Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации к изучению темы. При изучении данной темы необходимо обратить внимание на то, что немецкая классическая философия, представленная учениями И




 

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на то, что немецкая классическая философия, представленная учениями И. Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г.Гегеля и Л. Фейербаха, сохранила и приумножила философские новации эпохи Просвещения. Несмотря на все различия между классиками немецкой философией, все они наследовали главное достижение философов-просветителей – рационализм и критическое отношение ко всем социальным установлениям, а также их гуманистические ценности. Вместе с тем необходимо подчеркнуть и принципиальную новизну идей немецкой классической философии. Главной ее заслугой явилось то, что она создала теорию развития и теорию познания.

Основоположником немецкого классического идеализма был один из гениальных умов человечества Иммануил Кант (1724—1804). Кант известен не только как величайший философ, но и как глубокий и проницательный ученый. Разработанная им концепция происхождения Солнеч­ной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных научных идей в астрономии. Естественнонаучные открытия Канта внесли разногласия среди сто­ронников метафизического объяснения природы, потому что они были первой попыткой применить принципы современного ему естествознания не только к строению Вселенной, но и к ее гене­зису и развитию.

С точки зрения Канта, необходимо исследовать возможности и гра­ницы человеческого познания. Необходимые условия познания заложены в самом разуме и составляют основу знания. Кант раз­личает воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей, или феномены, утверж­дает Кант, они составляют содержание нашего опыта. В результа­те воздействия "вещей-в-себе" на органы чувств возникает хаос ощущений. Этот хаос приводится в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, другими сло­вами, наш разум предписывает законы природе. Но миру явле­ний соответствует независимая от человеческого сознания сущ­ность вещей - "вещи-в-себе". Абсолютно познать их невозмож­но. "Вещи-в-себе" для нас только ноумены, то есть умопостигаемая, но не данная в опыте сущность.

В учении о познании Кант отводит большое место диалекти­ке: противоречие рассматривается как необходимый момент по­знания. Но диалектика для Канта субъективна, она лишь гносео­логический принцип, потому что отражает противоречия мыс­лительной деятельности, но отнюдь не содержание знаний. Поэтому предметом диалектики становятся сами логические фор­мы в их отрыве от содержания знаний.

Вопреки благочестивым заверениям Канта, его критика "ме­тафизики" наносила немалый урон религии, поскольку выявля­ла невозможность подлинно рационального обоснования после­дней. Проводя радикальное размежевание философии и частных наук с религией, Кант заявлял, что должен был ограничить об­ласть знания, чтобы освободить место вере, но по понятным причинам он не афишировал того, что одновременно он реши­тельно отвергал какую-либо зависимость этого знания от рели­гиозной веры, т. е. необходимость согласования его с ней.

В процессе дальнейшего рассмотрения темы следует обратить внимание на то, что немецкая философия после Канта разрабатывалась И. Г. Фихте (1762—1814) и Ф. Шеллингом (1775—1854). Необходимо подчеркнуть, что они стреми­лись преодолеть кантовское противопоставление явлений и вещей, обосновав это в определенном едином принципе — в абсолютном "Я" у Фихте и в абсолютном тождестве бытия и мышления у Шеллинга. Кроме того, Шеллинг провел тонкий анализ категорий диалектики, в частности свободы и необхо­димости, тождества единого и многого и др., послужив пред­течей гегелевской диалектики.

При изучении данной темы необходимо особо подчеркнуть, что развитие немецкой философии достигло своей кульминации в творчестве Г. В. Ф. Гегеля (1770—1831). Гегель развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные положения диалектической логики и под­верг критике господствовавший в учениях того времени метафи­зический метод мышления. Кантовской "вещи-в-себе" он проти­вопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории являются объективными формами действительности, в основе которой лежит "мировой разум", "абсолютная идея" или "мировой дух". Это - деятельное начало, давшее импульс возникновению и развитию мира. В процессе самопознания мировой разум прохо­дит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии мышления, т. е. идея, раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики (Ло­гика); развитие идеи в форме "инобытия" в виде явлений приро­ды, т. е. развивается не сама природа, а лишь категории (Филосо­фия природы); развитие идеи в мышлении и истории человече­ства (Философия духа). На этом заключительном этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме чело­веческого сознания и самосознания.

Анализируя воззрения Г. Гегеля, важно отметить, что идея развития пронизывает всю философию Гегеля. Он счи­тает, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно, от низшего к высшему; в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, а источни­ком развития являются противоречия, составляющие принцип всякого самодвижения. В гегелевской философии действительность представлена как цепь диалектических переходов.

Вместе с тем следует заметить, что философия разработанного Гегелем метода, направленного на бесконечность познания, не лишена глубокого внутреннего противоречия, поскольку объективной основой его является аб­солютный дух, а целью - самопознание этого абсолютного духа, постольку познание, конечно, ограничено. То есть система по­знания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступенью — самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля. Таким образом, противоречие между методом и системой Гегеля есть противоречие между ко­нечным и бесконечным.

В процессе изучения данной темы особое внимание следует обратить на философские воззрения Л. Фейербаха (1804-1872). Основой учения Л. Фейербаха был антропологический материализм. В центре его философской системы стоит проблема человека. Он подвергает критике гегелевский идеализм и религию как ложные ориентиры в жизни человека. Предложил новую, обожествляющую человека религию, основанную на идее всеобщей любви. Философией Л. Фейербаха завершается развитие немецкой классической философии.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какой смысл вкладывает Кант в понятия «трансцендентальное» и «трансцендентное»?

2. Какова структура «Критики чистого разума»?

3. Что такое, по Канту, «вещь в себе»?

4. Каковы взгляды Канта на пространство и время?

5. Что такое трансцендентальная диалектика?

6. Каковы основоположения наукоучения Фихте?

7. Как Шеллинг понимал «мировую душу»?

8. Каковы основные разделы «Системы трансцендентального идеализма» Шеллинга?

9. Каковы основные разделы философской системы Гегеля?

10. Как Гегель трактует логику?

11. Что такое, по Гегелю, «абсолютная идея»?

12. Какова, по Фейербаху, сущность религии?

Источники

Антология мировой философии в четырех томах. Т. 3. М.,1971.

Гегель Г. Наука логики. М., 1974.

Гегель Г. Феноменология духа. М., 1959.

Гегель Г. Философия права. М., 1990.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук. В трех томах. М.,1974 – 1977.

Кант И. Пролегомены. М., 1965.

Кант И. Сочинения в 6-ти томах. М., 1968.

Фейербах Л. Основные положения философии будущего. Сущность христианства. Избранные философские произведения в 2-х томах. М., 1955.

Фихте И. Сочинения. М., 1995.

Шеллинг Ф. Сочинения. М., 1987-1989.

 

Литература

Абакумов И.Д. История диалектики. Немецкая классическая философия. М., 2008.

Быховский Б.Э. Людвиг Фейербах. М., 1967.

Гулыга А.В. Гегель. М., 1995.

Гулыга А.В. Кант. М., 1981.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 2001.

Гулыга А.В. Шеллинг. М., 1982.

Иванов О.Е. Введение в историю философии. М., 2009

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М., 2003.

Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX в. М., 1990.

Перов Ю.В. Очерки истории немецкого классического идеализма. СПб, 2000.

Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997.

 

Тема 7. Постклассическая западная философия

(XIX- начало XX вв.)

 

План

 

1. «Первый» позитивизм (О. Конт, Д.С. Милль, Г. Спенсер).

1.1. Причины возникновения позитивизма.

1.2. Основные принципы позитивизма.

2. «Второй» позитивизм: эмпириокритицизм (Р. Авенариус, Э.Мах).

2.1. Формирование эмпириокритицизма.

2.2. Проблемы теории познания в работах Р. Авенариуса и Э. Маха.

3. Иррационалистическая философия (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр).

3.1. Предэкзистенциализм С. Кьеркегора.

3.2. Волюнтаризм А. Шопенгауэра.

4. Философия жизни (Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, Г. Зиммель).

4.1. Основные черты философии жизни.

4.2. Философия Ф. Ницше.

4.3. Становление философии жизни в работах В. Дильтея и Г. Зиммеля.

4.4. Интуитивизм А. Бергсона.

 

Ключевые понятия:

Вера, вечное возвращение, витализм, волюнтаризм, «воля к власти», «воля к жизни», воля, интроекция, иррационализм, конвенционализм, махизм, нейтральные элементы опыта, «очищение опыта», позитивизм, «сверхчеловек», свобода, социальная динамика, социальная статика, «философия жизни», «экономия мышления», эмпириокритицизм.

 

 

Темы рефератов, докладов и контрольных работ

 

· Возникновение и сущность «философии жизни».

· Волюнтаризм А. Шопенгауэра.

· Интуитивизм А. Бергсона.

· Конвенционализм А. Пуанкаре.

· Концепция свободы С. Кьеркегора.

· Критика А. Бергсоном рационального познания.

· Махизм как второй этап эволюции позитивизма.

· Ницшеанская идея сверхчеловека.

· О. Конт о трех стадиях духа.

· Принцип «экономии мышления» Э. Маха.

· Р. Авенариус и программа «очищения опыта».

· Учение Ф. Ницше о познании и истине.

· Философия жизни В. Дильтея.

· Философские воззрения Г. Зиммеля

· Характерные черты позитивизма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.