача заключалась в том, чтобы с помощью тотального разрушения всей современной культуры и цивилизации спасти то, что еще можно спасти от «неудачной цивилизации», чтобы затем начать все сначала и иначе.

2.2. Исторические виды метафизического способа познания.

Метафизика как способ познания также прошла длительный исторический путь, начиная с античности и до наших дней. Главной чертой античной метафизики (Парменид, Зенон, Аристотель и др.) являлось обоснование непротиворечивости мышления как основы истинности знания. Именно поэтому основное внимание было направлено на разработку способов доказательства невозможности помыслить движение (апории Зенона) и средств достижения истины в познавательном процессе (формальная логика Аристотеля).

Задание 4. Рассмотрите одну из апорий стиля мышления автора (изложение некоторых апорий см. в Философском энциклопедическом словаре. – М., 1983. – С. 31-32).

В Средние века метафизический способ познания нашел свое яркое воплощение в схоластике, основное внимание уделявшей разработке формально-логического понятийного аппарата и достигшей больших успехов в исследовании понятий и правил их организации. Основополагающим в данный период является закон тождества (А≡А).

В Новое время в связи с развитием естествознания метафизический способ познания становится одним из средств изучения природы, понимаемой как совокупность явлений (предметов) и процессов. Этот способ как нельзя лучше соответствовал задачам, решаемым самой передовой наукой того времени – механикой.

Задание 5. Выявите основания (причины) адекватности метафизического способа мышления и области исследования механики.

2.3. Связь исторических видов диалектики и метафизики как способов познания с типами философствования.

Диалектика в системе материалистического типа философствования обладает статусом материалистического мировоззрения в качестве материалистической диалектики (единства объективной и субъективной диалектики). Материалистическая диалектика представляет собой относительно полное и свободное от односторонностей учение о развитии с раскрытием объективной логики, законов и закономерностей, источников и движущих сил, механизмов становления нового в системах, переход от одной системы к другой на основе единства эволюционной и революционной форм их преобразования.

В материалистической диалектике можно выделить исследовательские «срезы»: онтологический (диалектика объективного мира – природных и социальных форм движения материи); гносеологический (диалектика процесса познания); логико-методологический (диалектика творческого мышления); праксеологический (диалектика форм деятельности); аксиологический (диалектика ценностно-ориентационных отношений и факторов).

Онтологический и праксеологический «срезы» представляют содержание объективной диалектики, а другие «срезы» – субъективной диалектики.

Категории в структуре материалистической диалектики выполняют следующие функции: а) имеют объективное содержание и выступают «узловыми пунктами» познания; б) служат методологией анализа процессов, поскольку являются единством диалектических противоположностей с характерными им противоречиями (парность); в) отражают диалектические закономерности и служат инструментом познания и действия; г) система диалектических категорий выступает основой диалектического мышления, диалектической логики, которая учит искусству оперировать понятиями; д) дают строительный материал для формирования принципов познания и деятельности, методов диалектического постижения мира; служат формами бытия диалектического мышления; е) имеют эвристическое значение для деятельности созидания и преобразования в различных сферах жизни общества.

Задание 6. Объясните, почему в античности материалистическая диалектика существовала в форме объективной диалектики?

Диалектика в системе идеалистического типа философствования представлена в форме диалектики духовного начала, выраженного познавательной деятельностью (рационалистические варианты) или всей совокупностью жизнеосуществления человека (экзистенциально-персоналистские варианты).

Идеалистическая диалектика сводит задачи исследования преимущественно к анализу процесса познания или актов переживания, которые интерпретируются как осознание, созидание и развитие объективной действительности. Понятие «развитие» здесь сближается с «творением», подвергается переработке. Теория развития сливается фактически с теорией познания, или сводится к логике саморазвития абсолютного мышления. Заслуга Гегеля заключается в открытии и разработке диалектики как логики и теории познания. Диалектика предстает глубинной, движущей силой мирового развития, источником вечного обновления жизни. Диалектика в идеалистическом варианте – это такой способ философствования, который активную, творческую роль в мире признавал исключительно за духовным началом, способным саморазвиваться.

Тем самым становится понятной роль категорий и их функций в идеалистической диалектике, пристальное внимание к исследованию законов мыследеятельности того, что получило название «диалектическая логика».

Задание 7. Выделите основные характеристики диалектического способа мышления в материалистическом и идеалистическом типах философствования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.