Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребности и мотивы личности




Источником активности человека, мощным регулятором его поведения являются потребности.

Потребности – это субъективные явления, побуждающие человека к деятельности и отражающие нужды живого существа в чем-то. Потребности – источник различных форм активности, необходимых для сохранения индивида и рода в целом.  

 

 


Человек субъективно ощущает потребности в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, которые побуждают его к деятельности, а их удовлетворение или неудовлетворение сопровождается оценочными эмоциями.

Все многообразие потребностей можно свести к двум основным классам:

· биологические, или витальные (жизненно-важные) потребности;

· высшие, или информационные (лежащие в основе социальных) потребности.

Биологические потребности (голод, жажда и проч.) легко распознаются и быстро насыщаются, поэтому их регулирующая функция (в смысле управления нашим поведением) ограничена. Высшие потребности (т.е. информационные, познавательные, социальные) значительно медленнее насыщаемы по сравнению с биологическими и не так легко вызревают до такого состояния, когда их можно четко опознать. Поэтому их функция, регулирующая поведение человека, практически неограниченна.

Потребности бывают проявляющиеся и латентные, скрытые (т.е. те, которым не позволено проявляться в силу культурных особенностей среды обитания и/или внутренней цензуры). Неосознаваемые человеком латентные потребности, существуя лишь в фантазиях и не проявляясь в актах поведения, могут тем не менее сильно влиять на личность, искажая восприятие человека.

Формой проявления потребности является мотив.

 

 

Мотив – (от лат. moveo – двигаю) – материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются.  
Источником побудительной силы мотива выступают потребности. Деятельность всегда имеет мотив (немотивированная деятельность – та, мотив которой скрыт от самого субъекта или наблюдателя). Деятельность может иметь сразу несколько мотивов (т.е. быть полимотивированной), тогда она направлена на удовлетворение одновременно нескольких потребностей, иногда конкурирующих между собой. Осознанный или неосознанный выбор мотива в данной ситуации - это выбор направленности деятельности, определяемый актуальными потребностями, а также возможностями и ограничениями, заложенными в ситуации.

Помимо функции побуждения и направления деятельности мотив выполняет также смыслообразующую функцию, сообщая определенный личностный смысл целям, структурным единицам деятельности (действиям, операциям), а также обстоятельствам, способствующим реализации.

Мотива́ция – побуждение к действию, динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.  

 


Мотивацию, анализируемую как процесс, можно представить в виде ряда последовательных этапов:

1. Возникновение потребности, которое сопровождается ощущением, что человеку чего-то не хватает, потребность «требовать» от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.