Форма обучения –
(от лат. forma – наружный вид, внешнее очертание) это способ организации деятельности учащихся, определяющий количество и характер взаимосвязей участников процесса обучения.
группы
форм организации обучения
формы обучения в целом (системы обучения)
классно-урочная система
индивидуализированное обучение
коллективный способ обучения
формы учебной деятельности учащихся
парная (индивидуальное обучение)
индивидуально-обособленная (самостоятельная работа учащегося)
групповая (фронтальные занятия, занятия в малых группах)
коллективная
Формы организации текущей учебной работы
внеурочные формы организации текущей учебной работы
Экскурсия
Домашняя работа
Факультативные и дополнительные занятия
Предметные кружки и научные общества
Олимпиады, конкурсы, выставки ученического творчества
внеурочные формы организации текущей учебной работы
Экскурсия
Домашняя работа
Факультативные и дополнительные занятия
Предметные кружки и научные общества
Олимпиады, конкурсы, выставки ученического творчества
урок
урок
изучения нового учебного материала
Урок
формирования и совершенствования умений и навыков
Урок
обобщения и систематизации знаний
Урок
контроля и коррекции знаний, умений и навыков
Комбинированный урок
I. формы обучения в целом (системы обучения)
Индивидуальная(исторически первая форма обучения)
Суть индивидуального обучения: обучаемые общаются с учителем один на один и выполняют все задания индивидуально (так, в Средние века, ремесленник брал в обучение ученика, который жил в его доме и обучался ремеслу). В настоящее время в индивидуальной форме проводятся дополнительные занятия для отстающих учащихся, занятия с репетитором при подготовке к поступлению в вуз.
индивидуально-подгрупповая
Суть индивидуально-групповой формы обучения: учитель занимается с группой детей, однако учебная работа носит индивидуальный характер (учитель поочередно спрашивает у каждого ученика пройденный материал, объясняет новый материал, дает индивидуальное задание), в это время остальные учащиеся выполняют своим задания (при такой организации обучения учащиеся приобретали элементарные навыки чтения, письма, счета, могли начинать и заканчивать обучение в любое время года, ходить на занятия в разное время дня).
классно-урочная система
(XVI в. - концепция коллективного обучения детей в братских школах Украины и Белоруссии – зародыш классно-урочной формы обучения; XVII в. – теоретическая разработка классно-урочной системы Я. А. Коменским)
Классно-урочная форма обучения является преобладающей во всем мире. Элементы:
r объединение в классы учащихся одинакового уровня подготовки (распределение учащихся в классы по возрастам);
r постоянный состав класса на весь период школьного обучения;
r работа всех учащихся класса по одному плану одновременно;
r обязательность занятий для всех учащихся;
r основной формой обучения является урок;
r наличие расписания занятий, перемен, единого учебного года, каникул.
Недостатки классно-урочной системы:
§ ограниченное количество обучаемых;
§ ориентированность в основном на среднего ученика, высокая трудность обучения для слабого ученика, торможение развития более сильного учащегося;
§ невозможность полного учета и реализации в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся.
Попытки усовершенствования классно-урочной системы:
Белл-Ланкастерская система – получила название от имени англ. священника Л. Белла и учителя Дж. Ланкастера, которые применили ее в Индии и Англии (1798)
Система взаимного обучения, при которой в младшей школе старшие и более успевающие ученики (мониторы) под руководством учителя вели занятия с остальными учениками.
Цель: увеличение количества обучаемых одним учителем (потребность крупных машинных производств в большом количестве квалифицированных рабочих). Система не получила широкого распространения, т.к. недостатки в организации обучения не обеспечивали необходимого уровня подготовки учащихся.
Батавская система – от названия г. Батавия (Америка, конец XIX в.)
Система индивидуализированного обучения. Сущность: с классом увеличенной численности работали 2 учителя: основной учитель вел фронтальную работу на уроке, ассистент – индивидуальные занятия после уроков (для неуспевающих учащихся или желающих глубже изучить предлагаемый материал).
Мангеймская система (начало XX в., Германия) – от. названия г. Мангейм
Система дифференцированного обучения, состоящая из 4-х видов классов (отбор в классы осуществлялся на основе психометрических обследований, характеристик учителей, результатов экзаменов; предполагалось, что учащиеся из более слабых классов смогут переходить в классы более высокого уровня, однако существующая система не давала возможности слабым ученикам достигать высокого уровня):
§ классы для детей со средними способностями;
§ для малоспособных (классы развития);
§ для умственно отсталых (вспомогательные классы);
§ переходные классы иностранных языков для наиболее способных, желающих продолжать образование в реальных школах и гимназиях.
индивидуали-зированное обучение
(одна из форм - дальтон-план или лабораторная система) – от названия г. Дальтон (Америка, штат Массачусетс, 1905 г., создатель –Е. Паркхерст)
Суть обучения: учащиеся не связываются общей классной работой, работают в предметных лабораториях, самостоятельно определяют очередность изучения отдельных предметов и порядок использования своего рабочего времени (каждый ученик заключает «контракт» с преподавателем о самостоятельной проработке учебного материала, годовой объем учебного материала разбивается по месяцам («подрядам»), которые подразделяются на ежедневные задания, контроль проводится с помощью системы учетных карточек). Цель: приспособить темп обучения к индивидуальным возможностям каждого ученика.
В 20-е гг. прошлого века в отечественной педагогике такая форма обучения была несколько трансформирована и получила название «бригадно-лабораторный метод обучения»: учащиеся разделялись на бригады и работали по заданиям, рассчитанным на срок от 2 недель до 1 месяца, на заключительных занятиях по выполнению задания отчитывались бригадиры, оценивалась работа бригады в целом.
Еще одним вариантом внедрения в практику массовой советской школы Дальтон-плана был метод проектов, когда систематическое усвоение знаний под руководством учителя на уроке заменялось работой по выполнению заданий-проектов, в результате учащиеся приобретали лишь те знания, которые были связаны с выполняемой ими практической работой, что привело к снижению уровня их общеобразовательной подготовки.
Введение в советскую школу Дальтон-плана привело к разрушению классно-урочной системы организации учебных занятий, к снижению эффективности учебных занятий и роли учителя, к обезличке в учете знаний. В начале 1930-х г. все попытки внедрения новых подходов к организации учебной работы были прекращены.
коллективный способ обучения (разработчик –А. Г. Ривин, 1918 г., организация школы для обучения разновозрастных учащихся от 10 до 16 лет; название КСО дал В. К. Дьяченко)
Суть обучения: методика работы учащихся друг с другом в парах сменного состава: учащиеся, изучив различные темы, объясняют их другим членам группы и, в свою очередь, выслушивают их объяснения и усваивают новый материал, т.е. учащиеся учат друг друга в парах, состав пар постоянно меняется (занятия проводятся без уроков и расписания, результат – усвоение за год материала, рассчитанного на 3-4 года обучения). Полностью на КСО не перешла ни одна современная школа, т.к. отсутствовало разрешение на эксперимент, однако в школах используются элементы этой формы обучения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление