Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коллектив как объект и субъект воспитания. ИЗучение эффективности воспитательного процесса




Тема 2.

Проблемы классификации и выбора методов воспитания.

 

Воспитание – процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Основные вопросы, на которые дает ответ теория воспитания: о средствах и методах воспитания (одна из вечных проблем педагогики – добиться максимального повышения эффективности преднамеренных целенаправленных воспитательных воздействий на человека); о ценностях (идеи, вещи, явления, смыслы, имеющие позитивную значимость для человека и общества), нормах и правилах, которыми человек руководствуется в жизни, о том, что человек понимает под словами «хорошо» и «плохо», вопрос выбора целей, сохранения идеалов в условиях обострения социально-экономических проблем в обществе, вопрос о добре и зле.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

1) целенаправленный характер – эффективность воспитания зависит от умения педагога выделить цель воспитания, которую воспитанник понимает и принимает, при этом основным ориентиром воспитания является его общественная направленность;

2) многофакторный характер – личность подвергается воздействию множества разнохарактерных влияний (объективных и субъективных, независимых и зависимых от воли и сознания людей), накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, что обусловливает неоднозначность результатов воспитания, поэтому эффективность воспитания зависит от совпадения влияния учителя и объективных условий (сотрудничество педагогов и семьи в воспитании учащихся);

3) определяющая роль личности педагога: педагогических умений (умений, связанных с постановкой задач и организацией ситуации; с применением приемов воздействия и взаимодействия; с педагогическим самоанализом), личностных качеств, ценностных ориентиров;

4) отдаленность результатов – воспитание не дает мгновенного эффекта, между началом воспитательного воздействия и устойчивым проявлением воспитанности лежит длительный период;

5) непрерывность – воспитание это процесс систематического взаимодействия учителей и воспитанников (одно мероприятие, каким бы ярким оно не было, не способно сильно повлиять на поведение ученика, необходима система регулярных педагогических воздействий).

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ:

1) формирование личностного стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогом, т.е. учет педагогом личностных характеристик воспитанников, т.к. личностные качества определяют основные ценностные ориентации, жизненные планы, идеалы, доминирующие мотивы поведения;

2) выдвижение системы положительных целей (ближайших, средних и далеких). Наиболее эффективный путь формирования мотивации – выстраивание нескольких целей или, по словам А. С. Макаренко, «перспективных линий развития», при этом каждая цель имеет свой масштаб (от выигрыша в игре до выработки в себе какого-либо качества) и временной период (от одного дня до нескольких лет), а обязательным условием является взаимосвязь всех целей;

3) создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема. Воспитатель должен бороться не с отрицательными качествами воспитанника, а за положительные качества и в опоре на положительное подкрепление(одобрение, признание ранее не проявлявшегося достоинства и пр.), создавая ситуацию успеха и положительный эмоциональный фон взаимодействия (спокойная обстановка, где каждый занят своим делом, заботливое отношение друг к другу);

4) воспитание через взаимодействие. Личностные качества учащегося проявляются и развиваются в процессе взаимодействия с окружающими его людьми, прежде всего, со сверстниками, когда ребенок формирует собственный стиль поведения, что требует организации групповых и парных форм работы, формирования гуманных отношений в коллективе;

5) воспитание через творчество (творчество – это создание чего-то нового, в том числе и во внутреннем мире самого субъекта (Л. С. Выготский) активное включение учащихся в деятельность творческого характера, которая воспитывает у ребенка стремление к созиданию, умения ориентироваться и находить решения в нестандартных ситуациях.

Метод воспитания – это способ действия педагога. Воспитатель может действовать по-разному: воздействовать на ребенка и ожидать немедленных изменений в поведении воспитанника; противодействовать, т.е. искоренять отрицательное в поведении ребенка, корректировать представления, взгляды, привычки, комплексы; взаимодействовать, т.е. сотрудничать, действовать одновременно с ребенком.

Выбор метода воспитания зависит: от цели воспитания; от содержания деятельности детей (игра потребует одних методов, приобщение к книге – других); от средств воспитания, т.к. метод воспитания несет в себе определенное средство воспитания (природа, искусство, традиции, различная деятельность, слово, книга, кино и т.д.); от конкретных особенностей ребенка и его социальной ситуации развития, т.е. влияния на ребенка социальной среды и его отношения к этим влияниям; метод воспитания определяется личными и профессиональными качествами педагога (дети сразу чувствуют, «от себя» ли действует педагог, вкладывает ли душу во взаимодействие с ними или воздействует формально).

Метод воспитания – это способ взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Прием воспитания – часть метода,конкретное действие педагога, поэтому иногда метод воспитания определяют как систему приемов, используемых для достижения поставленных целей.

ВАРИАНТЫ КЛАССИФИКАЦИЙ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ. Классификация методов – это выстроенная по определенному признаку их система.

Авторы, основание классификации Классификации
Т. Е. Конникова, Г. И. Щукина Функция метода по отношению к деятельности ребенка I. Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности: упражнение; приучение; педагогическое требование; общественное мнение; поручение; воспитывающие ситуации. II. Методы формирования общественного сознания: рассказ (на этическую тему); объяснение; разъяснение; лекция; этическая беседа; увещевание; внушение; инструктаж; диспут; доклад; пример. III. Методы стимуляции деятельности: соревнование; поощрение; наказание.
Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев Характер воздействия на учащегося 1. Убеждение 2. Упражнения 3. Поощрение 4. Наказание (порицание)
В. А. Караковский Средства воспитания 1) Воспитание словом 2) Воспитание делом 3) Воспитание ситуацией 4) Воспитание общением 5) Воспитание отношениями
Н. Ф. ГоловановА Социальный опыт детей, их деятельность и отношения к миру и с миром, отношения к себе и к другим I. методы формирования социального опыта детей: педагогическое требование; упражнение; поручение; пример; ситуации свободного выбора. II. методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: рассказ; лекция; беседа; дискуссия. III. Методы самоопределения личности ребенка: шаг вперед; задание самому себе; мой секрет. IV. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: соревнование; поощрение; порицание.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.