Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации к изучению темы. Тема 1. Предмет философии




Тема 1. Предмет философии

План

 

1. Философия и мировоззрение.

2. Предмет философии.

3. Структура философского знания.

4. Место и роль философии в культуре.

5. Функции философии.

 

Ключевые понятия:

Агностицизм, аксиология, гносеология, диалектика, дуализм, идеализм, идеальное, логика, материализм, материальное, метафизика, метод, методология, мировоззрение, мироощущение, миропонимание, мифология, монизм, обыденное (жизненно-повседневое) мировоззрение, объективный идеализм, онтология, религия, скептицизм, социальная философия, субъективный идеализм, философия, философия истории, философия культуры, философия науки, философия политики, философия права, философия религии, философия техники, философская антропология, эпистемология, эстетика, этика.

 

Темы рефератов, докладов и контрольных работ

 

· Что такое философия?

· Предмет философии, есть ли он?

· Основной вопрос философии.

· Язык философских текстов.

· Философия и наука.

· Философия и религия.

· Философия и искусство.

· Место истории философии в системе гуманитарного знания.

· Особенности мифологического мышления.

· Есть ли прогресс в истории философии?

· Плюрализм философских учений: пути к истине или совокупность заблуждений?

· Роль философии в жизни общества.

· Надо ли изучать «ненаучную» философию?

 

 

 

Изучение данной темы необходимо начать с рассмотрения понятий философии и мировоззрения. Само слово «философия» означает буквально любовь к мудрости, любомудрие. Мудрость изначально была целью философов, ведь с момента своего возникновения философия пыталась дать ответы на различные вопросы об устройстве мира, о месте в нем человека и его отношении к миру. Все эти вопросы носят мировоззренческий характер. Под мировоззрением обычно понимают совокупность наиболее общих взглядов на мир и место человека в мире, на отношение человека к миру и самому себе. Мировоззрение – довольно сложное образование, включающее в себя целую совокупность различных элементов. Однако в ряду этих элементов можно вычленить главные, определяющие всю структуру мировоззрения. К ним относятся обобщенные знания о мире и человеке, представления о ценностях, убеждения и идеалы, способы жизни и поведения людей. Мировоззрение проявляется в деятельности человека, ее целях и мотивах, в том, какими интересами и потребностями руководствуется человек в своих поступках, что определяет его общую жизненную позицию.

В мировоззрении выделяют такие его стороны, как мироощущение (эмоционально-психологическая сторона, характеризующая эмоциональное отношение человека к миру, например, оптимистическое или пессимистическое) и миропонимание (познавательно-интеллектуальная сторона, характеризующая степень разумного освоения человеком реальных особенностей окружающей действительности и своего места в ней, совокупность знаний человека).

Следует обратить внимание на два уровня мировоззрения: низший уровень, или жизненно-повседневный, и высший, или теоретический. Жизненно-повседневное мировоззрение складывается стихийно, в реально-практической жизни людей. Оно черпает свое содержание из обыденного опыта, чувств, настроений, традиций и верований. Это мировоззрение здравого смысла. Наряду с верными представлениями об окружающей человека действительности, оно включает в себя и предрассудки, иллюзорные представления. Что же касается теоретического уровня мировоззрения, то оно формируется целенаправленно, на основе аналитической работы ума, в результате обобщения разнообразных форм человеческого опыта, доказательства его принципиальных логических оснований. Именно эти характерные черты присущи, прежде всего, философскому мировоззрению.

Историческими формами мировоззрения являются миф, религия и философия. Мифологическое миропонимание является предпосылкой возникновения философии. Оно присуще всем народам мира на ранних ступенях развития общества. В первобытном обществе миф являлся универсальной синкретической формой общественного сознания. Он включал в себя в качестве нерасчлененного единства зачатки религии, философии, политических теорий, различных форм искусства. Мифы представляют собой сказания древних о сотворении мира и человека, о деяниях богов и героев. В мифах рассказывается о происхождении окружающего мира, вселенной и человека, различных культурных феноменов (ремесел, земледелия, обычаев и обрядов, нравственных норм), рассматриваются проблемы жизни и смерти. Однако уже здесь формулируются, пока еще в наивной форме, важные мировоззренческие проблемы: единства всего существующего, отношения человека к миру, смысла человеческого бытия, гармонии человеческой жизни. Миф, таким образом, обладал важными мировоззренческими функциями. В мифах фиксировались накопленные знания, традиции, посредством мифов эти знания, обычаи, нормы поведения передавались от поколения к поколению.

С переходом от родового строя к рабовладельческому миф перестает удовлетворять новым общественным потребностям и на передний план уже выступает религиозный тип мировоззрения. Именно религия способствовала сплочению значительных масс населения в рамках отдельных государственных образований. В основе религиозного мировоззрения лежит вера в существование потусторонних, высших, сверхъестественных сил, которые полностью определяют все происходящее в мире, включая и жизнь человека. Постепенно эти высшие силы, не зависящие от человека, находят свое содержательное воплощение в понятии Бога – высшего существа, достойного поклонения.

Если миф не поднялся выше обыденного и несистематизированного типа мировоззрения, то религиозному сознанию присуще стремление к некоторой упорядоченности и систематизированности взглядов на окружающий мир. Особенно это характерно для мировых религий (христианства, ислама, буддизма), у которых уже наблюдается попытка построения теоретической системы мировоззрения.

В основе философского мировоззрения, в отличие от мифа и религии, находятся позиции разума. Постепенно фантастические сюжеты и образы начинают вытесняться рациональным мышлением, логически обоснованными рассуждениями и концепциями. Хотя еще долгое время между религией, мифом и философией не существовало четкой границы. Ведущей формой мировоззрения философия окончательно становится в Новое время. Философия представляет собой теоретически сформулированное мировоззрение. Это система самых общих взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру.

Важно уяснить, что по мере развития общества, философии как сферы культуры, изменялось и содержание предмета философии, то есть тех проблем, которые становились объектом изучения философами. Так, на ранних этапах развития философской мысли в центре внимания находились вопросы устройства мира, космологические проблемы. Затем в орбиту философского познания стали включаться вопросы общественного устройства, человеческого бытия, нравственности, внутреннего духовного мира человека. В последние десятилетия большое внимание уделяется осмыслению языковых проблем, анализируются глобальные проблемы современности, перспективы развития человеческого сообщества перед лицом острых противоречий современной эпохи. При решении всех этих вопросов философия не подменяет конкретные науки, как естественные, так и гуманитарные, она имеет в своем арсенале присущие только ей методы и приемы исследования, рассматривает все проблемы только через призму человеческого бытия. Нет философии вообще, а есть мировоззренческие учения теоретического плана конкретных мыслителей, представителей конкретных философских школ и направлений.

При рассмотрении темы необходимо уяснить структуру философского знания. Философия как область знания, сфера культуры имеет довольно сложную структуру, определяемую своей направленностью на тот или иной вопрос познания. Основные разделы философского знания таковы: онтология, или учение о бытии, его формах и категориях; гносеология, теория познания, в которой рассматриваются наиболее общие принципы и закономерности познания, методы познания, проблемы истины и ее критериев; социальная философия; этика; эстетика; аксиология (учение о ценностях); история философии; логика; философская антропология (учение о человеке). В разных философских системах на передний план могут выходить различные философские дисциплины, что определяется как наличными общественными потребностями, так и склонностями и предпочтениями самого мыслителя. Но в любой философской концепции присутствует историко-философское содержание, поскольку история философии является необходимым фундаментом дальнейшего развития философской мысли.

Разбирая вопрос о месте и роли философского знания в культуре, важно подчеркнуть, что философия играет чрезвычайно важную роль в культуре. Именно философское мышление обобщает результаты многообразного опыта человечества, отсеивая все отжившее и аккумулируя, обобщая те достижения культуры, которые имеют непреходящую ценность. В результате формируются философские категории, являющиеся несущим каркасом познавательной деятельности, позволяющие понять окружающий мир, прогнозировать будущее его развитие. Философия выступает в качестве самосознания эпохи, она формирует культуру мышления, систему идеалов и ценностей. Вовлекая в сферу своего рассмотрения все духовное богатство человечества, религиозные и художественные ценности, философия способствует становлению личности, обосновывает гуманистические идеалы, помогает каждому человеку осознанно обрести смысл своего существования.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие основные функции философии:

1) Мировоззренческая функция. Философия составляет ядро мировоззрения, она пронизывает и цементирует все его структурные элементы, ориентирует на целостное понимание мира.

2) Методологическая функция. Поскольку философия рассматривает наиболее общие закономерности развития, она обобщает достижения конкретных наук, являясь в свою очередь для них универсальным, базовым методом познания. Неслучайно многие великие философы большое внимание уделяли разработке методов научного познания.

3) Аксиологическая функция. Философия обосновывает определенную систему ценностей, их иерархию, гуманистические идеалы.

4) Критическая функция. Философия подвергает критическому суду разума весь духовно-практический опыт человечества, ориентирует на устранение всего устаревшего как в теории, так и в практической деятельности, в общественной жизни.

Таковы основные функции философии, обусловливающие ее непреходящее значение для успешного существования и развития общества.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Каково содержание понятия «мировоззрение»?

2. Что такое «мироощущение»?

3. Охарактеризуйте уровни мировоззрения.

4. Назовите основные общественно-исторические формы мировоззрения.

5. Каковы характерные черты мифологического мировоззрения?

6. В чем отличие религии от мифологии как формы мировоззрения?

7. Какова специфика философии как формы мировоззрения?

8. Есть ли у философии свой предмет?

9. Как соотносятся философия и искусство?

10. Является ли философия наукой?

11. Какова структура философского знания?

12. Назовите функции философии.

13. Какое значение имеет философия в системе культуры?

14. Имеет ли изучение философии влияние на развитие мировоззрения?

 

Источники

 

Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., 1998.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.,1991.

Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.,1999.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.,1992.

Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.,1991.

Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.21.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1991.

 

Литература

 

Аббаньяно Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни. СПб., 1998.

Библер В.С. Что есть философия // Вопросы философии. 1995. № 1.

Булычев И.И., Каримов В.А. Философия в единстве онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов. Тамбов, 1995.

Гильдебранд Д. Что такое философия? М., СПб., 1997.

Гудинг Д., Ленокс Д. Мировоззрение. Ярославль, 2000.

Гусейнов А.А. Философия как утопия для культуры // Вопросы философии. – 2009. №1.

Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. М., 1993.

Каган М.С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии. 1997. № 9.

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. М., 1990. Раздел I. Философия – наука – культура – общество. Раздел II. Философия и религиозное мировоззрение.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1 – 4. СПб., 1994 – 1997.

Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения. Ч.1. СПб.,1997.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000.

Тарнас Р. История западного мышления М., 1995.

Философия и разум. М., 1990.

Философия и современные философско-исторические концепции. М., 1990.

Чанышев А.Н. Начало философии. М., 1982.


РАЗДЕЛ I. Основные этапы исторического развития философии

Тема 2. Философия Древнего Востока (Индия и Китай)

 

План

1. «Восток – Запад»: история и суть проблемы. Компаративистский подход в философии.

2. Специфика процессов возникновения философского знания в древних культурах Востока и Запада.

3. Предфилософия в религиях и мифологии стран Ближнего Востока (Древний Египет, Вавилон, Иран).

4. Философия Древнего Китая. Основные философские школы Китая (моизм, легизм, конфуцианство, даосизм, школа имен).

5. Философия Древней Индии. Школы астики (ньяя-вайшешика, адвайта-веданта, санкхья-йога, пурва-миманса) и настики (джайнизм, буддизм, чарвака-локаята, адживики).

 

Ключевые понятия:

Атман, бодхисатва, брахман, Дао, даосизм, дхарма, дэ, естественность, жэнь, инь, карма, конфуцианство, легизм, ли, махаяна, моизм, недеяние, нирвана, палийский канон, парамиты, первостихии, предфилософия, пуруша, пурушартха, Ригведа, сансара, теокосмизм, хинаяна, цзюнь-цзы, этико-ритуальная норма, ян

 

Темы рефератов, докладов и контрольных работ

· Возникновение восточной философии и ее специфика.

· Космологизм древнеегипетской предфилософии.

· Мифологическое в предфилософии Древнего Ирана.

· Ориенталистский подход в истории философии.

· Учение о «благородном муже» в конфуцианстве.

· Основные добродетели индуизма.

· 3 этапа в развитии философской культуры Индии (ведизм, рахманизм и индуизм).

· Идеал мудреца в даосизме.

· Буддизм хинаяны и махаяны.

· Дискуссии шраманского периода в Индии.

· Онтология конфуцианства.

· Ранний и поздний даосизм.

· Основные школы конфуцианства, их полемика. Неоконфуцианство.

· Отражение этико-религиозного содержания философских школ Индии в современной культуре.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.