Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рациональное применение методов обучения




Соответствие целям и задачам обучения.

3. Соответствие содержанию данной темы (одно содержание может быть лучше раскрыто с помощью индуктивного, другое – дедуктивного метода и т.д.).

4. Соответствие учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям классного коллектива.

Прежде всего, следует учитывать возрастные особенности учеников:в начальных классах рациональнее отдать предпочтение рассказу и беседе, в 5-8 классах – беседе-рассказу, а в старших классах наряду с этими методами использовать лекции, коллективные обсуждения;от младших классов к старшим будет меняться характер наглядности – от предметной к схематической;степень применения практических методов будет зависеть от особенностей темы, а характер упражнений будет определяться программой; к старшим классам познавательная деятельность репродуктивного характера будет все шире заменяться проблемно-поисковой; будет расти удельный вес методов самостоятельной работы школьников;в стимулировании учебной деятельности от младших к средним и старшим классам будет наблюдаться уменьшение роли стимулирования занимательностью и возрастание значения стимулов, исходящих из преодоления познавательных затруднений, а также вызванных интересом к предмету.

Следует учитывать учебные возможности класса: воспитанность коллектива, отношение к учению, темп учебной работы, работоспособность, сознательность усвоения учебной дисциплины, учебную подготовленность по ранее пройденному материалу. Высокий уровень подготовленности класса потребует некоторого увеличения доли методов самостоятельной работы, применения методов рассказа и лекции, уменьшения роли средств наглядности. В классе с пониженным уровнем подготовленности будут шире использоваться методы беседы, наглядности, будет уменьшена доля самостоятельной работы с литературой.

5. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения (проблемные и индуктивные методы требуют большего времени, чем, например, репродуктивные и дедуктивные методы).

6. Соответствие возможностям самих учителей (возможности определяются опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, личностными качествами и профессиональными умениями учителя и пр.).

 

Методы Условия использования методов
Словесные r при формировании теоретических и фактических знаний r когда материал носит преимущественно теоретико-информационный характер r когда ученики готовы к усвоению словесной информации r когда учитель владеет этими методами лучше, чем другими
Наглядные r для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам r когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде r когда учитель располагает необходимыми наглядными пособиями
Практические r для развития практических умений и навыков r когда содержание темы включает упражнения, опыты, выполнение трудовых заданий r когда ученики готовы к выполнению практических заданий r когда учитель располагает дидактическими материалами для организации упражнений
Индуктивные r для развития умения обобщать r когда содержание темы изложено в учебнике индуктивно (от частного к общему) или его рационально изложить так r когда ученики подготовлены к индуктивным рассуждениям r когда учитель лучше владеет индуктивными методами обучения  
Дедуктивные r для развития умения анализировать явления r когда содержание темы изложено в учебнике дедуктивно (от общего к частному) или его рационально изложить так r когда ученики готовы к дедуктивным рассуждениям r когда учитель лучше владеет дедуктивными методами  
Репродуктивные r для формирования знаний, умений, навыков r когда содержание слишком сложно или весьма просто r когда ученики еще не готовы к проблемному изучению данной темы r когда у учителя нет времени для проблемного изучения данной темы
Поисковые r для развития самостоятельности мышления r когда содержание материала имеет средний уровень сложности r когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы r когда учитель имеет время для проблемного изучения темы и хорошо владеет поисковыми методами обучения
Методы самостоятельной работы r для развития самостоятельности в учении, формирования навыков учебного труда r когда материал доступен для самостоятельного изучения r когда ученики готовы к самостоятельному изучению темы r когда имеются дидактические материалы и время для самостоятельной работы учеников

 

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.