Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГЛОССАРИЙ. 1 страница




 

Тема 1: «Теория организации: предмет, функции, методология»

1. Бюрократия (от греч.-господство канцелярии: «бюро»-стол, канцелярия; «кратос» - власть). По Марксу, существо бюрократии заключается в отрыве центров исполнительной власти от воли и решений большинства членов организаций, в главенстве форм над содержанием, в подчинении правил и задач функционирования организации целям ее самосохранения. Здесь происходит смешение понятий бюрократия и бюрократизм. С точки зрения Макса Вебера, бюрократия – естественная и необходимая форма всякой социальной организации. Ее главные характеристики – безличность, рациональность, строжайшая регламентированность, ограничение ответственности. Это идеальная модель бюрократии.

2. Рационалистическая парадигма основывается на обобщении накопленного опыта, исходит из необходимости упорядочения и стандартизации деятельности по организации управления. Ее основоположниками являются Тейлор, Вебер, Урвик и др.

3. Организация (от греч. Organon – инструмент) рассматривается как некий реально существующий объект или институт; инструмент координации деятельности людей, совместно работающих для достижения общих целей.

4. Организация – это процесс создания структуры управления, которая дает возможность людям эффективно работать вместе.

5. Организация – это одна из функций управления.

6. Организация – это система власти (М.Крозье).

7. Поведенческая парадигма дополняет и развивает рационалистическую. Основной акцент в исследованиях делается на поведение индивидов и групп в организации и поведении организации как таковой. Основоположниками являются авторы различных теорий мотивации: А.Маслоу, Д.Мак Грегор, представители социальной психологии – Диксон и др.

8. Предмет теории организации - закономерности и проблемы построения, функционирования и развития социальных организаций. Чаще всего выделяют четыре аспекта изучения организаций: построение, функционирование, управление, развитие.

9. Социальная организация, в широком смысле, характеризует способы упорядочивания и регулирования поведения индивидов и групп.

10. Функционирование – это воспроизводство деятельности организации, что предполагает анализ организационных отношений, изучение моделей поведения индивидов и групп в организации, анализ особенностей её деятельности на разных стадиях жизненного цикла, принятие решений по адаптации организации к меняющимся условиям среды.

11. Управление – это анализ процессов принятия и реализации решений, анализ системы коммуникации, системы контроля исполнения решений, оценку возможностей использования современных управленческих, бизнес - и информационных технологий.

12. Развитие – это возможность использования новых организационных форм с определением тенденций изменения организаций в процессе их адаптации к рынку.

13. Системность – это изучение явлений и процессов, происходящих в организации и среде во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости.

14. Свойства организации – упорядоченность и направленность. Упорядоченность рассматривается как величина обратная энтропии (степени неопределённости) системы. Направленность характеризует соответствие системы условиям окружающей среды.

15. Комплексность – это изучение проблем организации с позиции различных социальных и экономических наук (социология труда, профессий, теория управления, политическая социология, социальная психология, экономика и др.).

16. Научное наблюдение – осуществляется с определенной целью по заранее разработанной программе; в результате наблюдений мы подтверждаем или опровергаем гипотезу.

17. Гипотеза – предварительный, непроверенный результат (вывод, нуждающийся в подтверждении).

18. Индукция – это процесс создания теории из набора наблюдений.

19. Дедукция – это переход от теории к фактам.

20. Анализ и синтез – это оценка степени влияния каждого элемента организации на ее функционирование и развитие.

21. Методология – учение о методах

22. Моделирование – это процесс создания упрощенного и обобщенного образа объекта.

23. Организация как трудовой процесс предполагает детальное описание трудового поведения работника (Ф.Тейлор).

24. Организация – машина – организация рассматривается как инструмент решения задач (А.Файоль).

25. Организация – община -исследуются отношения человека с человеком, человека с группой. Главный регулятор отношений - принятые в группе нормы поведения (Э.Мэйо).

26. Бюрократическая модель организации М. Вебера. Гарантом эффективности организации являются стандарты деятельности, зафиксированные в инструкциях.

27. Социотехническая организация - главный акцент делается на факторы, влияющие на производительность труда (особенности оборудования, технологического процесса, организации производства и управления, корпоративная культура, социально – психологические качества группы).

28. Итнернационистская организация рассматривается как система длительных взаимодействий между работниками, каждый из которых вносит в неё собственные ожидания и ценности. Цели и структура организации являются продуктом формальных и неформальных взаимодействий. Оптимизировать цели и структуру управления позволяет системный анализ (Г.Саймон).

29. Естественная организация - функционирование организации рассматривается как объективный самосовершающийся процесс. Субъективное начало присутствует, но не преобладает. Это такое состояние системы, которая позволяет ей самонастраиваться и адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды. Достижение цели - лишь один из возможных результатов функционирования системы, отклонение от цели - не ошибка, а естественное свойство системы, так как в ней существует множество принципиально непланируемых факторов.

30. Методы теории организации - научное наблюдение, индукция, дедукция, анализ и синтез, моделирование, и др.

31. Функции теории организации: гносеологическая (познавательная), методологическая, прогностическая, практическая (прикладная).

Тема 2: «Основные проблемы изучения организации»

1. Организация – это система, состоящая из множества неоднородных элементов, которые могут вступать в противоречия друг с другом.

2. Департаментализация – это процесс разделения организации на подразделения; при этом общая цель организации раскладывается на более частные; каждое подразделение получает собственную цель и существует ради ее достижения.

3. Основные противоречия организации – противоречие между личным и безличным (организационным); между индивидуальным и общим; противоречия, связанные с департаментализацией.

4. Линии измерения организации:

1) техническая – оценка состояния оборудования, уровня технологий, планировка помещений и т.д.;

2) социотехническая – оценивается система рабочих мест или система организации деятельности в рамках бизнес-процесса.;

3) формальная – исследуются организационные структуры, регламенты, правила;

4) экономическая – оценивается система финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность подразделения и предприятия в целом, а также системы оценки персонала и его мотивации;

5) внеформальная – оцениваются связи между работниками и подразделениями, возникающие как дополнение или альтернатива формальным связям;

6) социально-психологическая – исследуется социально-психологический климат, проблемы лидерства, анализируются конфликтные ситуации;

7) групповая – исследуется стратификация коллектива на группы и изучается взаимодействие этих групп в организации.

Линии измерения во многом пересекаются.

5. Жизненный цикл организации – последовательность стадий роста и старения организации.

6. Концепции жизненного цикла отличаются количеством стадий и фаз. Так например, в концепции Жизнина и Крупнова выделены стадии рождения, детства, юности и зрелости организации. В концепции И.Адизеса выделяются стадии выхаживания, младенчества, «давай-давай», юность, расцвет, стабилизация, аристократизм, ранняя бюрократизация, бюрократизация и смерть организации.

7. Рост организации по И. Адизесу – это фазы, начиная с зарождения и выхаживания и заканчивая расцветом.

8. Старение организации – фазы жизненного цикла, начиная со стабилизации и заканчивая смертью организации.

9. Стабилизация – это первая фаза старения организации, которая может закончиться смертью.

10. На стадии выхаживания организация ещё не существует физически, есть только бизнес-идея и теоретический фундамент будущей организации. Организация рождается тогда, когда основатель имеет внутренние обязательства по поводу реализации идей и тогда, когда он готов взять на себя ответственность и риск.

11. Младенчество – переход от предвидения к действию, от идей и возможностей к результатам производства, которые могут измеряться уравнением продаж, прибыльностью, ростом стоимости бизнеса.

12. “Давай-давай” – стадия быстрого роста. Решения относительно будущего компании изменяются, предприниматель рассматривает каждую новую возможность как приоритет в бизнесе.

13. Юность организации. Компания перерождается духовно, формируется новая корпоративная культура. Основными задачами управления являются выбор целей развития, изменение системы руководства, освоение эффективной технологии делегирования

14. Стадия расцвета – это оптимальная точка жизненного цикла, в котором достигается баланс между самоконтролем и гибкостью.

15. Аристократизм характеризуется тем, что компания дистанцируется от клиентов, обостряется чувство самосохранения, большое внимание уделяется обустройству офиса. В деятельности компании акцент переносится на то, как делаются вещи, а не на то, что делается и почему.

16. На стадии ранней бюрократизации акцент делается на том, кто вызывает проблемы, а не на том, что следует предпринимать. Действует принцип: нет человека – нет проблемы. Растет количество и острота конфликтов, начинается борьба за передел собственности, что может привести к банкротству.

17. Бюрократизация и смерть. Организация не создает необходимых ресурсов для самосохранения. В её структуре существуют системы со слабой функциональной ориентацией (ориентацией на результат), нет склонности к переменам, нет единой работающей команды. Смерть организации может наступить не мгновенно, если ей по политическим и экономическим соображениям оказывают поддержку государство или местные органы власти. Если организация полностью зависит от клиентов, её смерть наступает быстрее.

18. Типология – это классификация по определенным признакам.

19. Деловые организации могут создаваться государством, местными органами власти, корпорациями, отдельными предприятиями. С точки зрения форм собственности их можно разделить на государственные, муниципальные и частные.Основная цель деловых организаций – удовлетворение потребностей в товарах и услугах, а также получение прибыли.

20. Союзные организации создаются для согласования и реализации целей индивидуальных участников. Люди, вступающие в них, пытаются удовлетворять политические, социальные, культурные, творческие, материальные и иные потребности и интересы.

21. Ассоциативные организации. Их деятельность также может регламентироваться законодательством, может использоваться принцип выборности руководящих органов. К ассоциативным организациям относится семья, научная школа, неформальная группа. Состав участников относительно стабилен. Организация может иметь формальных и неформальных лидеров.

22. Профит-шеринг – это система, которая позволяет людям сознательно участвовать в бизнесе, так как вознаграждение сотрудники получают в зависимости от того, насколько компания прибыльна. Эта система ориентирована на формирование и укрепление корпоративной культуры. Система поддерживает имидж компании, как инновационной, не только в области технологии производства, но и в области управления человеческими ресурсами.

 

Тема 3: «Организация как целевая социальная система»

1. Организация – это сложная система, состоящая из множества разнородных элементов.

2. Синергия или организационный эффект -самое важное свойство организации – это возможность получения прироста дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий участников.

3. Синергия сбыта (продаж) – это преимущество совместной организации сбыта для нескольких производственных единиц, входящих в структуру компании.

4. Цель - желаемое состояние системы в будущем. Философия рассматривает цель как субъективное понятие. Кибернетика утверждает, что стремление системы к цели сводит к минимуму рассогласование между существующим состоянием (величиной на входе) и заданным состоянием (величиной на выходе). Психология рассматривает цель как предвосхищение будущего результата. Суммируя всё сказанное, можно сделать вывод о том, что цель выступает как единство мотивов, средств и результата. Цель как мотив предполагает удовлетворение потребностей, однако комплексные цели предполагают удовлетворение сразу нескольких потребностей. А каждая потребность может удовлетворяться через разные цели. Цель формируется, когда есть и мотив, и средства достижения. Понятие «цель» не тождественно понятию «результат», поскольку современная экономика функционирует в условиях неопределённости и постоянно меняющейся среды. Достижение цели лишь один из возможных результатов, который может сопровождаться положительными и отрицательными внешними эффектами.

5. Организационный эффект (синергия) – возможность получения прироста дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий участников.

6. Эффект «букета преимуществ» означает, что выпуск «связки» разнообразных товаров и услуг (комплексное обслуживание) или соглашение об оптовых поставках более привлекательно, чем сумма отдельных частей (когда организация специализируется на разнородных и несвязанных товарах и услугах).

7. Эффект интеграции или целевая синергия – это преимущества, получаемые одним подразделением в процессе разработки производства или продажи определённого товара. Эффект достигается в результате объединения деятельности подразделений, каждое из которых специализируется на достижении самостоятельной цели.

8. Эффект масштаба или функциональная синергия возникает в результате широкомасштабных операций.

9. Производственная синергия – основана на совместном использовании производственных мощностей, организации процесса обучения, общих закупок, появляется возможность экономии на накладных расходах.

10. Синергия инвестирования – это общее использование земельных участков, зданий, сооружений.

11. Синергия управления – это обмен опытом, менеджерами, технологиями.

12. Синергия конгломерата – означает, что чем больше подразделений, тем шире распределяется риск.

13. Системно-комплексный подход основывается на том, что каждый объект должен формировать цели на разных уровнях и рассматриваться как некоторая сложная система, являющаяся, в свою очередь, элементом более широкой социальной системы. При этом анализируется состав и структура элементов, входящих в систему, их цели, функции, задачи, коммуникации, способы интеграции элементов в системе, соответствие целей и ресурсов.

14. Цели-задания должны соединять интересы каждого с целями организации и общества. Как и другие цели, они объединяют людей через их мотивы. Например, гражданские мотивы, чувство долга, осознание пользы для себя в конечном итоге. Цели-задания организация либо получает сверху, либо формирует самостоятельно исходя из объективных требований рынка.

15. Цели системы обеспечивают выживание организации в условиях меняющейся среды. Достижение целей связано с реализацией вторичных, производных целей и задач. Цели системы – это, прежде всего цели организации как некой безличной структуры. Процесс образования целей идёт как сверху, так и снизу. Основной проблемой является взаимоувязка целей и разрешение противоречий.

16. Цели- ориентации являются отражением общих и индивидуальных интересов работников, которые стремятся реализовать их через организацию. Например, обеспечение развития и служебная карьера, получение вознаграждения. Но цели ориентации могут быть противоречивыми – сохранение высокой занятости и получение высоких дивидендов. Цели-ориентации могут противоречить целям-заданиям и целям системы. Например, фирма может начать выпуск продукции вопреки общественным требованиям по экологии.

17. Организация – телеономическая система, т. е. система, стремящаяся к самосохранению и выживанию.

18. Дерево целей – целевая модель, предполагающая ранжирование целей по функциональному, временному или функционально-временному признаку.

19. Стагнация – застой, это ситуация, при которой организация избегает любых изменений и любых затрат, связанных с исследованиями и разработками; пассивный риск, приводящий к инерционности в деятельности. В результате чего организация постепенно теряет конкурентоспособность.

20. Телеономия – это объективная или естественная целесообразность.

21. Устойчивость – это встроенная цель любой организации. Устойчивость предполагает преодоление текучести кадров, сокращение числа реорганизаций, снижение конфликтности.

22. Развитие организации (в узком смысле) - это развитие индивидов и отношений между ними.

23. Развитие организации ( в широком смысле) связано с жизнеспособностью организации.

Тема 4: «Иерархия в организации»

1. Иерархия – это священная власть. Иерархия сегодня, определяется как универсальный принцип построения любых организационных систем: биологических, технических, социальных.

2. Статус (состояние, положение) – это соотносительное положение индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков (экономических, профессиональных, этнических и др.).

3. Свойства организационной иерархии: централизация, личная зависимость и власть.

4. Иерархические отношения могут складываться как по горизонтали, так и по вертикали.

5. Власть – это способность субъекта в своих интересах определять цели и направленность деятельности других субъектов, распоряжаться различными ресурсами (включая статусные или административные), устанавливать запреты и предписания, предоставлять полномочия, формировать и навязывать нормы поведения, оказывать услуги и давать привилегии.

6. Власть – это подчинение участников организации правилам и указаниям, контроль со стороны организации над волей работника, приспособление личности к организационным функциям. Выражение: «Власть в чьих-то руках», - означает наличие системы безличных связей и норм, контролируемых одним человеком или группой.

7. Стратификация – деление общества на слои (страты).

 

Тема 5: «Управление в организации»

1. Управление – это целенаправленное воздействие субъекта на объект.

2. Главная задача субъекта – принятие решения, т.е. определение характера и формы целевого управляющего воздействия и создания организационных условий для достижения целей.

3. Объект управления в социальных системах - это человек, группа, организация.

4. Система управления – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов.

5. Риск – действие субъекта в условиях неопределенности в расчете на удачу.

6. Факторы риска: незнание (неопределённость), случайность, противодействие.

7. Основные социальные регуляторы: целевое управляющее воздействие; организационный порядок; самоорганизация.

8. Организационный порядок – это система институтов, т.е. формальных и неформальных регуляторов, которые регулируют поведение людей в организации.

9. Самоуправление – это участие всех членов организации в выработке и принятии управленческих решений.

10. Самоуправление – это наиболее эффективный механизм согласования целей.

11. Самоорганизация – это механизм управления на основе спонтанных регуляторов (спонтанное регулирование или саморегулирование).

12. Целевое управляющее воздействие - это такое воздействие, которое включает определение целей-заданий и разработку технологии их реализации.

13. Формальные регуляторы – нормы и правила, которые закреплены в законодательстве.

14. Неформальные регуляторы – это нормы и правила, разработанные в организации и принятые на добровольной основе

 

Тема 6: «Групповая структура организации»

1. Организация – это сложная, динамически развивающаяся социальная система. Как система, она представляет собой упорядоченную совокупность, элементов. Система определенным образом устроена, имеет сложную внутреннюю структуру.

2. Структура (в пер. с латинского – строение, расположение, порядок.) – это состав и соподчиненность элементов системы.

Социальную структуру характеризует количество элементов, их соподчиненность, связи, характер зависимости меду элементами, вклад каждого в достижение цели организации, устойчивость элементов и связей.

3. Социальная группа – это совокупность людей, определенным образом взаимодействующих между собой, осознающих себя членами группы и считающихся членами группы с точки зрения других участников.

4. Мезогруппы – это территориальные общности (жители города, сельского поселения, агломерации городов).

5. Макрогруппы – существуют в масштабах всего общества (социальные слои, классы).

6. Микрогруппы – группы, где поддерживаются прямые связи между участками (межличностные отношения).

7. Институционализированный обмен – это обмен ресурсами различного типа, необходимыми для удовлетворения потребностей.

8. Административные группы – группы, которые создаются в первичных подразделениях организации, они функционируют как целевые группы, взаимодействия между людьми регламентируются положениями, инструкциями, приказами, технологией.

9. Социально-психологические группы – группы, возникающие на основе свободы выбора, их участники выступают по отношению друг к другу ни как должностные лица, а как личности.

10. Первичная группа – группа, состоящая из небольшого числа людей, между которыми установлены прямые личностные контакты (семья, спортивная команда, группа друзей).

11. Институт – от латинского «установление» - это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов и норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

12. Функциональный подход – подход, при котором организация рассматривается как совокупность функциональных требований, а каждый структурный элемент специализируется на выполнении определенной функции.

13. Структурный подход к изучению организации – это такой подход, при котором организация рассматривается как целое, несводимое к сумме частей, а структурные элементы рассматриваются с точки зрения их роли в организации.

14. Целевое управляющее воздействие - это такое воздействие, которое включает определение целей-заданий и разработку технологии их реализации.

 

 

Тема 7: «Формальная организация»

1. Формальные группы или организации – это группы (организации), созданные по воле руководства для достижения целей организации и решения остальных стоящих перед ней задач.

2. Формальная организация это предварительно спланированная структура полномочий и функций, которая устанавливается на основе сложившегося взаимодействия между компонентами организации. Она ориентирована на достижение приемлемого уровня производства и общих целей организации. Формальная структура определяет всю си­стему отношений и набор функций, позволяющих осуществлять це­ленаправленную деятельность. Многие виды взаимодействий между работниками не вписываются в схему формальной организации.

3. Формальная организация – это модель, изолированная от внешней среды.

4. Комитет – это группа внутри организации, которой делегированы полномочия по выполнению какого-либо задания или комплекса заданий.

5. Специальный комитет – это временная группа, сформированная для решения определенных задач.

6. Постоянный комитет – это непрерывно действующая группа, имеющая конкретную цель.

7. Линейная организация – это система вертикальной зависимости, объединяющая ряд служебных позиций сверху донизу.

8. Функциональная организация предполагает, что руководство распределяется между рядом лиц, специализирующихся на определенных видах деятельности.

9. Штабная организация характеризуется наличием при руководителях штаба советников, экспертов, не включенных в общую систему.

10. Официальные отношения – это, как правило, отношения от имени организации или руководителя.

11. Рациональность - основной принцип построения организации, который означает, что организация должна выполнять определенную логическую программу;разумно обоснованное, целесообразное действие.

12. Организационный порядок – система норм, образцов и стандартов деятельности.

13. Формализация - способ построения организации, основанный на разработке системы безличных связей и норм, целенаправленно вводимых в отношения между людьми.

14. Связи – отношения взаимной зависимости, обусловленности.

15. Коммуникация – путь сообщения, линия связи; общение.

16. Структура - строение, внутреннее устройство, состав и соподчиненность элементов системы.

17. Реорганизация – организация на новых началах, преобразование.

18. Регламент – правила, регулирующие порядок какой-либо деятельности.

19. Прецедент – случай, служащий примером или оправданием для последующих случаев этого рода.

20. Стандарт – образец, которому должно соответствовать, удовлетворять что-нибудь по своим признакам, свойствам, качествам, а также документ, содержащий в себе соответствующие сведения.

 

Тема 8: «Неформальная организация»

1. Неформальная организация – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярные взаимодействия для достижения определенных целей.

2. Неформальные ор­ганизации - организации, в рамках которых взаимоотношения не носят заранее спро­ектированного и директивно установленного характера, а возникают под влиянием различных факторов, таких, как общий интерес группы работников, объективная необходимость сотрудничать, личная безо­пасность и др.

3. Лидерство – это не столько совокупность личностных особенностей человека, сколько функция среды.

4. Экспрессивный тип лидерства - это социо-эмоциальный тип лидерства, подчеркивающий солидарность.

5. Престиж рассматривается как элемент межличностных отношений. Престиж выступает в виде шкалы признания. Социальная среда наделяет каждого члена организации определенной позицией на этой шкале.

6. Основная задача менеджеров – достичь органического единства формальной и неформальной организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.