Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности речевого общения медработника




Содержательная сторона общения реализуется через способы и средства.

Главным средством общения в человеческом обществе является язык. Однако параллельно с языком внутри речевого общения широко используются неречевые средства.

Таким образом: коммуникация может быть:

Вербальная — (от латинского — устный, словесный) при по­ мощи речи;

Невербальная — при помощи неречевых средств (мимики, же­стов, взгляда и т.д.).

Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Следует различать понятия речь и язык.

Язык — это система знаков, служащая средством человеческо­го общения, мыслительной деятельности, способом выражения са­мосознания личности, передачи общественно-исторического опыта и хранения информации.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей с помощью языка, способ выражения мыслей. Индивидуальный процесс психической деятельности че­ловека. В то же время надо подчеркнуть единство речи и языка.

Различают следующие виды речи: внешняя и внутренняя.

Внутренняя: внутреннее проговаривание, внутреннее програм­мирование (речь про себя и для себя, мысленная беседа с самим собой).

Внешняя: устная — монологическая и диалогическая, письмен­ная.

В устной речи, в ее содержании, темпе, ритме, плавности отра­жается личность человека.

В повествовательной речи наиболее четко проявляется уровень речевого и интеллектуального развития.

В структуру речевого общения входят:

Значение и смысл слов, фраз. Важную роль играет точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построе­ния фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

Речевые звуковые явления:

- темп речи: быстрый, средний, замедленный;

- модуляция высоты голоса: плавная, резкая;

- тональность голоса: высокая, низкая;

- ритм: равномерный, прерывистый;

- тембр: раскатистый, хриплый, скрипучий;

- интонация, дикция речи.

Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в об­щении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

Выразительные качества голоса:

- характерные специфические звуки, возникающие при общении:
смех, плач, шепот, вздохи и др.;

- разделительные звуки: кашель;

- нулевые звуки: паузы.

Очевидно, что слово для человека — сильнейший условный раздражитель. В нем заключается огромная сила внушения.

Слово действует на человека и тогда, когда он находится на­едине с самим собой. Опыты физиологов показали, что слово, произносимое про себя, может изменить размеры зрачка, повысить кровяное давление, повлиять на деятельность сердца и других органов. А если произнести вслух, то сила воздействия увеличи­вается в десятки раз.

Медики всегда должны помнить о двояком значении слова, о разящей и исцеляющей его силе («слово лечит, слово ранит»).

Медработникам всегда надо стремиться к обогащению содер­жания речи и к совершенствованию ее внешней формы. Наиболь­шее впечатление на пациентов производит речь звучная, эмоцио­нальная, уверенная, но не слишком громкая, отчетливо произноси­мая, богатая интонациями, без фамильярных и грубых выражений и употребления медтерминологии; речь уважительная, доброжела­тельная. Такая речь — важный психотерапевтический, лекарственный, лечебный и профилактический метод воздействия на пациента.

Непременным условием, обеспечивающим эффективность воздей­ствия слова на пациента, является участливое, доброе отношение медперсонала к пациенту.

Большое значение в словесном общении с пациентом имеет звуковая культура голоса. Для достижения желаемого эффекта большое впечатление ока­зывает интонация, с помощью которой передаются тончайшие ню­ансы наших мыслей и чувств. Врач, говорящий монотонно, бес­связно, с трудом находит контакт с пациентом и его родственника­ми. Эмоциональная, спокойная, уверенная речь является важней­шим психотерапевтическим методом воздействия на пациента.

Во время осмотра пациента, разговора с ним медработник не должен проявлять свои отрица­тельные эмоции. Как бы он ни был поражен неожиданными об­стоятельствами, открывшимися в процессе обследования пациента или течения болезни, он не должен показывать ему этого. Ведь пациент прислушивается не только к словам, но и к оттенку голо­са врача, старается прочесть свой приговор в его глазах. Пациента нужно дружески ободрить участливым словом, в случае необходи­мости строго и твердо отклонить его требования. Медику надо быть крайне осторожным также и в разговорах между собой в присутствии пациентов, ведь из отдельных, случайно оброненных слов, можно сделать совершенно превратные выводы. Очень лег­ко отнять у пациента надежду случайно оброненной фразой. Негативной формой общения медработника яв­ляется профессиональный жаргон. Такие, например, открыто трав­мирующие выражения, как «вам необходимо срочно лечь в боль­ницу», «положение ваше очень серьезно», «заболевание ваше по­чти не излечимо», «болеть вам придется долго-долго», «ваши со­суды склерозированы, аорта расширена», «размягчение мозга» и т.д. могут иметь катастрофические для пациента последствия.

Большой вред пациенту наносят некоторые используемые вуль­гарные медицинские выражения, медицинский жаргон, словесная шелуха. Например: «Больному нужно спустить мочу», «сложить больного», «Больной, протяните ноги», такие слова как «трав­матик, пневмоник, гастритик, сердечный» и прочие. Необходимо бороться против засилья таких жаргонных слов, против вульгаризации, упрощенчества, засорения речи медработни­ков грубыми, травмирующими выражениями.

Часто можно слышать в разговоре медперсонала такие выра­жения: «наш больной», «не наш больной», «интересный больной», «скорая помощь привезла одни желудки». Медсестра, осматривая руку пациентки перед инъекцией, восклицает: — «У вас же вен нет!». «А где же они?» — в ужасе спрашивает пациентка.

Есть врачи, медсестры, которые в разговоре злоупотребляют спе­циальной медицинской терминологией, прибегают к непонятным и ненужным выражениям: «У вас серьезные нарушения вегетативной системы», «У вас склероз сосудов» и т.п. Такие пугающие выраже­ния (кроме того, что они медицински безграмотны) очень сильно действуют на пациентов и могут осложнить или затянуть течение болезни, а то и вызвать ятрогению, которая является результатом психологической безграмотности медицинского работника.

Смех, радость, бодрое, веселое настроение — лучшие свидетели здоровья и его настоящие творцы. «Смехотерапия», как показы­вает клинический опыт, имеет полное право на существование и использование. Наоборот, насмешки над их состоянием пациента­ми переживаются очень болезненно. Акушер-гинеколог на вопрос беременной: «Можно ли рассчитывать на успешные роды?» — от­вечает такой «шуткой» — «До родов еще надо дожить!». Или такие остроты: «Пожили, бабушка, и хватит», «Неужели вы так бо­итесь смерти?».

Медработнику должно быть ясно, что жаргон — признак низ­кой культуры, а профессиональный жаргон в медицине - явление аморальное.

Слово — это мощное орудие в устах медика и надо научить­ся им пользоваться только осторожно, в противном случае оно может явиться причиной ятрогенных расстройств у пациентов.

Р.А. Лурия справедливо замечал: «...недостаточно бережное отношение врача к психике больного, к его внутреннему миру, недостаточно строгое и требовательное отношение к себе, когда дело идет о контакте с больным», недооценка врачом своих слов и всего своего поведения легко ведут к психической травме, в результате которой может возникнуть психогенным путем целый ряд соматических расстройств и заболеваний.

Не подлежит сомнению, что каждый медработник должен от­вечать за свои слова не меньше, чем за поступки по отношению к пациенту. Необходима постоянная профилактика ятрогении в ме­дицинской деятельности. Уже со студенческой скамьи, с первых лет работы нужно вырабатывать у медработника постоянный реф­лекс «охраны пациента», его расстроенной психики. Для этого необходим, прежде всего, строгий самоконтроль медработника за своими словами, жестами, мимикой, интонациями голоса, поведением, правильное хранение меддокументации, в местах недоступных для пациента, проведение психотерапевтической работы особенно с мнительными пациентами, склонными к невротическим реакциям, разъяснение в доступной форме значение лечебных и диагности­ческих процедур и манипуляций.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 13115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.