Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации к изучению темы. Тема 11. Философская проблема сознания




Тема 11. Философская проблема сознания

План

 

1. Проблема сознания в истории философии.

2. Происхождение сознания. Сознание и мозг.

3. Сознание и самосознание.

4. Эволюция понятия «бессознательное» в истории философии: общие тенденции и направления.

5. Мозг, психика, сознание. Бессознательное как психический феномен, его структура.

6. Сознание, подсознание, бессознательное: соотношение понятий.

7. Философская трактовка знаков и символов, их значения в жизни человека.

8. Предпосылки формирования человеческой речи.

9. Сущность языка и его функции.

10. Единство языка и мышления.

11. Искусственные и естественные языки: их возможности и пределы.

 

Ключевые понятия:

Бессознательное, «знак», знание, мудрость, мышление, подсознание, психика, разум, рассудок, самосознание, «символ», сознание, сублимация, теория отражения, «язык».

 

 

Темы рефератов, докладов и контрольных работ

· Сознание как объект философского осмысления.

· Сознание и язык.

· Сознание и культура.

· Личное и общественное сознание.

· Личность и его сознание.

· Мозг – психика – сознание.

· Возникновение сознания у слепоглухонемых детей.

· Самоконтроль и самосознание.

· Самосознание и проблема «Я».

· Проблема бессознательного: Фрейд и Юнг.

· Сознательное и бессознательное в творчестве.

· Духовное общение и его символика.

· Символизация в науке и философии.

· Марксистская философия об общественной природе сознания.

· Структура, уровни и формы общественного сознания.

При рассмотрении данной темы следует отметить, что все многообразие решения проблемы сознания тяготеет к двум основным направлениям - к материалистическому и идеалистическому его пониманию. Под­черкните, что представления о сознании теснейшим образом связаны с господствующим в обществе мировоз­зрением, и именно поэтому античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени формировали разное понимание сознания.

Укажите эволюционно-биологические, культурно-исторические и социальные предпосылки возникновения сознания. Исходите из того, что сознание человека формируется в связи с развитием его мозга. Приведите примеры того, как отдельные участки головного мозга координируют деятельность раз­личных органов чувств, с помощью которых осуществляется мыслительная деятельность.

Покажите, что самосознание является следствием сознания и результатом развития деятельности и общения. Перечислите и охарактеризуйте формы самосознания.

Осветите предысторию проблемы бессознательного - учения Платона об анамнесисе - припоминании душой всеобщих истин, созерцавшихся ею до вселения в тело. В дальнейшем стремление осмыслить феномен бессознательного шло как по линии философии (Декарт, Лейбниц, Шеллинг и др.), так и по линии психологии (Бернгейм, Шарко, Жане и др.). Однако наиболее распространенные и влия­тельные концепции бессознательного были созданы в ХХ в. З. Фрейдом и К.Г. Юнгом, на чем и следует остановиться подробнее.

Обратите внимание на эволюционно-биологическую предпосылку возникнове­ния и развития сознания, дайте определение основным этапам на пути возникновения сознания. Объясните, почему сознание неотделимо от мозга и в чем суть психофизической проблемы. Покажите, что понятие «психи­ка человека» шире понятия «сознание». Раскройте феномен бессознательного и приведите структурную концеп­цию психики, предложенную З. Фрейдом. Назовите формы и проявления бессознательного и дайте их трактов­ку в теории Фрейда и в современных психологических и философских концепциях.

Определите место сознания, подсознания, бессознательного в психике человека. В философии существует большое количество концепций, которые отдают приоритет какому-либо из них. По­старайтесь найти «золотую середину» этого аспекта.

Разграничьте содержание понятий «язык» и «знак» и «символ», объясните, чем языковые знаки отличаются от неязыковых. Покажите, какое место занимает язык в системе знаковых структур. Раскройте природно-биологические и социальные предпосылки возникнове­ния речи. Покажите разнообразие функций языка: средство коммуникации на различных уровнях (от мышления до передачи информации), средство выражения работы мышления, опредмечивание и распредмечивание духовной культуры, передача социальной наследственности и др. Необходимо иметь в виду, что мышление и язык связаны, но не тожде­ственны друг другу: мыслительные процессы протекают порой намного быстрее, чем проговариваются слова, а при восприятии слов имеет место отставание мысли от слова. Назовите виды естественных и искусственных языков, дайте их определения, найдите общие признаки и отличия.

Вопросы для самоконтроля

1. В чём заключается противоположность материального и идеаль­ного?

2. Что такое идеальное? Каким образом идеальное приобретает в обществе объективный характер?

3. Охарактеризуйте метафоры сознания в античной философии, христианстве и идеалистической философии Нового времени.

4. Как решалась проблема сознания в немецкой классической философии?

5. Почему в русской философии сознание называлось «соборным»?

6. В чём состоит онтологический смысл сознания?

7. Покажите на примерах, что сознание имеет этический смысл?

8. В чём обнаруживается взаимосвязь сознания и материально-предметной деятельности человека?

9. Как соотносятся понятия «психика», «сознание», «мышление», «идеальное»?

10. Почему сущность сознания считается социальной, а не биологической?

11. Какую роль в формировании мышления играют язык и речь?

12. Какую роль в жизни человека играет память?

13. Что такое самосознание?

14. Каковы основные функции сознания?

15. Перечислите и охарактеризуйте уровни общественного сознания.

16. В чём отличие идеологии от общественной психологии?

17. Перечислите и укажите отличие основных форм общественного сознания друг от друга.

18. Каковы роль и место сознательных и бессознательных факторов в человеке?

19. Что нового в теорию сознания внесли З. Фрейд и К.Г. Юнг

20. Как следует понимать выражение «сознание творит мир»?

21. Сознание идеально - означает ли это, что сознание не оказывает влияния на объективную реальность?

22. Дайте интерпретацию следующего положения Гегеля: «Цель всякой истинной науки состоит в том, что дух во всем, что есть на небе и на земле, познает самого себя».

23. «Во всякой новой человеческой мысли, - писал Достоевский, - зарождающийся в чьей-нибудь голове, всегда остается нечто, что ни за что не захочет выйти из-под нашего черепа и останется при нас навеки, с тем вы и умрете, не передав никому, может быть самого-то главного из вашей идеи». Прокомментируйте это высказывание Ф.М. Достоевского. Каковы соотношения сознательного и бессознательного в творчестве? Какова связь между мозгом человека, его сознанием и речью?

24. Что значит для вас сознание как философская проблема?

Источники

 

Маркс К. Капитал // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 23. Гл. 24.

Ницше Ф. Веселая наука // Ницше Ф. Соч. В 2 т. Т. 1. М., 1990.

Сартр Ж.П. Фрейд. М., 1992.

Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.

Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 179-374.

Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог умер» // Вопросы философии. 1990. № 7.

Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.

Юнг К. Архетип и символ. М., 1992.

Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1996.

Литература

Алексеев П.В. Философия: учеб. для студ. вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин. М., 2000.

Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988.

Бородай Ю.М. От фантазии к реальности. М., 1995.

Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникации. М., 1989.

Выготский Л. С. Развитие высших нервных функций. М., 1990.

Гуревич П.С. Теория и практика психоанализа. М., 2000.

Гурьев Д.В. Загадка происхождения сознания. М., 1997.

Журавлев В.К. Внешние и внутренние факторы языковой эволюции. М., 1982.

Ильенков, Э.В. К вопросу о природе мышления [Электронный ресурс] / Э.В. Ильенков. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/_ilyen01.htm

Исаков А.Н., Сухачев В.Ю. Этос сознания. СПб, 1999.

Кочергин А.Н. Моделирование мышления. М., 1989.

Леонтьев А.Н. Человек. Деятельность. Сознание. М., 1986.

Лой А.Н. Как формируется и функционирует сознание. М., 1985.

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - семио - сфера - история. М., 1996.

Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.

Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. № 10.

Мамардашвили, М.К. Символ и сознание: Метафизическое рассуждение о сознании, символике и языке [Электронный ресурс] / М.К. Мамардашвили, А.М. Пятигорский. Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/mampg02/index. htm

Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов/Д, 1988.

Миллер Е.Н. Что такое язык? Гносеологический аспект. М., 1988.

Михайлов Ф.Т. Сознание и самосознание индивида. М., 1989.

Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. М., 1983.

Патнэм Х. Философия сознания. М., 1999.

Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.

Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.

Райл, Г. Понятие сознания [Электронный ресурс]: пер. с англ. / Г. Райл. Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/railg01/index.htm

Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М., 1991.

Рубинштейн. С.Л. Бытие и сознание. М., 1967.

Спиркин А.Г. Философия: учеб. для вузов / А.Г. Спиркин. М., 2004.

Суворов О.В. Сознание и абсолют. Философский трактат. М., 1999.

Философия: учебник / [под. ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина]. М., 2004.

Философия: учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. М., 2009.

Философия: Учебно-методический комплекс для студентов дневных отделений нефилософских специальностей / В.О. Саяпин. Тамбов., 2008.

Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга. М., 1985.

Щедрин А.Е. Психика. Сознание. Бессознательное. М., 1979.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.