КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Материалистическая диалектика
К материалистическому пониманию истории От антропологического материализма Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Марксизм
Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) – основоположники марксизма, одного из самых влиятельных течений современной философии, оказавшего значительное воздействие на социально-политические процессы ХХ столетия. Несмотря на критическое отношение к философии Гегеля пытались материалистически истолковать ее главное достижение – диалектику. Основные произведения – «Немецкая идеология» (К. Маркс и Ф. Энгельс), «Экономическо-философские рукописи 1844 года» (К. Маркс), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (Ф. Энгельс), «Тезисы о Фейербахе» (К. Маркс), «Анти-Дюринг» (Ф. Энгельс), «Диалектика природы» (Ф. Энгельс); «Капитал» (К. Маркс). Критика гегелевской философии Фейербахом и младогегельянцами [левым крылом последователей гегелевской философии] недостаточна. Она ограничена исключительно критикой теологического характера гегелевских идей. Необходим новый шаг – обоснование материалистического принципа взаимодействия бытия и сознания, материалистической диалектики как теории развития природы и общества и на их основе – материалистического понимания истории, отношений между природой и человеком, частной и общей собственности, трудом и капиталом; новой теории экономических, юридических и политических отношений, государства и семьи, политических партий и идеологий, борьбы классов, исторического процесса, основанной на предпосылках реального бытия людей. Марксистская философия имеет особое значение, поскольку она стала теоретической базой для практической социальной деятельности – революционной борьбы за построение социализма и коммунизма и во многом определила ведущие события XIX – XX вв.
Развитие науки и практики человечества в XIX в. вплотную подводило к философским обобщениям, выходящим за рамки механистического, метафизического материализма и идеалистической диалектики. Объективное развитие естественных наук нуждалось в диалектико-материалистическом обобщении своих результатов. Материя, природа, общество и само человеческое мышление - диалектичны в силу своей внутренней противоречивой природы и обладают огромным потенциалом саморазвития. «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе. А так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей». Не следует удваивать мир, не следует объяснять природу из каких-то умозрительных принципов или вымыслов. Сами принципы нужно выводить из изучения природы. Только так философия может стать адекватной наукой. Материя существует объективно. Формы ее существования – пространство и время также объективны и изменчивы. Способ, каким существует материальный мир – есть постоянное преодоление внутренних противоречий, т.е. движение, изменение, развитие. Человек – не пассивный продукт природы. Вынужденный постоянно приспосабливаться к быстро меняющимся обстоятельствам, он развивает свое познание, отражая окружающий мир и корректируя свое знание. «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни». Познание природы выливается в ее преобразование в интересах общественного человека.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |