Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На тему: «Социопсихосоматика здоровья»




 

На занятии должны быть усвоены:

Знания.

Психогении и соматогении. Телесная, психическая и социальная составляющие здоровья. Критерии психического здоровья. Профилактика психосоматических изменений.

Умения:

Оперировать основными понятиями темы. Исследовать уровень психической и социальной адаптивности.

План занятия:

Контрольные вопросы:

1. Дать определение медицинской психологии, назвать ее разделы.

2. Охарактеризовать основные области медицинской психологии, вопросы общей медицинской психологии.

3. Охарактеризовать вопросы частной медицинской психологии. Дать определение предмета медицинской психологии.

4. Охарактеризовать методы медицинской психологии.

5. Дать определение здоровья, охарактеризовать уровни его проявления.

6. Дать определение психического здоровья, назвать его критерии.

7. Охарактеризовать понятие психосоматическая медицина, теории, характеризующие специфичность психосоматических синдромов.

8. Дать определение психосоматического расстройства, раскрыть содержание трех групп психосоматических расстройств.

9. Назвать заболевания в этиопатогенезе которых доказана роль психологических факторов.

10. Охарактеризовать соматогенные расстройства.

11. Раскрыть понятие социопсихосоматики.

Самостоятельная работа.

Аутодиагностика и самоанализ личностного потенциала социально-психологической адаптации.

Диагностика проводится с помощью многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» по плану:

- знакомство с методикой, инструкцией по ее выполнению и проведение процедуры тестирования;

- обработка результатов тестирования;

- самоанализ личностных особенностей.

Провести самоанализ коммуникативных личностного потенциала социально-психологической адаптации и составить вывод в тетради, используя ключ к опроснику (приложение).

Итоговый контроль знаний - терминологический диктант.

Итоговая оценка за занятие складывается из оценки по теории за устные ответы,

оценки за практическую работу, оценки за терминологический диктант.

Домашнее задание.

Чтение конспекта лекции « Профессиональные качества медицинского работника »., учебных пособий, самостоятельно более углубленно изучить вопросы о взаимоотношениях медработника и пациента, психологической поддержке пациента – Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология. - Р-н-Д, 2002, стр. 286-293, 343-346; Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. - Р-н-Д, 2004, стр. 159-169, Косенко В.Г., Смоленко Л.Ф., Чебуракова Т.А. Медицинская психология для медсестер и фельдшеров. - Р-н-Д, 2002, стр. 9-27.

Чтение дополнительной литературы - Медицинская психология с элементами общей психологии: Учебник для средних медицинских учебных заведений / Спринц А.М., Михайлова Н.Ф., Шатова Е.П.-СПб., 2005, стр. 350-352, Клиническая психология: Учебн. для студ. мед. вузов/ Н.Д. Лакосина, И.И.Сергеев, О.Ф. Панкова.-М., 2005, стр. 181-184, стр. 195-202, И.Харди Врач, сестра, больной. - Будапешт, 1981, стр. 39-50, Психология для медицинских специальностей. / Н.Н. Петрова.- М., 2006, стр. 189-196, Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. - Прага, 1983.

 

 

Многоуровневый личностный опросник «АДАПТИВНОСТЬ»

 

Опросник имеет несколько структурных уровней, что позволяет получить информацию различного объема и характера.

Для обработки результатов необходимо использовать 4 набора ключей, соответствующих шкалам:

«Достоверность», «Поведенческая регуляция», «Коммуникативный потенциал», «Моральная нормативность».

Каждое совпадение ответа с ключом оценивается в 1 балл.

 

ШКАЛЫ:

«ДОСТОВЕРНОСТЬ». Оценивает степень объективности ответов. В случае, когда общее количество баллов превышает 7, полученные результаты можно считать необъективными, вследствие желания оптанта как можно больше соответствовать «социально желаемому типу личности».

Поставьте себе по 1 баллу за каждый ответ «нет» на следующие вопросы:

1, 10, 19, 31, 51, 69, 78, 92, 101, 116, 128, 138, 148.

 

«ШКАЛА ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ»

Поставьте себе по 1 баллу за каждый ответ «да» на следующие вопросы:

4, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 28, 29, 30, 37, 39, 40, 41, 47, 57, 60, 63, 65, 67, 68, 70, 71, 73, 75, 80, 82, 83, 84, 86, 89, 120, 122, 123, 124, 129, 131, 135, 136, 137, 139, 143, 146, 149, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 161, 162

и ответы «Нет» на вопросы:

2, 3, 5, 23, 25, 32, 38, 44, 45, 49, 52, 53, 54, 55, 58, 62, 66, 87, 105, 127, 132, 134, 140.

Посчитав «сырые» баллы, переведите их в стены:

67 и более баллов – 1 стен, 53-66 баллов – 2 стена, 43-52 балла – 3 стена, 33-42 балла – 4 стена, 26-32 балла – 5 стенов, 21-25 баллов – 6 стенов, 15-20 баллов – 7 стенов, 12-14 баллов – 8 стенов, 8-11 баллов – 9 стенов, 7 и менее баллов 10 стенов.

При этом следует иметь в виду, что низким для всех шкал считается значение от 1 до 3 стенов, а высоким – от 8 до 10 стенов. Значение в 4-7 стенов являются средними. Превышение этих значений говорит о высоком развитии данного качества, а более низкие значения говорят о недостаточном развитии рассматриваемой характеристики.

1-3 стена (43 балла и более) – характерен низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватной самооценки и адекватного восприятия действительности.

8-10 стенов (14 баллов и менее) – характерен высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка, адекватное восприятие действительности.

 

«ШКАЛА КОММУНИКАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА»

Поставьте себе по 1 баллу за каждый ответ «да» на следующие вопросы:

9, 24,27, 33, 43, 46, 61, 64, 81, 88, 90, 99, 104, 106, 114, 121, 126, 133, 142, 151, 152

и ответы «Нет» на вопросы: 26,34, 35, 48, 74, 85, 107, 130, 144, 147, 159.

Посчитав «сырые» баллы, переведите их в стены:

25 и более баллов – 1 стен, 22-24 баллов – 2 стена, 20-21 балла – 3 стена, 18-19 балла – 4 стена, 16-17 балла – 5 стенов, 13-15 баллов – 6 стенов, 11-12 баллов – 7 стенов, 9-10 баллов – 8 стенов, 7-8 баллов – 9 стенов, 6 и менее баллов 10 стенов.

1-3 стена (20 баллов и более) – характерен низкий уровень коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность.

8-10 стенов (14 баллов и менее) – характерен высокий уровень коммуникативных способностей, легко устанавливает контакты с окружающими, не конфликтен.

 

«ШКАЛА МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ НОРМАТИВНОСТИ»

Поставьте себе по 1 баллу за каждый ответ «да» на следующие вопросы:

14, 22, 36, 42, 50, 56, 59, 72, 77, 79, 91, 93, 125, 141, 150, 164, 165

и ответы «Нет» на вопросы:

13, 76, 97, 100, 160, 163.

Посчитав «сырые» баллы, переведите их в стены:

21 и более баллов – 1 стен, 19-20 баллов – 2 стена, 17-18 балла – 3 стена, 15-16 балла – 4 стена, 13-14 балла – 5 стенов, 11-12 баллов – 6 стенов, 9-10 баллов – 7 стенов, 7-8 баллов – 8 стенов, 5-6 баллов – 9 стенов, 4 и менее баллов 10 стенов.

1-3 стена (17 баллов и более) – характерен низкий уровень социализации, не может адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремиться соблюдать общепринятые нормы поведения.

8-10 стенов (8 баллов и менее) – характерен высокий уровень социализации, адекватно оценивает свою место и роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения.

 

«ШКАЛА ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ»

«сырые баллы» шкал «ШКАЛА ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ РЕГУЛЯЦИИ», «ШКАЛА КОММУНИКАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА», «ШКАЛА МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ НОРМАТИВНОСТИ» суммируются, что соответствует значению данной шкалы.

Полученные значения переводятся в стены:

103 и более баллов – 1 стен, 81-102 баллов – 2 стена, 73-80 балла – 3 стена, 60-72 балла – 4 стена, 51-59 балла – 5 стенов, 45-50 баллов – 6 стенов, 36-44 баллов – 7 стенов, 31-35 баллов – 8 стенов, 23-30 баллов – 9 стенов, 22 и менее баллов 10 стенов.

В соответствии с полученными данными можно отнести себя к одной из трех основных групп, выделяемых по уровню адаптивности:

 

6-10 стенов – 1 группа хорошей и нормальной адаптации.

 

Лица, входящие в состав группы, достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро «входят» в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения и социализации. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Функциональное состояние лиц этих групп в период адаптации остается в пределах нормы, работоспособность сохраняется.

 

3-5 стенов – 2 группа удовлетворительной адаптации.

 

Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в обычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации во многом зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Процесс социализации осложнен, возможны асоциальные срывы, проявления агрессивности и конфликтности. Функциональное состояние на начальном этапе адаптации может быть снижено Лица этой группы требуют постоянного контроля.

 

0-2 стена – 3 группа неудовлетворительной адаптации.

 

Лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера, а психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное. Процесс адаптации протекает тяжело. Возможны нервно-психические срывы, длительные нарушения функционального состояния. Лица обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать правонарушительные поступки.

 

 

Методическая разработка практического занятия для студентов № 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.