Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. формы организации текущей учебной работы





Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

II. формы учебной деятельности учащегося

Индивидуально-обособленНая (самостоятельная работа учащегося) Пример – выполнение учащимся домашней работы; контрольные работы, самостоятельные работы, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока. Основной признак индивидуально-обособленной работы учащихся – отсутствие непосредственного контакта ученика с другими людьми.
парная (индивидуальное обучение) Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один - индивидуальное обучение (в школе эта форма организации учебной деятельности учащегося применяется редко в связи с недостаточным количеством времени у учителя, однако широко используется при организации дополнительных занятий, репетиторства).
групповая: фронтальные (общеклассные) занятия, занятия в малых группах Учитель одновременно обучает целую группу учащихся или целый класс, характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов (перед группой или классом может выступать учитель, родитель, член группы учащихся, т.е. один человек обучает одновременно многих).
коллективная(возникла в XX в. в России) Признаки коллективной работы: § наличие у всех ее участников общей цели (общеклассная работа не является коллективной, т.к. учитель ставит перед учащимися одинаковую для всех цель, которую может достичь один ученик или все по отдельности самостоятельно, тогда как общая цель может быть достигнута только общими усилиями группы учащихся за определенный отрезок времени, когда в ходе обучения помимо освоения новых знаний, умений и навыков каждый учащийся группы (класса) участвует в обучении всех членов группы, т.е. группа становится самообучающейся); § разделение труда, функций и обязанностей (работа учащихся в парах сменного состава); § сотрудничество и товарищеская взаимопомощь; § наличие действующих органов, организации, привлечение участников к контролю, учету и управлению; § общественно полезный характер деятельности всех и каждого участника в отдельности; § объем работы, выполняемой коллективом, в целом всегда больше объема работы, выполняемой каждым участником в отдельности или частью коллектива.
На практике в школе чаще всего применяют групповую и индивидуально-обособленную формы организации учебной деятельности учащихся.
УРОК –это основная единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками (чаще всего 45 мин.), планом работы и составом участников

 



Существуют различныеподходы к классификации типов уроков:

r подход К. Д. Ушинского:смешанные уроки (учитель объясняет новый материал, закрепляет его и повторяет пройденное ранее); уроки устных и практических упражнений, уроки письменных упражнений (повторение знаний и отработка умений и навыков); уроки оценки знаний (проводятся после определенного периода обучения и в конце учебного года).

r в современной дидактике разработаны несколько подходов к классификации типов уроков по основаниям: дидактическая цель (И. Т. Огородников); цель организации занятий, содержание и способы проведения урока (М. И. Махмутов); дидактическая цель и место урока в системе уроков (Б. П. Есипов); основные этапы учебного процесса (С. В. Иванов); методы обучения (И. Н. Борисов); способы организации учебной деятельности учащихся (Ф. М. Кирюшкин). На сегодняшний день нет единой классификации типов уроков.

 

Классификация типов уроков в трактовке С. А. Смирнова (классификация по дидактической цели с учетом активной позиции учащегося в освоении материала и формировании умений и навыков)
Урок изучения нового учебного материала Виды уроков: ü урок-лекция; ü урок-семинар; ü кино-урок; ü урок теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа); ü смешанный урок (сочетание различных видов урока).     Цель:овладение учащимися новым материалом. Структура урока: § организация учащихся; § краткий опрос учащихся по разделам пройденного материала; § формирование у учащихся мотивации к деятельности по освоению нового материала (постановка темы и определение основных целей занятия); § освоение учащимися нового материала(с целью повышения уровня интереса учащихся к учебной работе наряду с пассивными видами деятельности (слушание рассказа учителя, пересказа одноклассников) применяются и активные виды (самостоятельная работа с учебником и др. источниками, постановка и проведение экспериментов и пр.); используются приемы активизации познавательной деятельности учащихся: проблемный характер изложения нового материала, использование ярких примеров, фактов, подключение учащихся к обсуждению, подкреплению теоретических положений примерами и фактами, использование наглядных, технических средств обучения); § краткий опрос учащихся по новому материалу (первичное закрепление материала, контроль усвоения); § задание на дом.    
Урок формирования и совершенствования умений и навыков Виды уроков: ü уроки самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений); ü урок-лабораторная работа; ü урок практических работ; ü урок-экскурсия; ü урок-семинар. Дидактические задачи:повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;применение знаний на практике для их углубления и расширения; формирование новых умений и навыков;контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков. Варианты организации учебной деятельности учащихся: § повторение полученных знаний, применение знаний в других ситуациях, элементы систематизации знаний, закрепление умений и навыков; § повторение полученных знаний, контроль и систематизация знаний; § текущее повторение темы.
Урок обобщения и систематизации знаний Виды уроков: ü уроки-дискуссии; ü уроки-семинары (систематизация содержания изученного раздела программы); ü уроки решения творческих заданий. Дидактические задачи:проверка и установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности, касающимися ключевых вопросов учебного предмета;повторение, коррекция и более глубокое осмысление материала по ключевым вопросам учебного предмета во взаимосвязи его отдельных элементов. Специфика уроков: учитель заранее называет вопросы для повторения, указывает источники для подготовки, задает подготовительные задания на дом; при подготовке к урокам обобщения и систематизации учитель проводит обзорные лекции, групповые консультации, индивидуальные собеседования, дает рекомендации по подготовке к самостоятельной работе.
Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков Виды уроков: ü устный опрос; ü письменный опрос, диктанты, изложения, решение задач и примеров и т.д.; ü зачет; ü зачетная практическая (лабораторная) работа; ü практикумы (практические занятия) –измерения на местности, сборка схем, проведение опытов и наблюдений и пр.; ü контрольная работа; ü экзамен; ü тестирование(контроль уровня освоения раздела учебного материала и годового (полного) этапа обучения по предмету) и др. Цель:контроль за уровнем усвоения учащимися теоретического материала, сформированностью умений и навыков, коррекция усвоенных учащимися знаний, накопленных умений и навыков. Варианты структуры урока: 1 вариант § вводная объяснительная часть(инструктаж учителя и психологическая подготовка учащихся к выполнению предстоящей работы – решению задач, написанию сочинения, творческой работы и т.п.); § основная часть (самостоятельная работа учащихся, оперативный контроль, консультации учителя); § заключительная часть (анализ результатов контроля, выделение типичных ошибок, проведение коррекционной работы). 2 вариант § организационная часть; § объяснение задания учителем; § ответы на вопросы учащихся; § выполнение учащимися задания; § сдача выполненного задания (или проверка его выполнения); § задание на дом; § окончание урока. После проведения уроков контроля проводится специальный урок работы над типичными ошибками учащихся.
Комбинированный урок Дидактические задачи:решаются дидактические задачи нескольких (иногда всех) типов уроков.Примерная структура комбинированного урока: § организация учащихся; § проверка домашней работы и опрос учащихся; § изучение нового материала; § первичное закрепление нового материала; § закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; § повторение ранее изученного в виде беседы; § проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом. Условия эффективности комбинированного урока: ü выбор структуры урока (так, в опыте передовых учителей процесс освоения учащимися знаний может происходить в ходе выполнения ими самостоятельной работы, а проверка знаний вплетаться в организацию занятий); ü четкое определения целевых установок урока; ü контроль за временем, выделяемым на каждый из элементов; ü создание учителем психологического настроя, творческой атмосферы (побуждение учащихся к диалогу с учителем, друг с другом, с авторами теоретических концепций).

 



ü В результате реформирования системы образования в школе появляются и новые формы учебной работы, например, в старших классах учебных комплексов «школа-вуз» («педколледж-вуз») практикуется использование вузовских форм учебной работы (лекционно-семинарская система обучения): лекционные и семинарские занятия, система зачетов.

ü В связи с усилением внимания к вопросам активизации познавательной деятельности учащихся в качестве самостоятельного вида урока рассматривается проблемный урок. Структура проблемного урока:

§ организация учащихся, их психологическая подготовка к активному включению в предстоящую работу – создание проблемной ситуации (формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, т.е. предположения о том, каким может быть результат, и вариантов решения);

§ поиск практического решения проблемы;

§ обсуждение результатов;

§ комментарии и обобщения учителя;

§ задание на дом;

§ окончание урока – подведение итогов работы.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой




Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3305; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.