КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности речевого общения медработника
Содержательная сторона общения реализуется через способы и средства. Главным средством общения в человеческом обществе является язык. Однако параллельно с языком внутри речевого общения широко используются неречевые средства. Таким образом: коммуникация может быть: Вербальная — (от латинского — устный, словесный) при по мощи речи; Невербальная — при помощи неречевых средств (мимики, жестов, взгляда и т.д.). Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Следует различать понятия речь и язык. Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи общественно-исторического опыта и хранения информации. Речь — исторически сложившаяся форма общения людей с помощью языка, способ выражения мыслей. Индивидуальный процесс психической деятельности человека. В то же время надо подчеркнуть единство речи и языка. Различают следующие виды речи: внешняя и внутренняя. Внутренняя: внутреннее проговаривание, внутреннее программирование (речь про себя и для себя, мысленная беседа с самим собой). Внешняя: устная — монологическая и диалогическая, письменная. В устной речи, в ее содержании, темпе, ритме, плавности отражается личность человека. В повествовательной речи наиболее четко проявляется уровень речевого и интеллектуального развития. В структуру речевого общения входят: Значение и смысл слов, фраз. Важную роль играет точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации. Речевые звуковые явления: - темп речи: быстрый, средний, замедленный; - модуляция высоты голоса: плавная, резкая; - тональность голоса: высокая, низкая; - ритм: равномерный, прерывистый; - тембр: раскатистый, хриплый, скрипучий; - интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи. Выразительные качества голоса: - характерные специфические звуки, возникающие при общении: - разделительные звуки: кашель; - нулевые звуки: паузы. Очевидно, что слово для человека — сильнейший условный раздражитель. В нем заключается огромная сила внушения. Слово действует на человека и тогда, когда он находится наедине с самим собой. Опыты физиологов показали, что слово, произносимое про себя, может изменить размеры зрачка, повысить кровяное давление, повлиять на деятельность сердца и других органов. А если произнести вслух, то сила воздействия увеличивается в десятки раз. Медики всегда должны помнить о двояком значении слова, о разящей и исцеляющей его силе («слово лечит, слово ранит»). Медработникам всегда надо стремиться к обогащению содержания речи и к совершенствованию ее внешней формы. Наибольшее впечатление на пациентов производит речь звучная, эмоциональная, уверенная, но не слишком громкая, отчетливо произносимая, богатая интонациями, без фамильярных и грубых выражений и употребления медтерминологии; речь уважительная, доброжелательная. Такая речь — важный психотерапевтический, лекарственный, лечебный и профилактический метод воздействия на пациента. Непременным условием, обеспечивающим эффективность воздействия слова на пациента, является участливое, доброе отношение медперсонала к пациенту. Большое значение в словесном общении с пациентом имеет звуковая культура голоса. Для достижения желаемого эффекта большое впечатление оказывает интонация, с помощью которой передаются тончайшие нюансы наших мыслей и чувств. Врач, говорящий монотонно, бессвязно, с трудом находит контакт с пациентом и его родственниками. Эмоциональная, спокойная, уверенная речь является важнейшим психотерапевтическим методом воздействия на пациента. Во время осмотра пациента, разговора с ним медработник не должен проявлять свои отрицательные эмоции. Как бы он ни был поражен неожиданными обстоятельствами, открывшимися в процессе обследования пациента или течения болезни, он не должен показывать ему этого. Ведь пациент прислушивается не только к словам, но и к оттенку голоса врача, старается прочесть свой приговор в его глазах. Пациента нужно дружески ободрить участливым словом, в случае необходимости строго и твердо отклонить его требования. Медику надо быть крайне осторожным также и в разговорах между собой в присутствии пациентов, ведь из отдельных, случайно оброненных слов, можно сделать совершенно превратные выводы. Очень легко отнять у пациента надежду случайно оброненной фразой. Негативной формой общения медработника является профессиональный жаргон. Такие, например, открыто травмирующие выражения, как «вам необходимо срочно лечь в больницу», «положение ваше очень серьезно», «заболевание ваше почти не излечимо», «болеть вам придется долго-долго», «ваши сосуды склерозированы, аорта расширена», «размягчение мозга» и т.д. могут иметь катастрофические для пациента последствия. Большой вред пациенту наносят некоторые используемые вульгарные медицинские выражения, медицинский жаргон, словесная шелуха. Например: «Больному нужно спустить мочу», «сложить больного», «Больной, протяните ноги», такие слова как «травматик, пневмоник, гастритик, сердечный» и прочие. Необходимо бороться против засилья таких жаргонных слов, против вульгаризации, упрощенчества, засорения речи медработников грубыми, травмирующими выражениями. Часто можно слышать в разговоре медперсонала такие выражения: «наш больной», «не наш больной», «интересный больной», «скорая помощь привезла одни желудки». Медсестра, осматривая руку пациентки перед инъекцией, восклицает: — «У вас же вен нет!». «А где же они?» — в ужасе спрашивает пациентка. Есть врачи, медсестры, которые в разговоре злоупотребляют специальной медицинской терминологией, прибегают к непонятным и ненужным выражениям: «У вас серьезные нарушения вегетативной системы», «У вас склероз сосудов» и т.п. Такие пугающие выражения (кроме того, что они медицински безграмотны) очень сильно действуют на пациентов и могут осложнить или затянуть течение болезни, а то и вызвать ятрогению, которая является результатом психологической безграмотности медицинского работника. Смех, радость, бодрое, веселое настроение — лучшие свидетели здоровья и его настоящие творцы. «Смехотерапия», как показывает клинический опыт, имеет полное право на существование и использование. Наоборот, насмешки над их состоянием пациентами переживаются очень болезненно. Акушер-гинеколог на вопрос беременной: «Можно ли рассчитывать на успешные роды?» — отвечает такой «шуткой» — «До родов еще надо дожить!». Или такие остроты: «Пожили, бабушка, и хватит», «Неужели вы так боитесь смерти?». Медработнику должно быть ясно, что жаргон — признак низкой культуры, а профессиональный жаргон в медицине - явление аморальное. Слово — это мощное орудие в устах медика и надо научиться им пользоваться только осторожно, в противном случае оно может явиться причиной ятрогенных расстройств у пациентов. Р.А. Лурия справедливо замечал: «...недостаточно бережное отношение врача к психике больного, к его внутреннему миру, недостаточно строгое и требовательное отношение к себе, когда дело идет о контакте с больным», недооценка врачом своих слов и всего своего поведения легко ведут к психической травме, в результате которой может возникнуть психогенным путем целый ряд соматических расстройств и заболеваний. Не подлежит сомнению, что каждый медработник должен отвечать за свои слова не меньше, чем за поступки по отношению к пациенту. Необходима постоянная профилактика ятрогении в медицинской деятельности. Уже со студенческой скамьи, с первых лет работы нужно вырабатывать у медработника постоянный рефлекс «охраны пациента», его расстроенной психики. Для этого необходим, прежде всего, строгий самоконтроль медработника за своими словами, жестами, мимикой, интонациями голоса, поведением, правильное хранение меддокументации, в местах недоступных для пациента, проведение психотерапевтической работы особенно с мнительными пациентами, склонными к невротическим реакциям, разъяснение в доступной форме значение лечебных и диагностических процедур и манипуляций.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 13115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |