Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные научно-методические положения и принципы эффективной работы промышленных предприятий в условиях рынка




Введение

 

Производствен­ное предприятие — основное звено экономики и двигатель обществен­ного развития в целом.

Без тщательного анализа производственного звена и его потенциала невозможно управлять и изменять внешнюю форму и методы его работы. Через кана­лы распределения произ­водство связано с законами общественного развития.

Современным предприятиям принадлежит ведущая роль в обеспечении научно-технического прогресса, обновлении продукции и технологии, повышении ее конкурентоспособности на мировом рынке. Именно промышленные предприятия в первую очередь обеспечивают необходимую концентрацию финансовых, материальных, научно-технических и человеческих ресурсов.

Данный курс должен помочь студентам разобраться в таких основопола­гающих понятиях как общественные формы организации производства, производственный цикл и производственные процессы создания и реализации продукции, основные фонды, оборотные средства, производственный и кадровый потенциал предприятий, система экономической информации и инструментария управления, инвестиционная привлекательность и экономическая эффективность технико-экономических мероприятий по снижению затрат, экономии ресурсов и увеличению прибыли, овладеть аналитическими методами и приемами, лежащими в основе процессов оперативного и стратегического управления предприятиями (организациями).

Курс изучения экономики должен стать для будущих менеджеров основой для понимания объектов управления и возможных способов воздействия на них с целью повышения эффективности бизнеса.

 

 

 

Работа промышленных предприятий, в современных условиях формирования и развития рынка, вызывает определенные научные методические и практические трудности, которые оказывают определенное негативное влияние на их продуктивную работу.

Отсутствие достаточно совершенного, стабильного механизма и инструментария рыночных отношений требует уточнения определенных условий, положений и принципов обеспечивающих эффективную деятельность предприятий в рыночных условиях. Следует обратить особое внимание на понятийный аппарат модели и фазы развития рыночных отношений, а также роль государства в формировании рынка и нерыночного сектора дальнейшего совершенствования и развития рыночных инфраструктуры. Социальные аспекты рынка следует изучать с учетом положительных и отрицательных сторон рыночных отношений.

Рассматривая понятийный аппарат рынка, следует учитывать дальнейшее формирование и развитие федеральных, муниципальных и рыночных органов с учетом выполнения ими новых функций в свете конкретных предложений президента Российской Федерации Медведева Д. А., высказанных им в ежегодном обращении к Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 года. Также необходимо обратить особое внимание на развитие нерыночного сектора в области науки, образования, культуры с учетом социальных аспектов жизнедеятельности и совершенствования институтов рыночной экономики.

Понятие рынка проще представить в виде концентрических окружностей, характеризующих воспроизводственные фазы рынка и сам процесс рыночных отношений.

Под рынком следует понимать совокупность конкретных экономических и социальных аспектов (связей) между производителем-поставщиком и потребителем материальных благ и условий между продавцом и покупателем в процессе купли-продажи товаров и услуг. Сам процесс взаимоотношений между фазами рынка характеризуется и определяет порядок рыночных отношений. Среди фаз рынка особое место, главенствующее, принадлежит таким фазам, как производство и потребление. Эти фазы являются движущей силой всего процесса рыночных отношений и характеризуют экономический объем и социальные аспекты рынка. Между этими фазами существует пропорциональная связь и взаимообусловленность.

Это значит, что эти фазы определенным образом влияют на развитие друг друга, а именно: объем производства должен удовлетворять объему потребления, а объем потребления должен удовлетворяться качественно-количественным объемом производства, т.е. основная задача производства - удовлетворенный спрос потребительской фазы рынка. Эта взаимообусловленность и является фактором научно-технического прогресса развития рыночных отношений, что, безусловно, направлено на удовлетворение и двух других фаз рынка, таких как «обмен» и «распределение». Эти фазы (стадии) являются следствием общественного разделения труда. Анализируя фазу «потребление» следует различать потребление «производительное» и «непроизводительное».

Потребление представляет собой завершающий акт процесса общественного воспроизводства, когда производственные блага выпадают из экономического оборота.

Производительное (производственное) потребление осуществляется в сфере производства для удовлетворения его спроса.

Непроизводственное потребление осуществляется за пределами производственного процесса и подразделяется на:

- индивидуально-личное или потребление населения (одежда, пища, жилище, образование, отдых и прочее);

- потребление для удовлетворения общественных потребностей (наука, культура, оборона, управление).

В конечном счете, уровень потребления определяется уровнем развития производства. Эти взаимообусловленные стадии рынка являются основой прогрессивного развития всех фаз воспроизводственного процесса. Обмен, как стадия рыночных отношений, характеризует взаимный обмен деятельностью между результатами общественного разделения труда и продуктами воспроизводства.

Распределение, как фаза общественного воспроизводства, является связующим звеном между производством и потреблением и дифференцируется на накопление и собственное потребление.

Руководители промышленных предприятий должны четко себе представлять, что они работают в условиях рынка и им следует различать существующие модели рыночных отношений, так как в настоящее время в России нет четкого понятия, в каких условиях рынка работают предприятия. Следует отличать две модели рыночных отношений: либеральную и социальноориентированную. Отличаются эти модели преимущественно своим отношением к собственности и по роли государства в управлении экономикой.

Либеральная модель характеризуется практически полным господством частной собственности на средства производства, предполагает нарочитую отраженность государственных органов от управления экономикой.

Социально-ориентированная модель характеризуется многообразием форм собственности (иногда она называется полифоничностью) и предполагает достаточно активное участие государственных органов в управлении экономикой.

В зависимости от модели различаются и социальная политика государства. Либеральная модель - основывается на принципах самовыживания каждого из членов общества, вторая - обеспечивает определенные гарантии обществу со стороны государства.

Какая модель лучше? Однозначно ответить нельзя, они просто разные. Либеральная, например, имеет свои достоинства. Она формирует сильную личность, способную противостоять жизненным трудностям. С другой стороны, эта модель достаточно безответственна и эгоистична. Так, например, нищий здесь объявляется жертвой собственной бездарности.

В РФ настоящего времени нет единой модели рыночных отношений, что значительно затрудняет ориентацию руководителей предприятий на организацию эффективной работы. По всей вероятности действующие принципы рыночных отношений носят социально-ориентированный характер. В России желательно делать ставку на многоукладную социально-ориентированную модель – идти по пути конвергенции (принцип КНР), т.е. методом постепенного врастания рыночных факторов в плановоориентированную экономику. Для обеспечения эффектной работы предприятий в условиях рынка руководители должны в своей деятельности опираться на основные принципы и положения перехода к рыночным отношениям. Прежде всего это:

1. Максимальная свобода экономического субъекта предприятия (предпринимателя) в выборе своей производственно-хозяйственной деятельности. Это означает, что над предпринимателем, предприятием нет вышестоящих директивных, довлеющих органов на формирование качественно-количественного объема производства. Все решает само предприятие и само предприятие несет всю полноту ответственности за результат принятых решений.

2. Приватизация, разгосударствление экономики основные пути – конверсия ВПК, диверсификация и акционирование.

3. Диверсификация и акционирование должны получить превалирующее направление в разгосударствлении экономики.

4. Демократизация экономики, т.е. перестройка сложившихся организационных структур управления в направлении увеличения ответственности предприятия за результаты финансовой и производственно-хозяйственной деятельности.

5. Конкуренция производителей должна обеспечивать эффективную работу предприятия и осуществляться в следующих направлениях:

а) технические параметры, обеспечивающие производственную мощность предприятия на базе внедрения последних достижений науки и техники

б) экономические параметры – увеличения прибыли и рентабельности за счет снижения себестоимости продукции и улучшения ее качества.

в) эргономические условия – взаимоотношение человека и изделия направленные на повышение комфортности управления техническими средствами.

г) эстетические параметры

д) экологические параметры – обеспечивающие снижение объемов выброса загрязняющих веществ в воздушный и водный бассейны.

е) надежность выпускаемых изделий, увеличение срока службы производимой продукции.

ж) безопасность готовой продукции – обеспечивающая сокращение травматизма со смертельным исходом.

6. Соответствие нормативным международным параметрам и стандартам качества.

7. Прочие параметры – к ним следует относить максимально короткие сроки поставки изделий максимально возможные скидки, льготные условия сервисного обслуживания (в том числе и гарантийного), использование новейших технологических процессов и техники.

8. Свободное ценообразование по законам рынка.

9. Открытость экономики и ее последовательная интеграция в систему мировых хозяйственных связей.

10. Укрепление и расширение правовой базы, формирование законов, распоряжений законодательных актов развития рыночных отношений.

Обязательным условием эффективной работы предприятия является создание и формирование рыночной инфраструктуры. Она должна включать:

а) рынок продуктов труда и интеллектуальной человеческой деятельности. К нему относятся: рынок товаров и услуг производственного назначения, рынок потребительских товаров и услуг, рынок научно-технической продукции, изобретений и открытий, рынок других сфер человеческой деятельности.

б) рынок рабочей силы

в) рынок финансово-кредитный

г) валютный рынок

д) рынок жилья

е) внешний рынок мирохозяйственных связей

По принадлежности рынки дифференцируются по направлениям: федеральный или государственный рынок; рынок республик; региональные рынки.

Все эти рынки создают единое экопространство, которое может входить во внешний рынок мирохозяйственных связей.

Роль государства и субъектов федерации в формировании рыночных отношений должна проявляться в таких направлениях как:

- социальная защищенность населения;

- формирование и использование минимума потребительского бюджета, который обеспечивает прожиточный минимум;

- всемерное поощрение предпринимательства;

- отказ государства от прямого участия в хозяйственной деятельности предприятий;

- регулирование экономики при помощи экономических рычагов (налоговая система, нормативно-правовое обеспечение);

- государственная контрактная система, построенная на основе коммуникаций получения заказов на военную, космическую и другие стратегически важные виды продукций. Получение заказов должно осуществляться не только на государственном (федеральном) уровне, но и на уровне субъектов федерации.

Эксклюзивная прерогатива государства принадлежит формированию и управлению:

1) единой денежной и банковской системами (формирование резервного фонда, деноминация денежных купюр, управление объемом находящихся в обороте денежных знаков, их выпуск и изъятие, др.);

2) налоговой системой (налоги, налоговые льготы, финансовые санкции и пр.);

3) системой регулирования цен;

4) системой бюджетных ассигнований (формирование доходной и расходной частей);

5) целевыми, социально-экономическими, научно-техническими и инвестиционными программами;

6) подготовкой квалифицированных кадров по новым направлениям экономики, в соответствии с потребностью предприятий и организаций;

7) поддержанием и индексацией бюджетных ассигнований на содержание нерыночного сектора;

8) формированием нормативно-правовой базы рыночной экономики и развитием субъектов федерации;

9) формированием федерального валютного фонда, пенсионного и социального фондов, фонда стабилизации экономики и др.

Особая роль принадлежит государству в управлении нерыночным сектором экономики, который включает:

- фундаментальную науку;

- большую часть здравоохранения и образования;

- культуру и искусство;

- охрана природы;

- содержание правоохранительных органов (армия, суды и пр.)

Государство призвано своевременно индексировать бюджетные ассигнования на содержание нерыночного сектора.

Исключительное место в формировании рыночных отношений принадлежит социальным аспектам.

Особо следует выделить:

1. Децентрализованная ответственность каждого члена общества за свою семью, коллектив, общество в целом.

2. Равенство шансов членов общества, гарантированное государством.

3. Права на участие в управлении различными организациями.

4. Правовая защищенность и механизм перераспределения доходов (льготы, пособия по безработице, трудоустройство и соблюдение нормативных вопросов в определении занятости населения).

В инфраструктуру организаций присущих рынку входят:

1) торговые предприятия и организации;

2) посреднические организации;

3) аукционы;

4) биржи;

5) ярмарки;

6) оптовые рынки;

7) организации маркетинга;

8) информации;

9) рекламы;

10) стандартизации;

11) страховые организации;

12) финансово-кредитные;

13) консалтинговые компании.

Особое место принадлежит складскому хозяйству, складскому оборудованию, а также хранению определенное место отводится организациям транспорта, связи, упаковки, а также организациям подготовки к транспортировке и реализации товаров и услуг.

Инфраструктуре рынка принадлежит определенная роль в формировании взаимодействия государства с промышленными предприятиями и организациями, обеспечивая их продуктивную и экономически выгодную работу.

Наряду с положительными результатами деятельности предприятий в условиях рынка рыночные отношения несут и социально- экономические недостатки, это:

- инфляция;

- безработица;

- чрезмерная имущественная дифференциация населения;

- нестабильность производства;

- неравномерное развитие отдельных регионов.

Предприятия должны работать в направлении дальнейшего роста производительности труда и снижении себестоимости продукции, увеличивая уровень рентабельности и объемов прибыли.

Также необходимо учесть, что безработица имеет свои социально-экономические положительные и отрицательные моменты. Положительное влияние безработица оказывает на формирование профессионально-квалификационного уровня трудящихся (получение второго высшего образования, переквалификация и т.д.).

Вопросы для самоконтроля

Дайте определение понятия «рынок»

Какие вы знаете модели рыночных отношений

Назовите основные принципы рыночных отношений

Что включает в себя понятие рыночной инфраструктуры

В чем заключается эксклюзивная прерогатива государства в условиях рынка

Что такое инфраструктура организаций присущих рынку




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.