Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От философии Абсолюта к антропологическому материализму




Людвиг Фейербах (1804-1872) прошел путь от правоверного гегельянца до сокрушительной критики христианства, гегелевской философии Абсолюта и создания новой «философии будущего». Основное произведение – «Сущность христианства». Мировоззрение Фейербаха – атеизм и материализм (антропологический).

Тайна христианской религии – обожествление человеком своей собственной сущности. Религия – первая форма самосознания человека. Прежде чем искать свою сущность в себе, человек ищет ее вне себя. Источник религии следует искать в человеке, в «природе человека» и условиях его деятельности. Основа религии – не просто невежество, это зависимость человека сначала от природы, а затем и от общества. Проявляется эта зависимость в чувстве страха, в чувстве конечности, смертности. Боги властвуют над судьбами людей, от них зависит жизнь и смерть, здоровье и болезни, счастье или несчастье. Так создается вымышленный фантастический мир, от которого зависит мир настоящий, действительный. Религия лишает человека свободы, борьбы за преобразование мира, ибо все существует по воле Божьей. В религии человек раздваивается: Бог – не то, что человек, а человек – не то, что Бог. Бог совершенен, человек несовершенен; Бог вечен, человек смертен; Бог всемогущ, человек бессилен; Бог свят, человек греховен. Бог и человек составляют крайности.

Поскольку религия играет такую важную роль, ее нельзя просто отбросить, но можно преодолеть, разобравшись в ее происхождении и сущности. Нужно превратить людей из верующих в мыслителей: заменить любовь к Богу (традиционную христианскую религию) любовью к человеку (новой религией), ибо именно в религии человек ищет свое совершенство.

 

Религия роднится с идеализмом. И здесь Фейербах критикует объективный идеализм Гегеля. Фундаментальная ошибка всей философии, начиная с Канта и кончая Гегелем, – в неверном решении вопроса об отношения мышления к бытию: первично не мышление, а бытие. Мысль не существует сама по себе, в отрыве от того, кто ее мыслит. Поэтому абсолютный разум Гегеля – фикция, абстракция христианского Бога, а тот – абстракция человека. Гегелевская философия построена как доказательство тождества мышления и бытия. Но на самом деле она представляет доказательство тождества мышления (Абсолюта) с самим собой.

Подлинная основа философии тождества бытия и мышления – предметная деятельность человек, зависящего от других людей и вынужденного взаимодействовать с ними.

«В чем же состоит мой метод? В том, чтобы посредством человека свести все сверхъестественное к природе и посредством природы все сверхъестественное свести к человеку, но неизменно опираясь лишь на наглядные, исторические факты и примеры». Философия должна начинаться с признания реального бытия как такового, природы или материи. Природа бесконечна во времени и пространстве. В центре природы – человек как психофизическое существо, он материален, разумен, деятелен. В основе его деятельности лежит стремление к счастью.

И хотя каждый понимает счастье по-разному, в его основании лежат общепризнанные мотивы, и прежде всего, здоровье и благополучие.

Человек (а не Бог) – основание тождества мышления и бытия: «Реальностью, субъектом разума является только человек. Мыслит человек, не Я, не разум. … Единство бытия и мышления истинно и имеет смысл лишь тогда, когда основанием, субъектом этого единства берется человек»[59].

Подлинная философия – антропология, а не теология. Человек в своей деятельности не выходит за рамки природы, поскольку он сам является биологически- природным, телесным существом и поскольку его тело «является фундаментом разума».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.