Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История техники




 

Техника намного старше науки, она возникла вместе с возникновением человека, Homo sapiens. Умение хранить и использовать огонь человек приобрёл приблизительно 800 тыс. лет назад. Это событие, по-видимому, имело огромное значение – укротив огонь, человек уже смог достигнуть того, чего не достигало ни одно живое существо.

Человек развивался вместе с техникой. Первые орудия (копье, каменный топор) стали усовершенствованием руки. Создавая технику, ручные орудия, человек копировал природу и собственный организм. Как отмечает немецкий философ Э. Капп, «изогнутый палец становится прообразом крючка, горсть руки – чашей; в мече, копье, совке, граблях, плуге и лопате нетрудно разглядеть различные позиции и положения руки, кисти, пальцев, приспособление которых к рыбной ловле и охоте, садоводству и использованию полевых орудий достаточно очевидно». В результате использования орудий человек увеличил свою силу, ловкость, быстроту.

Вместе с тем по мере того, как орудие совершенствовалось по образу руки, так и наоборот, рука совершенствовалась по образу орудия.

Здесь, пожалуй, стоит добавить, что в отличие от всех живых существ, прибегающих к техническим приспособлениям, техника человека постоянно усовершенствовалась. На это обстоятельство, в частности, указывает О. Шпенглер. «Техника всех животных, – пишет он, – является техникой вида. Она и не изыскивается, и не овладевается индивидом посредством обучения, и не может развиваться… Со времени своего возникновения, пчела одинаково строит свои соты и будет так их строить, пока не вымрет. Они принадлежат пчеле точно так же, как форма крыла и расцветка тела. Видовая техника неизменна и безлична» [30, с.64]. Человеческая же техника, и только она, не зависима от жизни человеческого вида – она «сознательна, умышленна, личностна, изобретательна».

Однако развитие первобытной техники шло медленными темпами, тысячелетия существования человека оставляли на планете мало следов.

Начиная с V тыс. до н.э., стали формироваться сообщества, в которых складывался государственный порядок. Этому эпохальному событию в истории человечества способствовали развитие языка и, в не меньшей степени, разделение трудовых обязанностей. Внутри первобытного сообщества стали выделяться группы, отдельно занимающиеся земледелием, скотоводством, охотой, изготовлением орудий труда; а также из-за частых столкновений между соседями стали формироваться воины и их предводители, бравшие на себя обязанность поддерживать установленный порядок и защищать сообщество от внешних врагов. Переход от применения личных орудий к организованной деятельности многих свидетельствовал также о возросшей искусности в изготовлении и применении техники. «Вместе с деятельностью многих, – отмечает О. Шпенглер, – совершается шаг от органического к организованному существованию, от жизни в естественных группах к искусственным группам, от стаи к народу, сословию и государству» [30, с.67].

В IV тыс. до н.э. человек изобрёл письменность, и с этого момента начинается, можно сказать, «зримая», прослеживаемая часть его истории.

С появлением государства первобытнообщинный строй постепенно сменяется рабовладельческим. В этот период расцветает ремесленное производство. Совершенствуются методы обработки металлов с применением литья, паяния и сварки, устанавливается производство гончарных изделий, развивается горное и строительное дело. Подъём ремесленного производства происходит одновременно с образованием городов. Люди начинают возводить крупные строительные сооружения. Торговые отношения и военные походы приводят к улучшению способов передвижения по суше и по морю. Появляются дороги и мосты, по которым передвигаются груженые повозки, расширяются границы мореплавания.

Однако по большей части технические изобретения не были направлены на улучшение условий труда. И самую тяжелую, рутинную работу выполняли рабы. Физическая сила людей и животных являлась чуть ли не единственным источником всех технических преобразований. Веками существовавший неэффективный рабский труд не способствовал прогрессу в технике, люди, как и при первобытнообщинном строе, преимущественно пользовались простейшими ручными орудиями. (Механические машины Архимеда и Герона Александрийского можно считать в этом плане редким исключением; к тому же, по заверению Плутарха, они появились на свет как «забавы ученых мужей».)

Вместе с тем период рабовладельческого строя смог продемонстрировать образцы совершеннейших технических творений, к которым относится, в частности, пирамида Хеопса. «Даже если не делать скидок на примитивность орудий, доступных в III тыс. до н.э., ни одно современное сооружение не превосходит её ни технической виртуозностью, ни смелостью замысла. Между тем, великий замысел был приведен в исполнение культурой, которая только что вышла за рамки каменного века и ещё долгое время продолжала использовать каменные орудия, хотя применялась и медь для резцов и пил, служивших для обработки массивных каменных плит для новых памятников. Все операции выполнялись вручную» [31, с. 257].

Подобные творения инженерного искусства являлись результатом сложной работы с высоким уровнем коллективной организации. По убеждению Л. Мамфорда, американского социолога и историка техники, управляемые коллективные действия людей периода рабовладельческого строя представляли собой не что иное, как прообразы машин, реальные образцы которых возникли лишь в XIV веке (механические часы, ветряные и водяные мельницы). Это, можно сказать, были настоящие машины, части которых состояли из человеческих костей, жил и мускулов, выполняющих строго ограниченные механические задачи. Приведённые в действие, эти большие и сложные машины способны были выполнять работу на таком уровне, о каком раньше нельзя было и мечтать.

Разумеется, существование машин, составленных из живых людей, указывает и на безмерно возросшую власть правителей, которая поддерживалась мифологическим мировоззрением и крайне жестокой системой наказаний.

Следующее событие, повлиявшее на развитие техники, связано с широким распространением религиозного мировоззрения. Это время приходится на эпоху Средневековья. Рабовладельческий строй постепенно приходит в упадок. И, по всей видимости, не последнюю роль здесь сыграло религиозное мировоззрение. А вместе с упадком рабовладельческого строя возникает потребность найти эквивалентную замену человеческой рабочей силе, прежде имевшейся в изобилии и потому дешевой. (Правда, ради справедливости надо заметить, что в некоторых отраслях производства – к примеру, в металлургии и на рудниках – рабский труд сохранялся ещё долгое время.)

В эту эпоху начинают применяться ветряные и водяные мельницы – первые экономящие труд устройства, которые почти не нуждались в человеческих усилиях.

Техника стала ориентироваться на улучшение условий труда. Этому явлению содействовало ещё одно обстоятельство: перемена в отношении к труду. В эпоху Античности тяжелый ручной труд считался рабским и недостойным свободного человека. В эпоху Средневековья религиозное мировоззрение изменило эту точку зрения. Теперь ручной труд был наделён благодатью и являлся формой служения Господу, он одухотворял и облагораживал человека. В немалой степени такое отношение к труду сложилось благодаря примерному образу жизни монахов, которые с радостью занимались самой грязной ручной работой.

Подъём промышленного производства и сельского хозяйства в Средние века связан, прежде всего, с многообразными техническими усовершенствованиями, а также с чудесными изобретениями, занесенными в Европу с Востока (бумага, фарфор, компас, порох). В результате улучшились методы выплавки и обработки металлов, и, соответственно, увеличился объём их производства. Металл стал сравнительно дешевым материалом, а широкое его применение позволило разработать более совершенные орудия труда. Далее, благодаря приобретённым в оптике знаниям, была поднята на более высокий качественный уровень стекольная мануфактура, – теперь люди уже смогли получать чистое стекло для очков. Техническим достижением данной эпохи можно назвать и применение пороха в военном деле в качестве метательного средства – это новшество, положившее начало производству огнестрельных орудий, стало поистине революционным в истории военной техники. Очень полезным для человека оказалось изобретение магнитного компаса, это позволило ему значительно расширить пространство путешествий. Можно сказать, что с появлением компаса, почва для великих географических открытий была подготовлена. И, наконец, в 1450 г. было изобретено книгопечатание. Это изобретение позволило разрушить классовую монополию на знания – отныне книги стали доступны самым разным слоям общества.

Вместе с тем средневековая культура породила также и алхимию, представляющую собой уникальный сплав ремесленного мастерства, религиозного мировоззрения и естественно-научных лабораторных поисков. По мнению некоторых исследователей истории науки, алхимия сыграла важную роль в становлении экспериментального естествознания [32]. Главными целями практической деятельности алхимиков были: поиск так называемого «философского камня» – способа превращения неблагородных металлов в золото и серебро, а также способ получения эликсира долголетия и универсального растворителя. Теперь эти цели кажутся нам чудачеством. Однако в деятельности алхимиков несомненно усматриваются и положительные моменты. Так, в процессе поиска чудодейственных средств ими были получены разные минеральные и растительные краски, эмали, металлические сплавы, кислоты, щелочи, соли, лекарственные препараты, а также ими были разработаны некоторые приёмы лабораторной техники – перегонка, возгонка и др.

Любопытно отметить, что с точки зрения алхимика рецепт создания какой-либо вещи с «полезными» свойствами включал в себя не только приёмы и предписания последовательности действий, но и «тайное искусство мастера», который, создавая новое, осуществлял своего рода «мистический синтез» материального и духовного.

Добавим, что к концу эпохи средневековья начали появляться цеха, представляющие собой сословные организации ремесленников, занимающихся определённым видом производства. Внутри таких цехов, мастерских, из-за усложненности технологических операций интенсивно шёл процесс разделения труда. Теперь рабочий оказывался всё более и более привязанным к какой-нибудь одной ручной операции, являющейся лишь частью сложной цепи производственного процесса. Подобными цеховыми объединениями стали и университеты, появившиеся в крупных городах Европы. Средневековые университеты (это были своего рода «цеха учёных») представляли собой церковные корпорации, в которых градация на школяров, бакалавров и магистров в точности соответствовала цеховым градациям на учеников, подмастерьев и мастеров. (Между прочим, основы многих университетских традиций, которые живы и по сей день, были заложены именно в те далекие времена.)

Далее, вслед за эпохой Средневековья последовала эпоха Возрождения, которая охватывала период с XIV по XVI век. Эпоха Возрождения связана с глубокими переменами, произошедшими в образе жизни и мировоззрении людей. В это время появляется такое движение как гуманизм (от лат. humanus – человечный), направленное на создание наиболее благоприятных условий для достойной жизни человека; расцветают искусства, прославляющие духовные и телесные достоинства человека. Одновременно церковь переживает период духовного кризиса; её авторитет ослабевает, о чём, в частности, свидетельствует движение, получившее название Реформации, которое было направлено на восстановление утраченных идеалов христианства. В эпоху Возрождения совершаются первые революционные шаги в науке (Н. Коперник, Д. Бруно). И не менее значимые события происходят в развитии техники.

Именно в эту эпоху в крупнейших европейских центрах появляются первые учёные-инженеры, которые в решении технических задач стали применять знания из области математики и механики. Так, например, в 1564 г. Н. Тарталья делает расчёт угла, на который должен быть повернут ствол пушки, для того чтобы произвести выстрел снаряда на требуемое расстояние, и это уже являлось инженерным расчётом.

Учёные-инженеры, сформировавшись в новое сословие, смогли, благодаря своим знаниям и умениям, снискать признание общества. Они очень высоко ценились и правителями, и горожанами. Людей, умеющих создавать удивительные технические сооружения, почитали за творцов, подражающих в творении действительности искусству Бога, поскольку считалось, и не без оснований, что «ум истинного художника может породить идею совершенного творения, а руки его в силах воплотить сию идею» [33, с. 454].

Одним из самых ярких таких творцов был Леонардо да Винчи – великий живописец, математик, механик и инженер. По убеждениям Леонардо да Винчи технические изобретения, точно также как и искусство (в частности, живопись), представляют собой не плоды воображения или результаты ремесленных предписаний, а следствия глубокого изучения закономерностей природы…

Таким образом, в эпоху Возрождения традиционную ремесленную деятельность мало-помалу сменяет деятельность инженеров.

В эту эпоху появляется также и первая техническая литература. В основном это были энциклопедии. Так, в 1540 г. В. Беренгуччо выпускает в свет книгу под названием «Пиротехния», в которой содержалось обобщение практических знаний относительно производства металлов и сплавов, добычи полезных ископаемых, получения химических веществ (минеральных красок, серы, спиртов, кислот и т.д.). А в 1556 г. выходит в свет работа немецкого учёного и инженера Т. Агриколы «О горном деле и металлургии в двенадцати книгах». И уже в более позднее время Я. Леопольд издаёт своё знаменитое десятитомное произведение под названием «Театр машин», в котором он даёт подробное описание всех существующих к тому времени машин.

Всё это указывает на то, что технические знания в эпоху Возрождения стали, наконец, обретать систематичность.

Наиболее выдающимся техническим достижением этой эпохи можно назвать изобретение механических часов. Отныне жизнь человека всё более и более стала соизмеряться не с восходом и закатом солнца, а с условными перемещениями часовой и минутной стрелок. А контроль над временем стал постепенно проникать во все сферы жизнедеятельности человека.

Начиная с XVII века, благодаря открытиям Г. Галилея, И. Кеплера и И. Ньютона, формируется точное естествознание, основывающееся на экспериментальных методах исследования. И с этого времени между наукой и техникой устанавливается тесная взаимосвязь. Этот этап в развитии техники приходится на эпоху Нового времени.

Естественные науки вряд ли бы могли появиться без техники. Ведь экспериментальные методы исследования требуют наличия самых разных технических приспособлений – телескопа, маятника, часов и т.п. Причём чем выше требования, которые учёные предъявляют к точности научных результатов, тем более усложненными должны быть технические приспособления. Поэтому можно сказать, что требования науки с самого начала стимулировали создание новой техники.

В свою очередь, техника тоже не только пользовалась данными естественных наук, но и сама производила действия и преобразования, которые ставили перед естествоиспытателями новые задачи. Так, например, в 1824 г. С. Карно создаёт, закладывая основы термодинамики, теорию паровых машин и создаёт её в то время, когда они уже успешно работали.

Взаимодействие науки и техники происходило не только в сфере экспериментального исследования. Постепенно и сами технические знания стали приобретать форму научного знания. В XVIII веке Г. Монж разрабатывает начертательную геометрию и это даёт возможность преобразовывать сложные технические конструкции в математические объекты. В инженерных кругах начинают формироваться профессиональные сообщества, подобные научным. Начинают регулярно издаваться научно-технические журналы. Появляются исследовательские лаборатории. А математические теории и экспериментальные методы науки постепенно приспосабливаются к техническим нуждам.

Большой вклад в разработку прикладной математики вносят труды таких учёных, как Л. Эйлер, Ж. Л. Даламбер, Ж. Л. Лагранж, Ж. Б. Ж. Фурье.

Таким образом, техника перенимает от науки не только знания, но и её методы исследования, и социальные институты. Этот процесс оформления технических знаний в научные продолжался и в XX веке.

Стоит напомнить, что эпоха Нового времени стала эпохой становления капиталистического строя. К концу XVII века буржуазные революции уже завершаются в Голландии, Англии и Франции. Спрос на товары теперь диктуется рыночными отношениями. Вместе со становлением капиталистического строя возникают крупные производственные объединения, широко использующие машинную технику. И с этого времени начинают разрабатываться машины, заменяющие рутинный труд людей. И машинная техника превращается в основное средство экономического господства.

Переход от использования ручных орудий к применению машин был значительно ускорен изобретением парового двигателя. Это изобретение, ставшее прорывом в области энергетики, позволило усовершенствовать многие рабочие машины. К концу XVIII века уже существовали подъёмные и паровые машины, прядильные и ткацкие станки, мельницы и т.п. А в XIX веке началось строительство железных дорог и стал появляться водный паровой транспорт.

Здесь стоит отметить, что широкое применение машин и рост промышленного производства ещё более отдалили человека от продукта своего труда. Человек, работающий на крупном производственном объединении, теперь прикрепляется к выполнению лишь малой части технологической операции, и, естественно, он имеет самые смутные представления о том, каким образом осуществляется производство конечного продукта, к которому он всё-таки является причастным. Поэтому труд перестаёт восприниматься как благодать (как это было характерно для эпохи Средневековья) и в большей степени напоминает наказание для человека. Обслуживание монотонной техники выглядит теперь как суровый путь выживания в условиях рынка.

«Поле деятельности человека, – отмечает А. Швейцер в своей работе «Культура и этика», – всё больше ограничивается одной определенной областью. Становится господствующей такая организация труда, при которой только специализация обеспечивает взаимодействие высших производственных показателей… Вера труженика в духовную значимость его труда подрывается. Применение находит только часть способностей человека, что в свою очередь оказывает обратное воздействие на его духовную сущность» [34, с. 43].

Но если эту особенность данной эпохи можно отнести к отрицательным моментам, то следующую, пожалуй, следовало бы отнести к положительным моментам.

В условиях капиталистического строя, несомненно, расцветает «дух изобретательства». И не только потому, что техническое творчество стало «подпитываться» научными открытиями. Дело в том, что не во все времена, не во все эпохи изобретения находили поддержку в обществе, даже если они были очевидно полезными. Нередко в обществе выставлялись социальные запреты на изобретения. Так, например, средневековый ремесленник, вступающий в цеховую организацию, принимал общий устав, цель которого заключалась в том, чтобы обеспечить равные для всех условия труда. Согласно этому уставу запрещалось понижать или повышать цены на производимые товары, запрещалась реклама… и запрещались всякого рода изобретения, которые могли увеличить производительность труда (тем самым нарушая равные для всех условия). Иными словами, технические изобретения здесь считались нежелательными. В условиях же капиталистического строя деятельность человека напротив ориентируется на изобретения, как на то, что открывает ему доступ к финансовому процветанию.

Вместе с тем становление машинного производства завершает также процесс отделения умственного труда от физического.

И, наконец, переход от применения ручных орудий к машинной технике одновременно становится переходом от производства единичных, «штучных» товаров к их массовому производству. С этого момента тонкая взаимосвязь между искусством и техникой, сохранявшаяся на протяжении всего времени существования ремесленного производства, разрушается. Теперь обезличенные товары промышленности, увы, уже не являются предметами искусства.

«Эстетические изобретения играли в попытках человека создать осмысленный мир не меньшую роль, чем практические нужды; а из-за своих требований они служили и значительным стимулом к развитию техники, – пишет Л. Мамфорд. – По сути, каждая постройка, благодаря своему сочетанию объёма, массы, цвета, орнаментального узора, фактуры, являлась новым изобретением, выражавшим и варьировавшим идею о взаимоотношениях человека с мирозданием. Пирамида, обелиск, башня, арка, купол, шпиль, крестовый свод, перекидная подпора, окно из цветных витражей, – вот лишь немногие примеры необузданной технической дерзости, приведенной в исполнение не в порядке удовлетворения физических потребностей или желания материального достатка, а в силу более глубокого поиска смысла» [31, с. 330-331].

Вывод, к которому приходит мыслитель, выглядит довольно печальным. «Нынешнее размежевание искусства с техникой дурная примета современности», – отмечает он.

С середины XIX века в области техники начинается череда выдающихся открытий, приведших к появлению современной техники. Сказанное можно проиллюстрировать, например, теми успехами, которые были достигнуты человеком при создании энергопреобразующих машин.

Так, во второй половине XIX века появились паровая турбина (благодаря которой в настоящее время работает большинство теплоэлектростанций) и двигатель внутреннего сгорания (благодаря которому началось производство автомобилей). Чуть позже появился и электродвигатель. Современные высокопроизводительные машины, станки-автоматы, автоматические линии, заводы-автоматы, а также швейные и стиральные машины, холодильники, электробритвы и т.д. – всё это стало возможным именно благодаря электродвигателям. В первой половине ХХ века появляется газотурбинный двигатель, наибольшее распространение он получил в авиации, а вскоре на основе научных разработок К. Э. Циолковского, был создан реактивный двигатель, который, собственно говоря, и позволил человеку осуществить свою давнюю мечту – выйти в открытый космос.

С появлением новой техники одновременно возникают и новые направления в технических науках. Это самолетостроение, автомобилестроение, радиотехника и т.д.

Период в развитии техники, который начался с середины XIX века, называется также научно-технической революцией.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.