КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коллектив как объект и субъект воспитания. ИЗучение эффективности воспитательного процесса
Тема 2. Проблемы классификации и выбора методов воспитания.
Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. Основные вопросы, на которые дает ответ теория воспитания: о средствах и методах воспитания (одна из вечных проблем педагогики – добиться максимального повышения эффективности преднамеренных целенаправленных воспитательных воздействий на человека); о ценностях (идеи, вещи, явления, смыслы, имеющие позитивную значимость для человека и общества), нормах и правилах, которыми человек руководствуется в жизни, о том, что человек понимает под словами «хорошо» и «плохо», вопрос выбора целей, сохранения идеалов в условиях обострения социально-экономических проблем в обществе, вопрос о добре и зле. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: 1) целенаправленный характер – эффективность воспитания зависит от умения педагога выделить цель воспитания, которую воспитанник понимает и принимает, при этом основным ориентиром воспитания является его общественная направленность; 2) многофакторный характер – личность подвергается воздействию множества разнохарактерных влияний (объективных и субъективных, независимых и зависимых от воли и сознания людей), накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, что обусловливает неоднозначность результатов воспитания, поэтому эффективность воспитания зависит от совпадения влияния учителя и объективных условий (сотрудничество педагогов и семьи в воспитании учащихся); 3) определяющая роль личности педагога: педагогических умений (умений, связанных с постановкой задач и организацией ситуации; с применением приемов воздействия и взаимодействия; с педагогическим самоанализом), личностных качеств, ценностных ориентиров; 4) отдаленность результатов – воспитание не дает мгновенного эффекта, между началом воспитательного воздействия и устойчивым проявлением воспитанности лежит длительный период; 5) непрерывность – воспитание это процесс систематического взаимодействия учителей и воспитанников (одно мероприятие, каким бы ярким оно не было, не способно сильно повлиять на поведение ученика, необходима система регулярных педагогических воздействий). ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ: 1) формирование личностного стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогом, т.е. учет педагогом личностных характеристик воспитанников, т.к. личностные качества определяют основные ценностные ориентации, жизненные планы, идеалы, доминирующие мотивы поведения; 2) выдвижение системы положительных целей (ближайших, средних и далеких). Наиболее эффективный путь формирования мотивации – выстраивание нескольких целей или, по словам А. С. Макаренко, «перспективных линий развития», при этом каждая цель имеет свой масштаб (от выигрыша в игре до выработки в себе какого-либо качества) и временной период (от одного дня до нескольких лет), а обязательным условием является взаимосвязь всех целей; 3) создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема. Воспитатель должен бороться не с отрицательными качествами воспитанника, а за положительные качества и в опоре на положительное подкрепление(одобрение, признание ранее не проявлявшегося достоинства и пр.), создавая ситуацию успеха и положительный эмоциональный фон взаимодействия (спокойная обстановка, где каждый занят своим делом, заботливое отношение друг к другу); 4) воспитание через взаимодействие. Личностные качества учащегося проявляются и развиваются в процессе взаимодействия с окружающими его людьми, прежде всего, со сверстниками, когда ребенок формирует собственный стиль поведения, что требует организации групповых и парных форм работы, формирования гуманных отношений в коллективе; 5) воспитание через творчество (творчество – это создание чего-то нового, в том числе и во внутреннем мире самого субъекта (Л. С. Выготский) – активное включение учащихся в деятельность творческого характера, которая воспитывает у ребенка стремление к созиданию, умения ориентироваться и находить решения в нестандартных ситуациях. Метод воспитания – это способ действия педагога. Воспитатель может действовать по-разному: воздействовать на ребенка и ожидать немедленных изменений в поведении воспитанника; противодействовать, т.е. искоренять отрицательное в поведении ребенка, корректировать представления, взгляды, привычки, комплексы; взаимодействовать, т.е. сотрудничать, действовать одновременно с ребенком. Выбор метода воспитания зависит: от цели воспитания; от содержания деятельности детей (игра потребует одних методов, приобщение к книге – других); от средств воспитания, т.к. метод воспитания несет в себе определенное средство воспитания (природа, искусство, традиции, различная деятельность, слово, книга, кино и т.д.); от конкретных особенностей ребенка и его социальной ситуации развития, т.е. влияния на ребенка социальной среды и его отношения к этим влияниям; метод воспитания определяется личными и профессиональными качествами педагога (дети сразу чувствуют, «от себя» ли действует педагог, вкладывает ли душу во взаимодействие с ними или воздействует формально). Метод воспитания – это способ взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников. Прием воспитания – часть метода,конкретное действие педагога, поэтому иногда метод воспитания определяют как систему приемов, используемых для достижения поставленных целей. ВАРИАНТЫ КЛАССИФИКАЦИЙ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ. Классификация методов – это выстроенная по определенному признаку их система.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |