Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации к изучению темы. Преступая к изучению данной темы, необходимо, прежде всего, обратить внимание на особенности эпохи Нового времени




 

Преступая к изучению данной темы, необходимо, прежде всего, обратить внимание на особенности эпохи Нового времени, формирование науки и утверждения промышленности и капиталистических отношений, ослабление роли церкви в развитии общества. Следует подчеркнуть укрепление связи между наукой и философией. Главным девизом этого времени становится знаменитый тезис Ф. Бэкона: «Знание - сила». При этом следует иметь в виду выдвижение в философии на первый план проблемы метода познания. Соответственно, происходит образование двух противоположных тенденций в гносеологии – эмпиризм и рационализм. Родоначальником эмпиризма, всегда имевшего своих приверженцев в Великобритании, был английский философ Ф. Бэкон. Бэкон переосмысливает предмет и задачи науки, как ее понимали в средние века. Цель научного знания - в принесении пользы человеческому роду; в отличие от тех, кто видел в науке самоцель, Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике и только в этом находит свое оправдание. Общая задача всех наук - увеличение власти человека над природой. Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт, то есть двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. А такой метод носит название индуктивного. Индукция (что в переводе значит «наведение») была описана Аристотелем, но последний не придавал ей такого универсального значения, как Бэкон.

Проблема конструирования идеальных объектов, составляющая теоретическую основу эксперимента, стала одной из центральных также и в философии XVII века. Эта проблема составила предмет исследований представителей рационалистического направления, прежде всего французского философа Р. Декарта. В отличие от Бэкона, он подчеркивает значение рационального начала в познании, поскольку лишь с помощью разума человек в состоянии получить достоверное и необходимое знание.

Одна из центральных проблем в философии Нового времени – проблема субстанции. Следует отметить, что она по-разному решалась различными философами. У Декарта, например, она трактуется дуалистически, он признает существование и материальной и духовной субстанции. В отличии от Декарта, Б. Спиноза понимает субстанцию пантеистически, т.е. как слияние природы и Бога. Г.Лейбниц же признавал существование бесконечного множества субстанций – монад.

Дж. Локк считается основателем сенсуализма – учения, основной источник познания видевшего в данных органов чувств. Весьма важным элементом воззрений Локка являются его идеи о первичных и вторичных качествах. Философия Дж. Локка предполагала материалистическое либо субъективно-идеалистическое толкование. Выводы субъективно-идеалистического характера были сделаны английскими философами Дж. Беркли и Д. Юмом.

Следует подчеркнуть, что в философии Нового времени последовательно проводится мысль о безграничных возможностях человеческого разума. Эта идея была унаследована и развита в философии XVIII века, которую в истории мысли не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона, становясь предметом обсуждения среди литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и философии. Особенно ярко эти особенности проявились во французской философии. Во французском Просвещении выделяют две основные группы: «старших» просветителей (Ш.-Л. Монтескье, Ф. Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, также Э. Б. Кондильяк) и «младших» (Ж.-О. Ламетри, Д. Дидро, К.-А. Гельвеций, П. Гольбах).

Рассматривая разнообразные взгляды мыслителей европейского Просвещения, следует особо подчеркнуть их антисхоластическую направленность, опору на связь науки с практикой.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Как Ф. Бэкон понимает индукцию?

2. Каковы, по Р. Декарту, критерии истинности?

3. В чем суть дуализма Р. Декарта?

4. Каковы представления Р. Декарта о познавательном процессе?

5. Как Т. Гоббс понимает предмет философии?

6. Что Т. Гоббс называет «естественным состоянием» человеческого рода?

7. Как Б. Спиноза понимает субстанцию?

8. В чем, по Дж. Локку, отличие «первичных» от «вторичных» качеств?

9. Что Г. Лейбниц понимал под «монадами»?

10. Что такое «истины разума» и «истины факта»?

11. Что Дж. Беркли понимает под «идеями»?

12. Как Д. Юм понимает «опыт»?

13. В чем суть «деизма разума» Ф. Вольтера?

14. Как Ж.-Ж. Руссо понимал «общественный договор»?

15. Каковы, по Ж.-О. Ламетри, атрибуты материи?

16. Каковы основные идеи трансформистско-материалистического учения Д. Дидро о природе?

17. Каково гольбаховское определение материи?

18. Как П. Гольбах понимает движение?

Источники

Беркли Дж. Сочинения. М., 1978

Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах М., 1972

Вольтер Ф. Философские сочинения. М., 1988.

Гельвеций К.А. Сочинения в двух томах. М.,1973-74.

Гоббс Т. Сочинения в 2-х томах. М., 1990

Гольбах П. Избранные произведения в 2-х томах. М., 1965.

Дидро Д. Избр. произв. М., 1951.

Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х т. М., 1982 - 1989.

Локк Д. Опыт о человеческом разуме. Избранные произведения в 2-х томах, т.1. М., 1960.

Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

Спиноза Б. Избранные произведения в 2-х т. М., 1957.

Юм Д. Избранные произведения в 3-х томах. М.,

 

Литература

Абрамов М.А. Шотландская философия века Просвещения. М.,2000.

Алексеев П.В. История философии. М., 2009

Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время. М., 2009.

Кассирер Эрнст. "Философия Просвещения". М., 2004.

Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1986.

Нарский И.С. Западно-европейская философия XVII в. М., 1974.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII в. М., 1973.

Орлов С.В. История философии: История античной философии; Философия Нового времени; Немецкая классическая философия и др.: Учебное пособие для вузов. М., 2008.

Соколов В. В. От философии античности к философии Нового времени. Уфа, 2000.

Шашкевич П. Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. М., 1976.

 

 

Тема 6. Классическая немецкая философия

(конец XVIII – начало XIX вв.)

 

План

1. Немецкая классическая философия как эпоха в развитии философской мысли.

2. И. Кант – родоначальник немецкой классической философии.

3. Философия И. Фихте.

4. Философия Ф. Шеллинга.

5. Философия Г. В. Ф. Гегеля – апогей немецкого идеализма.

6. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

7. Исторической значение немецкой классической философии.

 

 

Ключевые понятия:

абсолютная идея, абсолютный дух, антиномия, антропологический материализм, априори, «Вещь в себе», гуманизм, диалектика, категорический императив, наукоучение, ноумен, нравственный долг, нравственный закон, объективный дух, отчуждение, противоположность, противоречие, синтез, снятие, субъективный дух, тезис, трансцендентальный идеализм, феномен, философия тождества, этика любви.

 

 

Темы рефератов, докладов и контрольных работ

 

· Априоризм Канта.

· Учение Канта о пространстве и времени.

· Кант об антиномиях чистого разума.

· Кант о постулатах практического разума.

· Философия истории Канта.

· Наукоучение Фихте.

· Основные понятия натурфилософии Шеллинга.

· Основные идеи «Системы трансцендентального идеализма» Шеллинга.

· Абсолютный идеализм Гегеля.

· Основные идеи «Науки логики» Гегеля.

· «Философия духа» Гегеля.

· Фейербах о сущности христианства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.