Факторы, обусловившие кризис
| Способы преодоления кризиса
|
Кризис профессионального обучения (время обучения в уч. Заведении)
|
· Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой
· Перестройка ведущей деятельности
· «Подработка» порой становится ведущей деятельностью вместо учебной
· Изменение социально-экономических условий жизни
| · Смена мотивов учебной деятельности: усвоение большого объема знаний в вузе легче тогда, когда у студента имеется цель
· Коррекция выбора профессии, специальности, факультета
· Удачный выбор научного руководителя, темы курсовой, диплома
|
Кризис профессиональной адаптации (первые месяцы и годы работы)
|
· Трудности профессиональной адаптации (особенно в плане взаимоотношений с разновозрастными коллегами – новыми "приятелями")
· Освоение новой ведущей деятельности – профессиональной
· Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности
| · Активизация профессиональных усилий. Рекомендуется обозначить «верхнюю планку» своих возможностей
· Корректировка мотивов труда и «я -концепции». Поиск смысла труда и смысла работы в данной организации
· Увольнение, смена специальности и профессии нежелательны
|
Кризис профессионального роста (23 – 25 лет)
|
· Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой.
· Потребность в дальнейшем повышении квалификации
· Создание семьи и неизбежное ухудшение финансовых возможностей
| · Повышение квалификации, самообразование
· Ориентация на карьеру, стремление быть лучшим
· Смена места работы, вида деятельности
· Не желателен полный уход в хобби, семью, быт
|
Кризис профессиональной карьеры (30 – 33 года)
|
· Стабилизация профессиональной ситуации
· Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом
· Ревизия «я-концепции», связанная с переосмыслением себя и своего места в мире
| · Переход на новую должность или работу. В этом возрасте лучше не отказываться от заманчивых предложений
· Освоение новой специальности и повышение квалификации
· Уход в быт, семью, досуговые занятия, часто являются своеобразной компенсацией неудач на работе
|
Кризис социально-профессиональной самоактуализации (38 – 42 года)
|
· Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в профессиональной ситуации
· Недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом
· Ухудшение состояния здоровья
· Профессиональные деформации, т.е. негативные последствия длительной работы
| · Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство)
· Сверхнормативная социально-профессиональная деятельность, переход на новую должность или работу
· Реализация своих основных замыслов, чтобы потом не сожалеть об этом. Смена профессиональной позиции
|