Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие личности младшего школьника




Возрастосообразность педагогического процесса

Тема 8.

(6-7 – 10-11 лет)

Условия формирования личности младшего школьника: учитель - эталон, образец для подражания; субъективные условия - личностные особенности младшего школьника (повышенная внушаемость, высокая подражательность, повышенная эмоциональность и реактивность); сверстники (значимость этого условия возрастает в конце младшего школьного возраста, когда сверстники становятся эталоном в поведении); семья (воздействует на формирование характера младшего школьника).

В младшем школьном возрасте активно развивается мотивационная сфера, появляются потребности, связанные с учебной деятельностью: потребность точно выполнить требования учителя, потребность в высокой отметке, в одобрении успехов со стороны взрослых, потребность быть лучшим учеником, потребность в общении со сверстниками. Ведущими в этом возрасте являютсяпознавательные потребности. Особую значимость приобретает стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников.

Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста – ориентация на группу сверстников. В этом возрасте, с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», с другой – «быть лучше, чем все».

Стремление «быть как все» возникает в учебной деятельности по следующим причинам: учитель контролирует весь класс и побуждает всех следовать предлагаемому образцу; правила поведения в классе предъявляются всем вместе и каждому в отдельности; во многих ситуациях ребенок не может самостоятельно выбрать линию поведения и ориентируется на поведение других детей (первоклассникам свойственны выраженные конформные реакции: ученики, например, часто поднимают руку вслед за другими, хотя внутренне не готовы к ответу). Стремление «быть лучше, чем все» проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, правильно решить задачу, написать текст и т.п. Ребенок, таким образом, стремится утвердить себя среди сверстников.

Огромное значение для развития личности младшего школьника приобретают мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со сверстниками. Неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций.

В целом, мотивация развивается в направлении осознанности, приобретает произвольный характер. Учебная деятельность требует от детейответственностии способствует ее формированию как черты личности.

Конец младшего школьного возраста знаменуется глубоким мотивационным кризисом, когда мотивация, связанная со стремлением занять новую социальную позицию, исчерпана, а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Симптоматика кризиса: отрицательное отношение к школе в целом и обязательности ее посещения; нежелание выполнять учебные задания; конфликты с учителями.

В возрасте 6-7 – 10-11 лет интенсивно развивается самосознание: в учебной деятельности у школьника складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции, развивается самопознание и личностная рефлексия – способность самостоятельно установить границы своих возможностей. Очень важно, чтобы ребенок знал, что он может и умеет делать, в том числе, лучше всех. Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников для развития у них чувства собственной умелости, компетентности, полноценности.

Развитие самооценки, ее адекватность, осознанность, обобщенность во многом зависят от того, насколько содержательно представление ребенка о самом себе: самооценка может быть адекватной устойчивой, завышенной устойчивой или неустойчивой, заниженной неустойчивой в связи с тем, что представления о себе могут быть адекватными и устойчивыми, неадекватными и неустойчивыми, могут содержать характеристики, данные взрослыми. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно-ситуативной к обобщенной самооценке.

Для развития воли младших школьников важна доступность цели деятельности, оптимальная по сложности задача, тогда как слишком легкие или сложные задания тормозят развитие волевых качеств и действий. Условием развития волевых качеств является такая организация деятельности, при которой ребенок видит свое продвижение к цели и осознает его как следствие собственных усилий. К концу младшего школьного возраста формируются такие волевые черты характера, каксамостоятельность, настойчивость, выдержка.

Задача воспитания заключается в том, чтобы на протяжении первых лет обучения научить ребенка сознательно управлять своим поведением. С этой целью необходимо формировать у детей познавательные интересы к приобретаемым знаниям; формировать качества личности (прилежание, ответственность и пр.), которые составляют необходимое условие осуществления волевого поведения.

В этом возрасте происходит усвоение моральных норм и правил поведения: ребенок более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома, в общественных местах, проявляет повышенное внимание к нравственной стороне поступков, стремится дать поступку нравственную оценку, нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе. Тем не менее, для младшего школьника характерна неустойчивость нравственного облика: сознательно принимая правила и «обучая» им других, он как бы сам утверждается в том, что действительно соответствует образцу, а при противоречии между образцом и собственным поведением легко утешает себя тем, что он «сделал так случайно». Важные условия воспитания дисциплинированности школьников, формирования моральных качеств личности – четкая формулировка норм и правил, поощрение исполнительности, соответствующая реакция на разболтанность.

Развитие эмоциональной сферы младших школьников характеризуется усилением сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций, повышением эмоциональной устойчивости. Младший школьник начинает более сдержанно выражать свои эмоции, особенно негативные, что связано с различением ситуаций, в которых можно или нельзя обнаруживать свои чувства. Однако, в целом, для детей характерна впечатлительность и отзывчивость. В младшем школьном возрасте изменяется содержательная сторона эмоций и чувств. Активно развиваются высшие чувства: интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие), нравственные (чувство товарищества, дружбы, долга, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости и пр.), эстетические.

Преобладающее жизнерадостное настроение – это возрастная норма эмоциональной жизни младшего школьника. Однако у некоторых учащихся в этот период начинает проявляться склонность к острым аффективным состояниям, обусловленная как неудовлетворенной потребностью в благоприятных взаимоотношениях с окружающими, так и расхождением между завышенным уровнем притязаний и уровнем собственных возможностей при наличии неосознаваемой неуверенности в себе. Для предупреждения эмоциональных срывов учитель должен знать индивидуальные особенности учащихся. Большое влияние на формирование эмоций младших школьников оказывают складывающиеся отношения с учителем и коллективом класса. Именно эмоциональное отношение к учителю является своеобразным «маяком» в эмоциональной сфере учащегося, особенно важной является функция учителя как арбитра, так как именно его оценки задают ориентиры не только собственной успешности в учении, но и всех остальных одноклассников.

На рубеже 9 – 10 лет возникает также кризис самооценки, что отражается в бурном росте негативных самооценок десятилетних школьников по сравнению с уравновешенностью позитивных и негативных суждений о себе в 9 лет. Основным психологическим содержанием предподросткового кризиса является рефлексивный оборот на себя - «ориентировка на себя», на свои качества и умения как основное условие решения разного рода задач. Это узловой рубеж, когда ребенок осознает себя субъектом, испытывает потребность реализовать себя как субъекта.

Основные новообразования личности младшего школьника: ориентация на группу сверстников; формирование личностной рефлексии; формирование осознанной и обобщенной самооценки; осознанность и сдержанность в проявлении чувств, формирование высших чувств; осознанность волевых действий, формирование волевых качеств.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.