Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации к изучению темы. Философия эпохи Возрождения




Философия эпохи Возрождения.

План

1. Характерные черты философии эпохи Возрождения.

2. Гуманизма эпохи Возрождения, его основные представители.

3. Натурфилософия эпохи Возрождения, ее основные особенности, рождение новой науки (Н.Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей).

4. Диалектические идеи Н. Кузанского.

5. «Героический энтузиазм" Дж. Бруно.

6. Религиозные и этические идеи М. Лютера и Ж. Кальвина.

7. Философия Э. Роттердамского.

8. М. Монтень о мире и человеке.

9. Социально-правовое учение Н.Макиавелли: идеал сильного государства, примата политических целей над нормами морали, стратегия и тактика деятельности правителя и т.д.

10. Социально-политические и правовые идеи "Утопии" Т. Мора: государственного устройства, форм собственности, социальной справедливости, правовых отношений.

 

 

Ключевые понятия:

Антропоцентризм, гелиоцентризм, «героический энтузиазм», гуманизм, индивидуализм, кальвинизм, лютеранство, макиавеллизм, натурфилософия, «новая наука», пантеизм, протестантизм, «совпадение противоположностей».

 

 

Темы рефератов, контрольных работ

· Эпоха Возрождения и Реформация (М. Лютер, Ж. Кальвин).

· Социально-экономические воззрения в философской мысли эпохи.

· Возрождения.

· "Право на сомнение" - "Опыты" М.Монтеня.

· "Речь о достоинстве человека" Пико делла Мирандола.

· Пантеизм и учение об "ученом незнании" Н.Кузанского.

· "Героический энтузиазм" Дж.Бруно.

· Пантеизм и натурфилософия Возрождения. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной.

· Итальянский гуманизм эпохи Возрождения.

· Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии.

· «Опыты» М.Монтеня.

· Понятие и определение гуманизма.

· Лоренцо Валла "Об истинном и ложном благе".

· Пико делла Мирандола "О достоинстве человека".

· Христианский гуманизм.

· "Философия Христа" Эразма Роттердамского.

 

 

Изучение данной темы предполагает решение следующей задачи - представить генезис, становление и развитие философских учений эпохи Возрождения как неотъемлемой части целостного историко-философского процесса. Важно выделить черты, характерные для философского мышления этой эпохи, осуществить систематизацию основных философских идей, а также познакомиться со школами и направлениями философии Возрождения, с их известными представителями.

При изучении темы необходимо выделить главные проблемы и тенденции в развитии философии эпохи Возрождения. В узком смысле слова «Возрождение» — это возрождение идеалов и цен­ностей античной культуры, начавшееся в XIV в. в Северной Италии и в XVI в. охватившее большую часть Западной Европы.

Философию эпохи Возрождения прежде всего отличал ярко выраженный антропоцентризм. Если в Средневековье человек рассматривался в его отношении с Богом, то для Возрождения характерно понимание человека как
самостоятельной личности (в искусстве, политике, технике и т. д.).
Аскетизму, вере в потусторонний мир были противопоставлены светские
интересы и полнокровная земная жизнь. Все это привело к необычайному
расцвету искусства, становлению гуманистического мировоззрения.
Родоначальником гуманизма в Италии признан поэт и философ Франческо
Петрарка (1304-1374). Видными представителями гуманизма были Джованни
Боккаччо, Леон Батиста Альберти, Лоренцо Валла, Марсилио Фичино, Пико
делла Мирандола и др. Гуманисты сделали новые переводы античных
авторов, извлекли из забвения многие их сочинения. Они утверждали
необходимость развития как души, так и тела человека, равенство всех людей,
призывали к активному образу жизни, выступали против служителей церкви.

Лидером гуманизма в XVI в. стал Эразм Роттердамский. Следует обратиться к основным идеям его книги "Похвала глупости", которая получила широкий резонанс в обществе.

В эпоху Возрождения складывается новая натурфилософия, для нее в целом характерны следующие черты: пантеизм как идея взаимопроникновения природы и Бога; идея тождества микро- и макромира и вследствие этого своеобразное органистическое мировоззрение, трактующие природу по аналогии с человеком; гилозоизм - убеждение в оживленности и даже одушевленности всего бытия; идея самодеятельности материи. Кроме относительно общих, отдельные представители натурфилософии высказывают и оригинальные идеи: Николай Кузанский - принцип совпадения противоположностей, «ученое незнание»; Леонардо да Винчи утверждает, что научное познание должно основываться на опыте и, исходя из опыта, выявлять причинные связи явлений; Джордано Бруно утверждает вечность Вселенной, говорит о самодвижении материи, которая содержит в себе формы. Завершает натурфилософию эпохи Возрождения и, с другой стороны, является одним из основоположников естествознания Нового времени Галилео Галилей. Он разрабатывал принципы механики, сделал ряд важных астрономических открытий.

При рассмотрении темы необходимо обратить внимание на новые социально-политические концепции, появившиеся в эпоху Возрождения. Никколо Макиавелли (1469 - 1527) разрабатывает новую концепцию государства. Свой идеал общественного устройства предложил Томас Мор в книге "Утопия". Причину всех народных бедствий он видел в существовании частной собственности.

В позднем Возрождении вновь возникают идеи скептицизма. Мишель
Монтень, критикуя схоластику, считал, что истоки подлинного
разумного философствования - в классической древности, так как ей была
свойственна "свобода мыслей". Монтень призывал к развитию ума, личной
убежденности.

На исходе эпохи Возрождения развернулись реформаторские движения, инициированные Мартином Лютером, который выступил против ряда догматов и элементов культа Римско-католической церкви. В основу лютеранского вероучения был положен догмат о достижении "небесного спасения" посредством личной веры, а не путем подчинения авторитету и различных приношений служителям культа. Для понимания отношения лютеранства к философской мысли весьма важно констатировать не только его зависимость от позднесредневекового мистицизма, но и его своеобразную зависимость от теории “двух истин”, утверждавшей взаимную независимость философии и науки, с одной стороны, и христианской религии – с другой. Лютер подхватил идею полной иррациональности религии, вытекавшей из этой концепции, идею невозможности для рационально-философского мышления поколебать положения веры.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные черты философии эпохи Возрождения?

2. Раскройте антропоцентрический характер философии Возрождения.

3. Охарактеризуйте натурфилософию эпохи Возрождения.

4. Опишите рождение новой науки (Н.Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей).

5. Каковы диалектические идеи Н. Кузанского?

6. Дайте характеристику учению о строении космоса Джордано Бруно, его гносеологии и взглядам на религию.

7. В чем смысл понятия «героический энтузиазм" Дж.Бруно?

8. Раскройте религиозные и этические идеи М. Лютера и Ж. Кальвина.

9. Что собой представляет христианский гуманизм Э. Роттердамского?

10. Каковы философские взгляды М.Монтеня?

11. Каковы особенности социально-правового учения Н.Макиавелли?

12. Каковы социально-политические и правовые идеи "Утопии" Т. Мора?

 

Источники

Бруно. Д. О героическом энтузиазме. М., 1953.
Вазари Дож. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятеле» и зодчих. СПб., 1992.
Валла Л. Об истинном и ложком благе. О свободе воли. М., 1989.
Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Сборник текстов. Саратов, 1984.
Макиавелли Н. Государь. М., 1982.
Монтень М. Опыты. М., 1979.
Мор Т. Утопия. М., 1978.
Кузанский Николай. Соч. в 2-х т. М., 1980.
Петрарка Ф. Избранное. М., 1974.
Помпонацци П. Трактаты. 1990.
Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985.
Эразм Роттердамский. Философские произв. М., 1987.

Литература
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.
Баткин Ренессанс и утопия // Из истории культуры Средшгх веков и Возрождения. М., 1976.
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.
Библер В. С. Кант — Галилей — Кант. М., 1991.
Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов. М., 1983.
Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986.
Культура Возрождения и общество. М., 1986.
Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
Немилое А. П. Немецкие гуманисты XV в. М., 1979.
Природа и культуре Возрождения. М., 1992.
Ревякина П. В. 11роблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XV в. М.. 1977.
Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб., 1993.
Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988.
Херман X. Савонарола. М., 1982.
Честертон Г.К. Святой Франциск Ассизский //Вечный человек. М., 1991.

 

 

Тема 5. Философия Нового времени (XVII - XVIII вв.)

 

План

 

1. Социально-исторические и научные предпосылки философии Нового времени.

2. Проблема метода познания в философии, рационализм и эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

3. Сенсуалистическое направление в философии Нового времени и критическая реакция на него (Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).

4. Социально-политические концепции в философии Нового времени (Т. Гоббс. Дж. Локк).

5. Философия французского Просвещения и ее влияние на духовную жизнь общества (Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.А. Кондорсе, Ш. Монтескье).

6. Идея нравственного прогресса в немецком Просвещении (Г. Э. Лессинг, И. Гердер).

 

Ключевые понятия:

Антиклерикализм, атрибуты, гилозоизм, гносеология, гуманизм, дедукция, естественное и общественное состояние, идеализм, «идолы» или «призраки» познания, индукция, материализм, метод, механицизм, модусы, общественный договор, онтология, пантеизм, первичные и вторичные качества, прогресс, рационализм, сенсуализм, субстанция, эмпиризм.

 

 

Темы рефератов, докладов и контрольных работ

· Учение Ф. Бэкона об «идолах» человеческого ума.

· Индуктивный метод Ф.Бэкона.

· Метафизика и физика Р. Декарта.

· Учение Р. Декарта о методе.

· Теория познания Т. Гоббса.

· Социальная философия Т. Гоббса.

· Онтология и гносеология Б. Спинозы.

· Этика Б. Спинозы.

· Учение Г. Лейбница о монадах.

· Теория познания Г. Лейбница.

· Идеализм Дж. Беркли.

· Учение о причинности Д. Юма.

· Деизм Д. Вольтера.

· Социальная философия Ж.-Ж. Руссо.

· Географический детерминизм Ж. Монтескье.

· Материализм Ж. Ламетри.

· Материализм Д. Дидро.

· Онтология и гносеология П. Гольбаха.

· Этическая и социально-политическая философия П. Гольбаха.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.