Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации к изучению темы. Тема 12. Философия познания




Тема 12. Философия познания

План

1. Познание как предмет философского анализа.

2. Знание как система.

2.1. Знание, отражение, информация.

2.2. Чувственное познание и его формы.

2.3. Рациональное познание и его формы.

2.4. Интуиция как специфический познавательный процесс.

3. Теория истины.

 

Ключевые понятия:

Абстрагирование, вера, воля, восприятие, действительность, заблуждение, закономерность, знание, интуиция, информация, истина, ложь, научная картина мира, объект, объяснение, отношение, отражение, ощущение, память, полезность, понимание, практика, представление, рациональное, сознание, творчество, теория, чувственное, эмоция, язык.

 

Темы рефератов, докладов и контрольных работ

· Познание как предмет философского исследования.

· Специфика и структура знания.

· Рационализм и эмпиризм в эпоху Нового времени.

· Чувственное познание и его структура.

· Проблема познания в немецкой классической философии.

· Гносеология античного периода.

· Вопросы познания в эпоху Средневековья.

· Современные философские школы о познании.

· О соотношении чувственного и рационального в познании.

· Значение языка в познании.

· Понятие как форма рационального познания.

· Творчество и интуиция как нерациональные формы познания.

· Объяснение и понимание как познавательные процессы.

· Проблема истины в гносеологии.

При рассмотрении темы необходимо усвоить, что человеку для ориентации в окружающем мире необходимо его воспроизведение, отражение в своем сознании. В этом суть познавательного отношения «человек – мир». Это необходимая сторона всей системы его отношения к действительности. Необходимо понимать, что условия возможности адекватного воспроизведения реальности – это философская проблема.

Для изучения первого вопроса следует обратить внимание на то, что знание – определяется или рассматривается как объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей действительности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. В свою очередь, познание – это процесс приобретения и развития знания, обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой. И этот процесс постоянно углубляется, расширяется и совершенствуется. Здесь имеет место взаимодействие объекта и субъекта, в результате чего появляется новое знание об окружающем мире.

Важно отметить, что философия исследует познание, опираясь на достижения других наук, которые внесли ценный вклад в изучение познания. Но сущность познавательного отношения человека к миру является предметом именно философского осмысления, т.к. оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности.

В ответе на второй вопрос следует подчеркнуть, что в теории познания важнейшим вопросом является понятие знания, каково его строение, как оно возникает. И, когда мы попытаемся понять специфику и структуру знаний, то обнаружим, что существуют различные типы знаний. Это могут быть знания об объектах: материальных и идеальных (например, алгоритм). Могут быть знания о каком-то действии, о полезном свойстве вещи.

Особый тип знаний – это знания о неизвестном, т.е. проблемы.

Необходимо понимать, что знания нужны человеку для ориентации в мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности, создания новых знаний, преобразования действительности.

Не следует отождествлять понятия «знание» и «информация». В них есть много общего, но знание рассматривают как высшую форму отражения действительности. Это особым образом преобразованная информация, которая уже имеет смысл и значение.

Чтобы понять, как осуществляется процесс познания, вспомним, что еще в Новое время большинство философских систем выделяли два этапа познания: чувственное и рациональное. Первый этап самоочевидно связан с деятельностью наших органов чувств (зрения, слуха, осязания и др.) Второй этап опирается на работу разума – абстрактно-понятийное мышление человека.

Обратим внимание, что биологические и психологические дисциплины определяют ощущения как своеобразную реакцию организма на раздражения того или иного органа чувств. Важно, что уже в ощущении начинает отражаться объективная связь ощущающего субъекта с явлениями окружающего мира. Восприятие – целостный образ материального предмета, данного с помощью наблюдения. Отметим, что это активный синтез разнообразных проявлений предмета. Когда предмет непосредственно не дан нам, то в этом случае действует еще более сложная форма чувственного познания – представление.

Для прояснения рационального познания необходимо усвоить, что оно сводится к основной форме – абстрактному мышлению. Абстрактное мышление представляет собой целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношений вещей. Понятие – это мысленное образование, в котором обобщаются предметы некоторого класса по определенной совокупности признаков. Обобщение происходит за счет абстрагирования, т.е. отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. Например, слово «дом» может быть отнесено ко всем зданиям.

Раскрывая суть интуиции, мы должны признать, что в процессе познания наряду с рациональными операциями участвуют и нерациональные. Но это не значит, что они несовместимы с рациональнотью, т.е. иррациональны. Эти процедуры производятся различными участками мозга на основе биосоциальных закономерностей, которые действуют независимо от воли и сознания человека. Эти процессы лежат в основе творчества, когда люди принимают нестандартные решения, отличные от общепринятых, и которые многие ученые относят к гениальности, «божественной» способности. Важнейшим механизмом творчества является интуиция. Как считали древние ученые, например, Платон, это «внутреннее» зрение, особая, высшая способность ума, куда по мнению современных нейрофизиологов входит: 1) накопление и бессознательное расширение образов в памяти; 2) неосознанное комбинирование образов, правил для решения определенной задачи; 3) четкое осознание задачи; 4) неожиданное для данного человека нахождение решения (доказательства теоремы и т.д.).

Рассматривая третий вопрос, следует обратить внимание, что проблема истины, как проблема соответствия знаний действительности, давно известна в философии. Знание, при этом, не должно зависеть ни от конкретного человека, ни от человечества в целом. Форму выражения истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, достигнутой на данном уровне познания, называют относительной истиной. Совершенно полное и исчерпывающее знание о каком-либо явлении называют абсолютной истиной. Это – цель, к которой стремится человеческое познание.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем суть познавательного отношения человека к миру?

2. Тождественны ли понятия «знание» и «информация»?

3. На каком этапе развития философии стали различать чувственное и рациональное познание?

4. Дайте определение чувственному познанию.

5. Перечислите элементы чувственного познания.

6. Что такое ощущение?

7. Дайте определение понятию «восприятие».

8. Что означает понятие «представление»?

9. Какова основная форма рационального познания?

10. В чем основа единства чувственного и рационального познания?

11. К какому познанию относится интуиция?

12. Что такое творчество?

13. Дайте философское определение истины.

14. В чем различие между абсолютной и относительной истиной?

 

Литература

1. Декарт Р. Рассуждение о методе //Декарт Р. Соч.: в 2 т. М., 1989.

2. Кант И. Критика чистого разума //Сочинения: в 6 т. М., 1964. Т.3.

3. Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. М., 1990.

4. Куайн У. ван О. Слово и объект. М.: Логос, 2000.

5. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

6. Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996.

7. Патнэм Х. Разум, истина и история. М., 2002.

8. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: учеб. хрестоматия. М., 1999.

9. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

10. Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989.

11. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М.,1984.

12. Яковлева Е.Ю. Научное и вненаучное знание. СПб., 2000.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.