Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия природы. Гегель пишет, что содержание логики составляет природа чистых сущностей




Логика

Гегель пишет, что содержание логики составляет природа чистых сущностей. «Система логики – это царство теней, мир простых сущностей, освобожденных от всякой чувственной конкретности»[319].

Почему Гегель начинает с логики? Здесь по смыслу все выглядит так же, как и всегда в объективном идеализме, начиная с Платона: идея предшествует вещи. «…Потребность заниматься чистыми мыслями… есть потребность уже удовлетворенной потребности в необходимости отсутствия потребностей… <…> …Это предварительная работа, место для этой работы – школа, лишь после которой должно следовать настоящее дело жизни и деятельность для достижения действительных целей. В жизни уже пользуются категориями; они лишаются чести рассматриваться особо и низводятся до служения духовной выработке живого содержания, созданию и сообщению друг другу представлений, относящихся к этому содержанию»[320].

Другими словами, логика как система категорий в наиболее общем виде описывает многообразные связи и отношения, определяя тем самым структуру мира и тем самым становясь своего рода посредником между человеком и миром, поскольку задает схемы, которые наполняются различным содержанием. Задачи осмысления мира логика решает в наиболее общем и абстрактном виде, а жизнь конкретизирует эти решения. «Польза логики для субъекта определяется тем, насколько она развивает ум, направляя его на достижение других целей»[321]. «Обыкновенно говорят, что логика занимается только формами, а свое содержание должна заимствовать из какого-либо другого источника». Логические мысли «…представляют собой в-себе-и-для-себя-сущую основу всего. Чтобы направить свой интерес на такие чистые определения, требуется очень высокая ступень образованности»[322].

Иначе говоря, логическое проникает «…во все естественные отношения человека, в его чувства, созерцания, вожделения, потребности, влечения…», превращая их в «нечто человеческое»[323]. Больше того, логика, проникая во все отношения человека к миру, «проникает» и в основу мира, в сущность всех вещей. «Логика совпадает… с метафизикой – наукой о вещах, постигаемых в мыслях, за которыми признается, что они выражают существенное в вещах»[324].

Две другие части философской системы Гегеля в определенном смысле вторичны по отношению к логике. «Если мы… рассматриваем логику как систему чистых определений мышления, то другие философские науки – философия природы и философия духа – являются, напротив, как бы прикладной логикой, ибо последняя есть их животворящая душа»[325].

Логика Гегеля – это выстроенная диалектически система понятий. Важно при этом, что диалектическое движение, начинаясь от лишенной какого бы то ни было содержания абстракции, приводит ко все более и более богатому содержанию. Новое понятие – «…более высокое, более богатое содержанием, чем предыдущее, ибо оно обогатилось его отрицанием или противоположностью; оно, стало быть, содержит предыдущее понятие, но содержит больше, чем только его, и есть единство его и его противоположности. – Таким путем должна вообще образовываться система понятий…»[326].

В качестве примера можно рассмотреть построение первой триады «бытие – ничто – становление».

Тезис. «Бытие есть чистая неопределенность и пустота». «Чистое бытие образует начало, потому что оно в одно и то же время есть и чистая мысль, и неопределенная простая непосредственность, а первое начало не может быть чем-нибудь опосредствованным или определенным»[327].

Антитезис. «Это чистое бытие есть чистая абстракция и, следовательно, абсолютно отрицательное, которое, взятое также непосредственно, есть ничто. <…> Задача сознания – понять, что оба этих начала есть не что иное, как пустые абстракции, и одно из них столь же пусто, как и другое». «Но точно так же истина не есть их неразличенность, она состоит в том, что они не одно и то же, что они абсолютно различны, но также нераздельны и неразделимы и что каждое из них непосредственно исчезает в своей противоположности»[328].

Синтез. «Истину как бытия, так и ничто представляет собой единство их обоих, это единство есть становление». «…Третье, в котором имеют свое существование бытие и ничто,… это – становление», «имманентный синтез бытия и ничто»[329].

Дальнейшее развитие системы понятий происходит по этой же схеме. Результат становления – наличное бытие. Наличное бытие есть качество. Следующая триада – «качество – количество – мера». «На деле здесь имеется лишь то, что нечто становится другим, а это другое в свою очередь становится другим»[330].

Природа как антитезис противоположна идее и, возможно, именно поэтому она вызывает у Гегеля наименьший интерес, чему есть немало подтверждений. «Природа есть отчужденный от себя дух… Мыслительное рассмотрение природы должно постичь… как в каждой ступени самой же природы наличествует дух, отчужденная от идеи природа есть лишь труп, которым занимается рассудок. Но природа есть лишь идея в себе, вот почему Шеллинг называл ее окаменевшим, а другие замерзшим интеллектом. <…> Если природа есть идея в форме инобытия, то идея, согласно своему понятию, не находится в ней такой, какова она есть в себе и для себя, хотя тем не менее природа есть один из способов самопроявления идеи и непременно должна встречаться в последней»[331].

Хотя Гегель говорит изредка, что диалектика как внутренняя противоречивость проявляется и в природе, все же у него преобладает мысль об отсутствии развития в природе. Это прежде всего связано с отсутствием свободы (а свобода для Гегеля – наиважнейшее понятие). «Природа… являет в своем наличном бытии не свободу, а необходимость и случайность»[332].

Материя – это «неистинное существование…». Материальное несвободно, оно неадекватно своей внутренней основе, отчуждено от сферы развития. «Природа представляет собой отрицание, потому что она есть отрицание идеи». «…Природа была объявлена также и отпадением идеи от самой себя, потому что идея в этой форме внешности не адекватна самой себе». «В природе не только игра форм носит характер иррегулярной, безудержной случайности, но и каждой форме, взятой самой по себе, недостает своего собственного понятия». «При всем бесконечном многообразии изменений, совершающихся в природе, в них обнаруживается лишь круговращение, которое вечно повторяется; в природе ничто не ново под луной, и в этом отношении многообразная игра ее форм вызывает скуку. Лишь в изменениях, совершающихся в духовной сфере, появляется новое»[333].

Обиднее всего, Гегелю, что, несмотря на очевидное превосходство духовного, красота в природе оценивается выше красоты в искусстве. «Таким же недоразумением является то, что духовное ставится вообще ниже, чем предметы природы, что произведения человеческого искусства ставятся ниже произведений природы потому, что в первых материал необходимо должен быть заимствован извне, а затем еще и потому, что эти произведения – не живые. Как будто духовная форма не содержит в себе более высокой жизненности и не является более достойной духа, чем природная форма, как будто вообще форма не выше материи…»[334].

Рассматривая природу «как систему ступеней, каждая из которых необходимо вытекает из другой…», поскольку «природа есть в себе некое живое целое», Гегель намного более «благосклонен» к живой природе. «Экзистирующая метаморфоза… ограничена лишь областью живых существ». «Жизнь есть понятие, дошедшее до своего выявления, понятие, ставшее ясным, истолкованное понятие». Однако здесь совсем не нравится Гегелю, что, рассматривая «две формы, в которых постигается переход от одной ступени природы к другой: эволюцию и эманацию», он может лишь констатировать, что «обе формы движения односторонни и поверхностны и полагают цель в качестве неопределенной»[335].

В соотношении органической и неорганической природы Гегель обнаруживает истинный – диалектический – смысл учения о потенциях, восходящего к Платону. «Каждая ступень представляет собой своеобразное царство природы, и все они кажутся имеющими самостоятельное существование; но последнее царство природы есть конкретное единство всех предыдущих, как и вообще каждая последующая ступень содержит в себе низшие ступени и вместе с тем противопоставляет их себе как свою неорганическую природу. Одна ступень есть власть над другой ступенью, и это – взаимно; в этом именно и заключается истинный смысл учения о потенциях. Неорганические ступени являются потенциями по отношению к индивидуальному, субъективному, – неорганическое разрушает органическое; но столь же верно, что органическое есть в свою очередь власть над своими всеобщими собственными силами, над воздухом, водой, которые, сколь они ни свободны, все же редуцируются и ассимилируются организмами»[336].

Сообразно выделению ступеней природы определяются три раздела философии природы: механика, физика, органическая физика.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.