Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система трансцендентального идеализма И. Канта




О значении философии И. Канта для современного человека можно судить с самых разных точек зрения. Главное же, пожалуй, состоит в двух моментах, связанных с логическим началом и итогом этой философии. Начало – это активная позиция личности по отношению к миру; итог, по словам В. Виндельбанда, – «всеобъемлющая философия культуры» (по его собственному замечанию, он «имеет в виду не историческую постановку проблемы Кантом, но живой плод его учения и его значение для духовной жизни настоящего времени»[248]).

Философия И. Канта, по его собственным словам, – это трансцендентальный идеализм: «…все созерцаемое в пространстве или времени, стало быть, все предметы возможного для нас опыта суть не что иное, как явления, т. е. только представления, которые в том виде, как они представляются нами, а именно как протяженные сущности или ряды изменений, не имеют существования сами по себе, вне нашей мысли. Это учение я называю трансцендентальным идеализмом»[249]. Здесь смысловой акцент сделан на том, каким мир дан человеку, а не на том, как он существует сам по себе. «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori. Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией»[250].

Трансцендентализм как философская позиция тем самым противоположен объективизму. «Для объективизма характерно то, что он движется на почве мира, само собой разумеющимся образом предданного в опыте, и спрашивает о его ”объективной истине”, о том, чт о обладает для него и для каждого разумного существа безусловной значимостью, о том, чт о он есть сам по себе. <....> Трансцендентализм же говорит, что бытийный смысл предданного жизненного мира есть субъективное образование»[251]. Другими словами, само по себе существование вещей еще ничего не говорит об их значимости. Лишь человек придает смысл и ценность объектам мира.

В самом деле, что может сказать человек о той действительности, которая никогда не была предметом его опыта? «Итак, предметы опыта никогда не даны сами по себе: они даны только в опыте и помимо него вовсе не существуют. Что могут быть жители на Луне, хотя ни один человек никогда не видел их, без сомнения, можно допустить, но это означает лишь, что в возможном продвижении опыта мы могли бы натолкнуться на них; ибо действительно все то, что находится в контексте с восприятием по законам эмпирического продвижения. Следовательно, жители Луны действительны в том случае, если они находятся в эмпирической связи с моим действительным сознанием, хотя от этого они не становятся еще действительными само по себе, т. е. вне этого эмпирического продвижения»[252].

Таким образом, философия И. Канта начинается с человека. Это вполне сознательно выбранная точка зрения, поскольку вопрос о том, что такое человек, заключает в себе все интересы разума (к этим трем вопросам, по сути, сводятся все основные вопросы мировоззрения): «1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться?»[253].

И. Кант обращается «…к познающей субъективности как к изначальному средоточию всех объективных смысловых образований и бытийных значимостей и пытается понять сущий мир как образование, состоящее из смыслов и значимостей…»[254]. Для этого он исследует определения способностей человеческой души с точки зрения их источников, содержания и границ. При этом он исходит из необходимости правильно постичь идею целого, чтобы сообразовать с ней отдельные части.

 

Исходным пунктом построения системы И. Канта является выделение трех сил, или трех способностей души. Они представляют своего рода ипостаси личности: человек может относиться к миру либо как познающий субъект, либо как субъект морали, либо эстетически.
Способности души: способность познания способность желания (воля) чувство удовольствия или неудовольствия (эстетическое чувство)
В основе каждой из способностей души лежит определенный априорный принцип разума.
Априорные принципы: причинность долженствование целесообразность
Эти априорные принципы содержатся в трех высших познавательных способностях, являющихся a priori законодательствующими.
Высшие познавательные способности: рассудок разум способность суждения
Априорные принципы задают определенные возможности и применяются к различным сферам действительности.
Применение их к природе свободе искусству
В результате единого действия определенной способности души и априорного принципа разума создается определенная сфера культуры.
Основные сферы культуры: наука мораль искусство
В соответствии с тремя основными сферами культуры строится система трансцендентального идеализма.
Части системы: теория познания этика эстетика
Три части системы представлены тремя трактатами.
Трактаты: «Критика чистого разума» «Критика практического разума» «Критика способности суждения»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.