КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мимика и взгляд как средства общения
Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный канал используется для передачи чистой информации, в то время как по невербальному каналу передается отношение к партнеру по общению. Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическим состоянием и служит средством его выражения. Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации - 38%, неречевое взаимодействие - 55%. «Говорим голосом, беседуем всем телом» (Публиций). К неречевым средствам общения относят: жесты, мимику, пантомимику, смех, слезы, интонации, положение партнеров относительно друг друга, внешний облик человека, позу, изображение, рисунок, телесный контакт, одежду, атрибуты костюма и т.д. В своей практической деятельности медработник часто контактирует с ослабленными людьми, которым порой трудно общаться с помощью слов, т.е. вербально. Поэтому он должен владеть навыками кодирования и декодирования невербальных сигналов, имеющих свою специфику при организации общения с пациентом. Мимика — динамическое выражение лица вданный момент общения, отражает внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека. Визуальный контакт разговора свидетельствует о расположении к общению. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека. Если человек возбужден или заинтересован, его зрачки расширяются в 4 раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться. Взгляд медицинского работника должен быть всегда доброжелательным, прямым, искренним и на одном уровне с пациентом во время беседы. Взгляд - ключевой элемент невербальной коммуникации. Общение медработника с пациентом начинается именно с визуального контакта. Прямой взгляд наряду с улыбкой и позой, выражающей готовность помочь, способствует развитию доверительных отношений при знакомстве. Бегающий взгляд чаще говорит о скуке или о нежелании взять слово, если только не выражает страх или чувство вины. В норме человек моргает примерно 20 раз в минуту, более частое моргание может свидетельствовать о некомфортном состоянии пациента. Это может происходить при обсуждении неприятных, неоднозначных, интимных, очень волнующих пациента тем. При общении с несколькими пациентами целесообразно переводить взгляд с одного на другого, что, с одной стороны, способствует организации группового взаимодействия, с другой — установлению обратной связи. Так же визуально медработник и пациент могут воспринимать информацию, передаваемую с помощью мимики, жестов, положения тела и походки. При оценке информации, передаваемой лицом пациента, для медработника, в первую очередь диагностическое значение имеют глаза, цвет и состояние кожи, губ, деятельность потовых и сальных желез, выражение лица в целом. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок — эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п. Основную познавательную (информативную) нагрузку несут брови и губы. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих половинах лица, а отрицательные ярче выражены на левой. Расширение ноздрей говорит о возбуждении, раздражении. Покраснение носа отмечается при интенсивном дыхании и эмоциональном возбуждении. Улыбка на губах отражает чувство общности, удовлетворения, гримаса — опасение, страх, боязнь, сжатые губы — гнев, возбуждение, неприязнь, неуверенность. Надутые губы могут свидетельствовать об унынии, покорности, неуверенности, а выпяченные - о несогласии. Изменение состояния мимических мышц свидетельствует об изменениях в психологическом и соматическом статусе пациента и требует коррекции поведения медсестры. Поэтому лучше сразу выяснить, с чем не согласен пациент. Сильно сжатые и повернутые внутрь губы коррелируют с нежеланием входить в контакт. Покусывание губ говорит о раздражении. Пациенты закусывают губы при болезненных процедурах. При подобном поведении необходимо обращать особое внимание на подготовку к процедуре. При выявлении у него сильного страха перед предстоящей процедурой, медсестре надо обратить внимание пациента на то, что будет обеспечено адекватное обезболивание, а во время процедуры использовать отвлекающие стимулы {беседа, музыка, прикосновение). В дальнейшем целесообразно обучить пациента релаксационным техникам, особенно при заболеваниях, сопровождающихся болевым синдромом. Пациент также «считывает» информацию с лица медработника. К важным для медработника мимическим диагностическим знакам можно отнести зевоту. В основном это непроизвольное дыхательное движение воспринимается как сигнал утомления, сонливости, скуки, как реакция на пребывание в душном помещении, но ее можно рассматривать как сигнал внутреннего и внешнего конфликта. Медработник должен рассматривать зевоту как возможное проявление беспокойства, несогласия, неуверенности пациента. Социальная роль медработника требует высокой степени владения мимикой, предания ей максимальной стабильности и стандартного выражения — сочувствия и уверенности. В мимическом выражении медработника не должно быть отвращения, брезгливости, испуга, страха, растерянности, равнодушия по отношению к пациенту.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |