Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации к изучению темы. В теме рассматриваются основные закономерности процесса возникновения философии на Востоке




В теме рассматриваются основные закономерности процесса возникновения философии на Востоке. В процессе изучения данного курса студенты знакомятся также с историей, культурой, мифологией и религией Древнего Китая и Древней Индии, основными идеями, развиваемыми в рамках доминирующих философских школ этих регионов.

Изучение данной темы предполагает решение следующей цели - познакомить студентов с основными идеями, важнейшими направлениями и спецификой философствования Древнего Востока в сравнении с европейским типом философствования, сложившимся в Древней Греции.

В целом, следует заметить, что под "древневосточной философией" понимают совокупность религиозно-философских систем, существовавших в VI - I вв. до нашей эры в цивилизациях Египта, Вавилона, Китая и Индии. Существенными чертами этой философии, выделяющей её в ряду других философских систем, являются: размытость границ между философским и религиозным дискурсами, ярко выраженный иррационализм, приоритет онтологической проблематики над гносеологической, интровертность мышления, отсутствие антропоцентристской перспективы в познании. Необходимо заметить, что перед изучением проблемы возникновения собственно философского дискурса следует начать с процесса позникновения так называемой предфилософии и ее элементов в вавилонской и египетской литературе (например,теокосмическая поэма «Энума-Элиш»), в появлении скептических представлений о посмертной судьбе человека в «Эпосе о Гильгамеше», «Поэме о страдающем праведнике», «Песне арфиста», «Беседе господина и раба». Однако классическую форму древневосточная мысль обрела в Индии и Китае. Специфические философские системы возникают в Индии и Китае одновременно с появлением первых философских школ в Греции (шраманский период в Индии и «эпоха 100 школ» в Китае).

Политическая напряженность истории Древнего Китая определила ряд особенностей китайской философии (специфический характер религиозных верований и отношения китайцев к своим богам, древнекитайская культура как культура Дао, Небо-Человек-Земля – три начала, лежащие в фундаменте этой культуры). В числе первых литературных памятников Древнего Китая студентам следует знать: И цзин (Книга перемен), Шицзин (Книга песен), Шуцзин (Книга историй), Лицзи (книга обрядов), Чуньцю (Летопись). Древнекитайская мифология. Учение о силах «инь» и «ян» и пяти первостихиях, миф о сверхъестественном человеке Пань-гу. Возникновение древнекитайской философской мысли связывают с «Золотым веком» (5-3 вв. до н.э.) этой философии и ее классическими школами: конфуцианство (школа «служилых людей»), даосизм, легизм (школа «законников»), моисты, натурфилософы. Специфика древнекитайской философии состояла в следующем: утилитарно-практический характер разбираемых проблем; ориентация на социально-политические, государственно-административные и этические вопросах; отсутствие взаимодействия между философским и естественнонаучным знанием; тесная связь философии с мифологией; использование нумерологии в качестве одного из главных методов составления и структурирования текста.

Обращаясь к изучению древнеиндийской философии, следует уяснить, что в Индии, основой всего последующего дискурса стали Веды – главный религиозно-мифологический памятник Древней Индии. Структура Вед неоднородна: Самхиты или собственно Веды, Брахманы, Араньяки и Упанишады. Зарождение первых философских понятий происходит в Упанишадах: брахман, атман, карма, сансара, мокша. Появляются зачатки специальных научных знаний. Формирование классической религиозно-философской мысли Древней Индии и ее деление на астику и настику происходит также в зависимости от признания авторитета Вед. Основные классические школы древнеиндийской философии (даршаны), признающие авторитет Вед: ньяя Гаутамы и ее логико-гносеологическое учение; вайшешика Канады как учение об атомистической структуре Вселенной, которой правит принцип дхармы; санкхья Капилы об эволюции материи и дуализме материи и души; йога Патанджали как метод дисциплинирования тела и ума для достижения высших уровней духовности; миманса Джаймини как ритуалистическо-экзегетическое исследование природы дхармы; веданта Бадараяны как «религия будущего просвещенного человечества». Настика или школы, не признающие авторитета Вед включают джайнизм, буддизм и школу чарвака-локаята.

В целом, Восток неоднороден по своему составу и, несмотря на наличие общих существенных признаков, представлен цивилизациями и культурами, которые часто не просто различаются, а враждебно противостоят друг другу.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что было объектом внимания в восточной предфилософии?

2. Как понималось устройство мира в философии Древнего Китая?

3. На каких принципах строилась этико-религиозная программа раннего даосизма?

4. Какая модель бытия лежит в основе конфуцианства?

5. В чем принципиальное отличие этико-религиозного идеала в конфуцианстве и даосизме?

6. В чем специфика учения моизма и легизма?

7. Какие проблемы по-разному решались в основных школах последователей Конфуция?

8. Как объяснялось происхождение мира и человека в Древней Индии?

9. Из каких основных книг состоят Веды?

10. Назовите и охарактеризуйте 3 основных этапа развития религиозно-философской мысли Индии?

11. В чем состоит основное отличие между философскими школами Древней Индии?

12. Какая из древнеиндийских школ категорически отрицала жертвоприношения?

13. Как решил основную проблему смысла жизни Будда?

14. В чем состоит основное отличие восточной и западной традиций философствования?

15. Каково содержание и суть 4-х благородных истин у буддистов?

16. Какое влияние оказали философские идеи древних индийских философов на современную культуру?

Источники

Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1.

Древнеиндийская философия. Начальный период. Тексты. М., 1972.

Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. М., 1972-1974.

Древнекитайская философия: в 2 т. М., 1994.

Древнекитайская философия: эпоха хань. Хрестоматия. М., 1990.

Духовная культура Китая. Энциклопедия в 5 т. Т. 1. Философия. М., 2005.

Дхаммапада / Перевод с пали, введение и комментарии В.Н.Топорова. Ответственный редактор Ю.Н.Рерих.- М., 1960.

Китайская философия: Энциклопедический словарь. М.,1994.

Мир философии: Книга для чтения. В 2 частях. М., 1991.

Новая философская энциклопедия. В 4 тт. М.,2000.

Литература:

Ашвагхоша. Жизнь Будды. М.,1990.

Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980.

Ганчев Петко. Возрождающийся гигант. Цивилизация и философия Древнего Китая. Мн., 2006.

Гегель Г. Лекции по истории философии. Т.1. СПб., 1993.

Дао и даосизм в Китае. М., 1982.

Из истории китайской философии: становление и основные направления (даосизм, буддизм, неоконфуцианство). М., 1978.

История современной зарубежной философии: компаративистский подход. СПб., 1997.

Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1966.

Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М., 1992.

Лысенко В.Г.Опыт введения в буддизм. Ранняя буддистская философия. Учебное пособие. М., 1994.

Мюллер М.Шесть систем индийской философии. М.,1995.

Рой М. История индийской философии. М., 1958.

Cеменов Н.С. Философские традиции Востока. Мн., 2004.

Степанян М.Т.Восточная философия. М., 1997.

Томпсон М. Восточная философия. М., 1987.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.

Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982.

Чаттержди С., Дотта Д. Индийская философия.- М., 1994.

Чаттопадхьяя Д. История индийской философии. М., 1966.

Щербатской Ф.И. Философское учение буддизма// Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Вып. 4. М., 1989.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.