Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Революция




Современная техника и научно-техническая

 

Сегодня наука и техника стали главными факторами, определяющими развитие общества. Лозунги «технический век», «научно-техническая цивилизация» подтверждают правоту этого тезиса.

Но что представляет собой современная техника? И каковы её особенности? И что мы подразумеваем, когда говорим о научно-техническом прогрессе?

Эти вопросы, заметим, сегодня обсуждаются не только философами, но и представителями точных наук, а также социологами, экономистами, историками и футурологами.

Итак, под «современной техникой» понимается та техника, которая образует единство с наукой и производством.

Некогда наука, техника и производство представляли собой самостоятельные и почти ничем не связанные между собой сферы деятельности человека. Учёные были заняты «чистыми», умозрительными проблемами, касающимися устройства мироздания, проблемами, не имеющими непосредственного отношения к практическим нуждам человека. Производство товаров было единичным, «штучным», а технические приспособления облегчали лишь некоторые операции ремесленного производства; технику преимущественно представляли ручные орудия труда, оживающие в руках мастера.

Но с середины XIX века начинается процесс слияния, с одной стороны, науки и техники, с другой стороны, техники и производства. С этого момента открытия в науке находят применение в создаваемой новой технике, а новая техника становится основным условием подъёма промышленного и сельскохозяйственного производства. И выпуск товаров приобретает массовый характер.

Результаты этого процесса слияния:

1) Появление новых открытий в науке. Учёные, благодаря совершенствованию в технике, смогли приоткрыть природу невидимого – «микромира». И как следствие этого:

2) Появление новых научных дисциплин как фундаментального (квантовая механика, физика твёрдого тела, физика плазмы и т.п.), так и прикладного характера (физика металлов и полупроводников, квантовая электроника и т.п.);

3) Появление технических наук, к которым, в частности, относятся авиастроение, приборостроение, металловедение, электротехника и т.д.

4) Появление новой техники, в которой воплотились достижения науки, и которая коренным образом изменила стиль жизни современного человека. Радио, телефон, телевизор, автомобиль, компьютер – вот далеко не полный перечень той техники, без которой мы сегодня не мыслим свою жизнь;

5) Появление новых отраслей производства. Например, в энергетической сфере – это атомная промышленность, в транспортной сфере – это автомобильная и авиационная промышленность, в сфере коммуникаций – это информационные центры, телевидение, радиовещание и т.п.

6) Увеличение объёма и темпов производства. Ибо новая техника, ориентированная на массовый выпуск товаров, значительно сократила время и затраты труда, необходимые для производства единицы продукции.

И все эти явления объединены в понятии научно-технического прогресса.

О величине гигантского «скачка», осуществленного человечеством благодаря научно-техническому прогрессу, можно судить по тем цифрам, которые приводит А. Тофлер в своей работе «Футурошок».

Приведём некоторые выдержки из его работы.

«Если 50 тысяч лет человеческого существования разделить на срок человеческой жизни, продолжительностью в 62 года, то получится 800 таких сроков. Из них 650 человек провёл в пещерах. Во время последних 70 сроков, благодаря письменности, стало возможным эффективное общение поколений. За последние 6 – большинство людей увидело печатное слово. За 4 – человек научился более-менее точно измерять время. За последние 2 – появился тот, кто использовал электрический мотор. И потрясающее количество материальных благ, которыми мы пользуемся сегодня, были созданы за последний, восьмисотый, срок жизни».

«Половина всей энергии, истраченной человечеством за прошедшие два тысячелетия, приходятся на последние сто лет».

«Почти 90 % учёных, существовавших за всю историю человечества, живут в настоящее время, и научные открытия совершаются каждый день».

«В VI тысячелетии до н.э. самым быстрым транспортом на большие расстояния был караван верблюдов – 12 км в час. Около 1600 г. до н.э. изобрели колесницы, – максимальная скорость 32 км в час. Прошло почти 3,5 тысячелетия, когда в 1784 г. в Англии появилась первая почтовая карета со средней скоростью 16 км в час. Первый паровоз мог набирать скорость 20 км в час (в 1825 г.), а большие корабли с трудом достигали и половины этой скорости. Только в 1880-х годах с помощью усовершенствованных паровозов человеку удалось развить скорость 160 км в час. Миллионы лет, чтобы достичь таких результатов. Но чтобы увеличить скорость вчетверо – 50 лет; уже в 1938 г. человек оторвался от земли и преодолел планку в 640 км в час. А через 20 лет и этот предел удвоился. К 1960-м годам реактивные самолеты летали со скоростью 1400 км в час, а космические корабли вращались вокруг Земли со скоростью 30 000 км в час».

«Темпы, в каких человечество поглощало знания о себе и вселенной, увеличивались по спирали на протяжении 10 тысяч лет. Большой скачок был сделан с изобретением письма, но и он проходил веками. Следующий большой скачок по направлению к приобретению знаний – изобретение в XV веке Гуттенбергом книгопечатания. До 1500 г. в Европе издавалось около 1000 книг за год. (Нужен целый век для создания библиотеки в 100 тысяч томов.) Через 4,5 века, к 1950 г. Европа выпускала 120 тысяч книг в год. Количество времени сократилось со столетия до 10 месяцев. К 1960 г. был сделан ещё один рывок, и вековая работа требовала уже 7,5 месяцев. К середине 60-х г. мировое производство книг, включая Европу, достигло уровня 1000 книг в день.»

Или вот ещё такие цифры. В первобытнообщинном строе на одного человека приходилось около 4 тыс. ккал в сутки – примерно столько энергии необходимо было взрослому мужчине для того, чтобы выжить в суровых условиях при тяжелой физической работе. С развитием сельского хозяйства к XV веку эта величина возросла в 5 раз – до 20 тыс. ккал в сутки. В ХХ веке с ростом промышленности ситуация кардинально изменилась: в качестве источника энергии теперь используются уголь, нефть, газ, уран. И энергетическая мощь значительно возросла: сегодня в развитых странах на одного человека приходится 250 тыс. ккал в сутки.

Этот гигантский «скачок», вызванный научно-техническим прогрессом, указывает на глубинные изменения, которые происходят в жизни общества.

С целью демонстрации этих изменений в истории человечества выделяют два типа обществ: традиционные общества и техногенную цивилизацию.

Традиционные общества были характерны для всех древнейших культур, например, для Древней Греции, Древнего Китая, Древней Индии, для государств Средневековья. Это были общества, в которых традиция играла главенствующую роль. Особенностью данного типа обществ являлся низкий темп социальных изменений, поскольку все нововведения сдерживались здесь существовавшими традициями. По убеждению человека традиционного общества, отклонения от предписаний традиции могли повлечь за собой губительные последствия. Поэтому даже на фоне многих поколений «прогресс» здесь был едва заметен. Настоящее повторяло формы прошлого, а всё величественное и необычное считалось уже состоявшимся.

Техногенная цивилизация, в свою очередь, обозначает общество, в котором главенствующую роль играет наука и техника. Особенностью этого типа обществ является постоянно меняющиеся условия жизни, поскольку развитие техники задаёт человеку всё более возрастающий темп социальных изменений. Человек, принадлежащий техногенной цивилизации, всегда ориентирован на нововведения; он делает всё возможное, чтобы достичь ускоренного темпа жизни, и чувствует беспокойство, раздражение и дискомфорт при его замедлении. И все события имеют здесь необратимый характер.

Эти два типа обществ противостоят друг другу. Но в этом противостоянии техногенная цивилизация оказывает разрушительное воздействие на традиционные общества. Техногенная цивилизация агрессивна. Поэтому уникальные культуры традиционных обществ гибнут и поглощаются техногенной цивилизацией. Этот процесс «поглощения» традиционных обществ продолжается и сегодня.

Однако радикальные изменения, вызванные научно-техническим прогрессом, происходят не только в жизни общества. Радикальные изменения претерпевает и сама техника.

Та техника, которая окружает нас сегодня, отличается от той техники, которой пользовались предшествующие поколения. (Так, например, Х. Ортега-и-Гассет различал ремесленную технику старого времени, в которой господствовала польза, а не стремление к новому, и технику нового времени, через которую проявляется всеохватная деятельность человека.) Сегодня техника – это уже не мельницы, паровые котлы и прядильные станки, но скорее – космические ракеты, автоматические линии с числовым программным управлением или лазерный скальпель, применяющийся в хирургии; теперь, можно сказать, техника имеет несколько иной облик.

Существенной чертой, отличающей современную технику, является её возросшая мощь.

Благодаря технике человек не только превзошёл в силе всех животных, но и обрёл могущество природы. Явления, которые способна вызывать современная техника, по мощности сопоставимы с явлениями природы. Мощность атомной электростанции и водородной бомбы сопоставима с мощностью приливов и отливов, с мощностью тайфуна, грозы, извержения вулкана и полярного сияния…

Использование такой могущественной техники, конечно, представляет собой огромнейшую опасность. К тому же, последствия, которые могут быть вызваны её применением, не всегда поддаются прогнозированию.

Пожалуй, здесь стоит напомнить и о том, что порождением научно-техническим прогресса стали так называемые глобальные проблемы, проблемы, которые никогда прежде не вставали перед человеком. Это проблемы, касающиеся загрязнения окружающей среды и возможности полного уничтожения всего живого на Земле. (Так, например, для того чтобы вызвать необратимые изменения в экосистеме достаточно нарушить её энергетический баланс всего на 1 %.)

Следующей отличительной чертой современной техники следует назвать её повсеместность.

Теперь техника встречается повсюду. Это и архитектурные сооружения, и автомобили, и предприятия, и неоновые лампы рекламных щитов, и часы, компьютеры, телефоны, и искусственные спутники Земли и т.д. С помощью техники человек соорудил для себя искусственную среду, ставшую ему заменой естественной среды – природы. Теперь между человеком и природой стоит посредник – техника.

«Природа уже не есть просто наше живописное окружение, – пишет французский мыслитель Ж. Эллюль [40]. – По сути дела, среда, мало-помалу создающаяся вокруг нас, есть прежде всего вселенная машины. Техника сама становится средой в самом полном смысле этого слова. Техника окружает нас как сплошной кокон без просветов, делающий природу совершенно бесполезной, покорной, вторичной, малозначительной. Что имеет значение – так это техника. Природа оказалась демонтирована, дезинтегрирована науками и техникой: техника составила целостную среду обитания, внутри которой человек живёт, чувствует, мыслит, приобретает опыт. Все глубокие впечатления, получаемые им, приходят к нему от техники. Решающим фактором является заполнение нашей чувственности механическими процессами. Именно техника есть теперь «данность» без всяких определений: тут нет надобности ни в смысле, ни в ценности, она навязывает себя просто тем, что существует».

В сущности, у техники и нет сфер, где её участие было бы абсолютно невозможным. В последнее время технические средства и методы всё больше стали применяться в тех сферах, которые традиционно избегали её (техники) вмешательства. И примером тому могут служить дистанционная форма обучения и тестированный приём экзаменов.

Далее, можно выделить и такую отличительную черту современной техники, как её всеподавляющий характер.

Технические объекты, с которыми сегодня имеет дело человек, представляют собой сложнейшие системы, в которых воплощены последние достижения науки из самых разных её областей, и которые сконструированы на основе множества гениальных инженерных изобретений, а без них ни один технический проект было бы невозможно осуществить. Так, например, в электронном оборудовании используются знания из физики полупроводников и волоконной оптики; в изготовлении защитных корпусов используются знания из физической химии, физики металлов, вакуумной техники и т.п. Иными словами, современная техника предстаёт продукцией коллективного творчества, к которому оказываются причастными представители самых разных профессий.

Когда-то, возможно, величественные творения предков (семь чудес света) наводили человека на мысль о совершенстве, сегодня же подобные мысли возникают по поводу современной техники. На фоне этой техники все иные формы творчества выглядят, по меньшей мере, малопривлекательными и бесперспективными. И в этом смысле можно сказать, что современная техника, если и не растворяет в себе все иные формы творчества, то, во всяком случае, оказывает на них подавляющее воздействие.

(Сравните хотя бы международную выставку новых автомобилей с выставкой новых книг, проходящей в какой-нибудь библиотеке.)

«Всё творчество сосредотачивается в области техники, – отмечает Эллюль, – и миллионы технических объектов выступают свидетельством этого творческого размаха, намного более поразительного, чем всё то, что смог произвести художник или музыкант»

Все эти изменения, вызванные научно-техническим прогрессом, по-видимому, оказывают глубокое воздействие и на человека – на его природу, на его интересы, потребности, взгляды, на его мышление, на его чаяния.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.