КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие техники
Что такое техника? Техника (от греч. téchne – искусство, мастерство, умение) в наиболее широком смысле этого слова означает: 1) совокупность устройств, искусственных предметов, артефактов (буквально, предметов, возникших на основе умения), куда входят как простейшие орудия труда, так и сложные технические системы; 2) совокупность различных видов деятельности, направленных на изготовление, обслуживание и применение технических устройств, – к ним можно отнести научно-технические исследования, производственный процесс изготовления и эксплуатацию технических устройств; 3) совокупность знаний, которая включает в себя как предписания (рецепты), характерные для ремесленного дела, так и целую область научно-технического знания. Коротко говоря, под техникой подразумеваются искусственные предметы, а также деятельность и знание, так или иначе связанные с этими предметами. Однако такое, предельно широкое толкование техники включает в себя и предметы искусства (музыка, живопись, поэзия), и предметы, скажем так, уже вышедшие из употребления (производственные отходы и т.п.), – ведь все эти предметы тоже искусственны – они созданы человеческой деятельностью. Поэтому в понятие техники нужно ввести уточнение – что же мы, собственно говоря, понимаем под техникой? Итак, когда речь преимущественно идёт об искусственных предметах, под техникой понимается, прежде всего, система средств, направленных на достижение каких-либо целей. Это одно из наиболее распространенных определений техники. «В самом деле, ставить цели, создавать и использовать средства для их достижения есть человеческая деятельность. К тому, чтó есть техника, относится изготовление и применение орудий, инструментов и машин, относится само изготовленное и применяемое, относятся потребности и цели, которым всё это служит. Совокупность подобных орудий и есть техника» [27, с.221]. Немецкий мыслитель К. Ясперс – один из ярких представителей экзистенциализма (направления в философии) так поясняет толкование техники как системы средств. «Техника, – пишет он, – возникает, когда для достижения цели вводятся промежуточные средства. Непосредственная деятельность, подобно дыханию, движению, принятию пищи, ещё не называется техникой. Лишь в том случае, если эти процессы совершаются неверно, и для того, чтобы выполнять их правильно, принимаются преднамеренные действия, говорят о технике дыхания и т.п.» [28, с. 117]. Существенным дополнением к данному определению техники можно считать следующие позиции, которые были высказаны разными мыслителями. Техника – это система средств, которая: 1) является нейтральной по отношению к цели и может употребляться в качестве экономящего усилия посредника (Г. Зиммель, Г. Спенсер); 2) служит хозяйственному удовлетворению потребностей и предотвращению определенных действий в качестве «порядка исполнения этих действий» (Готтль-Оттлилиенфельд); 3) служит облегчению и формированию нашего бытия (К. Ясперс); 4) представляет собой уравновешенную совокупность методов и вспомогательных средств действий по овладению природой (Готтль-Оттлилиенфельд). Когда речь преимущественно идёт о деятельности человека, тогда под техникой понимается, прежде всего, наиболее эффективный (наилучший) способ достижения чего-либо. В самом деле, мы не спешим обозначать словом техника «футбольное поле» или «свитер», но когда мы обращаем внимание на качество футбольного поля или на качество свитера, мы начинаем говорить о технике обработки футбольного поля или о технике вязания свитера. «Мы говорим не только о технике экономической, промышленной, военной, технике, связанной с передвижением и комфортом жизни, но и о технике мышления, стихосложения, живописи, танца, даже о технике духовной жизни, мистического пути. Так, например, йога есть своеобразная духовная техника. Техника повсюду учит достигать наибольшего результата при наименьшей трате сил. И такова особенно техника нашего технического, экономического века» [29]. Иными словами, техника в таком понимании проявляет себя в самых разных областях человеческой деятельности, там, где необходимы навык, умение, мастерство. Когда же речь преимущественно идёт о знании, тогда под техникой понимается, прежде всего, совокупность приёмов, правил и операций, ведущих к достижению какого-либо результата. Техническое знание является обобщением практической деятельности человека. В более узком смысле под техническим знанием понимаются прикладные науки – науки, направленные на достижение какого-либо практического результата. Стоит также напомнить, что кроме понятия техники есть близкое ему по смыслу понятие технологии. Но, в отличие от техники, под технологией понимается, прежде всего, деятельность и знание, связанные с обслуживанием, применением или изготовлением технических устройств. Наконец, будет небесполезным затронуть вопрос о вариантах классификации техники – ведь техника очень многообразна. Поэтому её весьма сложно объединить в группы по какому-то одному общепризнанному основанию. Так, например, технические устройства объединяют в группы по области их применения. Этот вариант деления технических устройств встречается, когда мы говорим, скажем, о «бытовой технике», «военной технике», «экспериментальной технике» и т.п. Точно так же технические устройства можно объединять в группы, взяв за основу ту область естествознания, которая считается определяющие в работе данного технического устройства. Этот вариант деления проявляется в тех случаях, когда мы говорим, например, о «механической технике», «электротехнике», «пневматической технике» и т.п. Иногда же технические устройства группируют согласно тем служебным функциям, которые они призваны выполнять. Так, например, мы говорим о «транспортной технике», «измерительной технике», «информационной технике» и т.п. Наконец, все технические устройства можно объединить в группы, основываясь, главным образом, на той роли, которую они играют в трудовом процессе человека. На этом основании выделяют так называемые «ручные орудия», представляющие собой средства, облегчающие трудовой процесс (однако сам трудовой процесс полностью осуществляется все-таки человеком); выделяют «рабочие машины» – представляющие собой устройства, полностью или частично выполняющие за человека трудовые операции, устройства, нуждающиеся лишь в управлении; и выделяют так называемые «автоматизированные системы», представляющие собой устройства, которые берут на себя также функции контроля и управления в трудовом процессе.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |