КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Активное и пассивное слушание
К вербальным навыкам общения, которыми должен владеть медработник, можно отнести искусство слушать. Умение слушать в отличие от способностей просто слышать предполагает наличие определенной дисциплины, требует усилий. При желании это умение можно приобрести, хотя оно является одним из наиболее трудных аспектов акта общения. М. Беркли-Ален умением слушать называет: - восприятие информации от говорящих, при котором человек воздерживается от выражения своих эмоций; - поощрительное отношение к говорящему, «подталкивающее» акт общения; - незначительное воздействие на говорящего, способствующее развитию мысли последнего «на один шаг вперед». Как видно из рекомендаций М. Беркли-Алена, под активным слушанием он понимает отражение информации и/или отражение чувств говорящего. Ю.Б. Гиппенрейтер считает, что активно слушать — значит «возвращать» человеку в беседе то, что он нам поведал, при этом обозначив его чувство. С.В. Кривцова и Е.А. Мухаматулина выделяют активное, пассивное и эмпатическое слушание. Под активным они понимают слушание, при котором на первый план выступает отражение информации, а под эмпатическим — отражение чувств. Рекомендации к активному слушанию: 1.Будьте внимательны. Создайте своим невербальным поведением атмосферу сопереживания. Если будете внимательны, чутки, сосредоточены, если будете смотреть на говорящего, он почувствует свою значимость и станет относиться к вам более позитивно. 2. Проявляйте интерес к потребностям собеседника. Помните, что вы должны слушать с пониманием. 3. Слушайте на основе установки: «Я — о'кей, ты — о'кей»: а) вызовите в себе отклик на слова говорящего; пусть ваши идеи и чувства дойдут до него, причем выражать их следует доброжелательно, не критикуя говорящего; б) не задавайте слишком много вопросов. Помните, что вопросы могут выйти «боком», так как у говорящего может возникнуть ощущение, что он «попал на горячую сковороду»; в) станьте своего рода «зеркалом»: отражайте то, что, по вашему мнению, чувствует и/или говорит ваш собеседник; г) не стоит использовать ничего не значащие «успокаивающие» фразы типа: «Ну, все это не так плохо», «Завтра тебе будет лучше», «Все перемелется, не стоит так переживать», «Нельзя все принимать так близко к сердцу, это все мелочи», «Не надо делать из мухи слона». 4. Не допускайте, чтобы собеседник «подцепил вас на крючок». Такое может случиться, если вы разозлитесь, обидитесь или выйдете из себя, позволите себе вступить в перепалку, делать скоропа 5. Старайтесь показать свое внимание следующими способами: а) поощряя говорящего с помощью таких междометий и слов как: «Угу», «М-да», «Понятно», «Да, верно», «Ого!», «Интересно!»; б) поощряя говорящего с помощью невербальных сигналов: кивка головой; соответствующего выражения лица; жестикуляции, в) произнося фразы поощрительного содержания, например: «Расскажи-ка мне...», «Мне интересно было бы услышать, что ты об этом думаешь», «Не хотел (а) бы ты об этом поговорить?», «Давай-ка это обсудим», «Звучит так, будто тебе кое-что при 6. Основные правила: а) не перебивать; б) не переводить обсуждение на другую тему; в) не давать себе отвлекаться; г) не задавать лишних вопросов («не допрашивать»); д) не пререкаться; е) не навязывать своих советов; ж)отражать в поведении, жестикуляции, выражении лица и словах свое отношение к чувствам говорящего. Сестрам в силу специфики их профессии часто приходится вступать во взаимодействие с людьми, находящимися в состоянии сильного эмоционального возбуждения. В этом случае приемы активного слушания не срабатывают. Ваш собеседник и не является в полном смысле этого слова собеседником, т.к. уже не контролирует собственные эмоции, не способен улавливать содержание разговора, да он и не старается это делать. Ему надо только одно — успокоиться, наладить самоконтроль; только тогда он будет СЛЫШАТЬ то, что вы ему говорите. В таких случаях эффективно пассивное слушание. Мы полагаем, что медсестре в первую очередь нужно овладеть навыками пассивного слушания. В противном случае она к концу дежурства вряд ли сможет контролировать свои собственные эмоции, а должности психолога-консультанта по работе со средним медицинским персоналом в наших ЛПУ нет. Пассивное слушание. Если необходимо общаться с человеком, находящимся в состоянии аффекта, сильного эмоционального возбуждения, необходимо просто его успокоить. Обычно человек в таком состоянии не очень хорошо контролирует свои эмоции и не очень хорошо понимает, что именно он говорит. Поэтому отражать его информацию или его чувства — дело совершенно бессмысленное и даже вредное. Это, скорее всего, вызовет у него дополнительный взрыв раздражения. Не помогают и общепринятые в таких случаях слова — штампы: «Успокойся», «Не плачь», «Не надо нервничать». Поэтому важно просто слушать человека, просто давать ему понять, что он не один, что вы его слышите, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции»: «Да-да, угу-угу, ну, конечно» и т.п. Дело в том, что, эмоциональное состояние человека подобно маятнику: дойдя до высшей точки накала, человек начинает успокаиваться и приходить в себя. Если не пытаться остановить маятник, то, выговорившись, человек успокоиться и, почувствовав это, вы сможете уже общаться с ним нормально. Не молчите, потому что глухое молчание вызывает раздражение у любого человека, а у возбужденного его усиливает. Техника эта, таким образом, требует от вас одного: чтобы разговор не прерывался, пока собеседник не «остынет». Главная задача — не заразиться от собеседника его эмоциями, что не так-то легко, особенно если эти эмоции направлены на вас, и не впасть в то же эмоциональное состояние, которое уж точно приведет к бурному конфликту, «выяснению отношений» и, в конечном счете, - к очень неприятным чувствам. Пассивное слушание, таким образом, только по названию пассивное. На самом деле оно требует определенной душевной работы. Способны ли вы безо всяких фильтров «услышать» ту эмоцию, которая сейчас доминирует в другом человеке, услышать объективно, не относя ее к себе, не заражаясь ею, не реагируя на нее личностно? Если да, то ваше слушание будет успешным, если нет, то вы всего лишь поддадитесь тому эмоциональному напору, который исходит от собеседника и фактически явитесь для него объектом манипулирования. Для пациента очень важно, чтобы сестра поняла его и разделила его чувства. Именно это дает ему ощущение облегчения. Поэтому, когда медсестра проводит беседы с пациентом, характер которых в идеале должен быть терапевтическим (например, при подготовке к операции, какой-либо процедуре, принятию важного решения), для нее в первую очередь должна быть важна не столько информация, которую пациент сообщает, сколько чувства, которые он переживает по данному поводу. Вот почему медсестре так необходим навык эмпатического слушания, т.е. такого, при котором она способна в какой-то степени испытывать те же чувства, что и пациент, и, подобно зеркалу, отражать их, чтобы он начал лучше понимать себя.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 5334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |