Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации к изучению темы. Тема 14. Философское понимание человека




Тема 14. Философское понимание человека

 

План

1. Философская антропология как систематизированная теория человека.

2. Философская концепция личности.

3. Взаимосвязь личности и общества.

4. Проблема антропосоциогенеза.

5. Свобода и ответственность личности.

 

Ключевые понятия:

Антропология, антропоцентризм, антропосоциогенез, волюнтаризм, духовные ценности, индивид, индивидуальность, личность, моральные ценности, общечеловеческие ценности, ответственность, природа человека, свобода, смерть и бессмертие, смысл жизни, социализация личности

Темы рефератов, докладов и контрольных работ

· Специфика философского подхода к проблеме человека.

· Отличие классической антропологии от неклассической в понимании сущности человека.

· Проблема телесности в современной философии.

· Человек в информационно - техническом мире.

· Образы смерти в истории культуры.

· Свобода как творческая ориентация человека в мире.

· Ценности человеческого бытия: история и современность.

· Проблема телесности в современной философии.

· Проблема пола в современной философии.

 

 

 

При рассмотрении первого вопроса надо иметь в виду, что целью философского исследования человека является создание основно­го содержания всеобщей концепции человека. Философская антропология выступает теоретической и методологической основой конкретных наук, изу­чающих человека. Главная особенность философского знания о человеке и его основное назначение - обеспечить теорию и практику необходимыми знаниями, наиболее обобщенным видением человека. Философское знание о человеке отличается и тем, что в нем соединяется вечное, вневременное и ис­торически конечное, актуальное. Это обусловлено тем, что ядром философ­ского знания о человеке являются вечные проблемы человеческого бытия.

Современная философская антропология решает следующие проблемы:

- выясняет связи данной концепции человека с социологической, соци­
ально-психологической, этической и другими конкретными теориями о че­
ловеке;

- исследует соотношение между материальной организацией космоса
(природы) и человека, их взаимообусловленное сущестювание и развитие;

- изучает место человека в мире, смысл его жизни, соотношение смерти
и бессмертия человека;

- объясняет происхождение человека и общества на Земле в процессе
эволюции неживой и живой природы, особенно - высших животных;

--анализирует деятельностную сущность человека, его свободу и ответ­ственность, идеалы и ценности;

- обобщает данные частных наук о современной эволюции человека, его
жизнедеятельности, роли во Вселенной, общественном прогрессе;

- аргументирует гуманистический характер человека и общественного
развития и др.

Таким образом, философская антропология описывает природу и сущ­ность человека, его другие характеристики в понятиях всеобщего и общесо­циологического, в единстве существования человека как природного и соци­ального существа, как уникальной формы бытия.

При обсуждении второго вопроса надо иметь в виду, что понятия «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность» лежат в основе философской концепции личности. Она включает в себя: определение личности; соотношение в ней природного и социального, физического и пси­хического, материального и идеального (духовного); изучение возникновения человека и общества; анализ содержания и структуры личности, ее человече­ских качеств; диалектику личности и общества, природы и личности; исследо­вание конструктивного и деструктивного в личности, гуманного и агрессив­ного; типологию личности; объяснение социального статуса личности, ее смысла жизни; соотношение смерти и бессмертия и другие элементы.

Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений, субъект и объект познания, преобразователь и себя, и мира, со-

вокупность прав и обязанностей, этических, эстетических и иных социаль­ных норм. Вместе с тем, личностные качества человека являются производ­ными от его социального образа жизни и условий жизни в природе. Лич­ность поэтому есть всегда общественно развитый человек.

В концептуальном анализе личности можно выделить четыре основных подхода: сущностной, содержательный, структурный и типологический, каждый из которых может более детально рассматриваться в социологичес­ком, психологическом, правовом, нравственном, политическом и других ас­пектах.

Сущностной подход выражает процесс социализации личности в единст­ве с физическим и психическим ее развитием. В обществе личность есть со­вокупность общественных отношений. В природе личность есть человек, физический организм, носитель признаков неживой и живой природы. Лич­ность формируется в процессе деятельности и общения. Иначе говоря, ее формирование есть процесс социализации индивида. Этот процесс сопро­вождается как типизацией личности, так и формированием внутреннего уникального ее облика. Самопознание, самооценка и саморегуляция в сово­купности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого скла­дывается неповторимый по богатству и разнообразию тончайших оттенков «узор» личности, присущая только ей специфика.

Социальность личности есть степень вовлеченности человека в общест­венную жизнь через единство общения и обособления, трудовой и общест­венно-политической деятельности для себя и других. Она закрепляется в со­вокупности социальных качеств личности: экономических, политических, правовых, нравственных, духовных и др. Социальность личности проявля­ется как воспроизводство самого человека, а также общества.

Но если сущность личности есть типовая персонификация обществен­ных отношений, то конкретная личность может выразить свою обществен­ную сущность в форме индивидуальности. Индивидуальность раскрывает своеобразие сочетания свойств, способностей и возможностей личности, способ ее бытия как субъекта самостоятельной жизнедеятельности. В каче­стве индивидуальности личность создает свой собственный образ, является «автором» своих поступков. Индивидуальное «Я» составляет центр личнос­ти, ее ядро. Следовательно, если личность индивидуальна, то индивидуаль­ность — это ее специфика.

В содержательном плане личность предстает как совокупность всех ее сторон и свойств, единство компонентов физического состояния и развито­сти духовного мира, как проявление индивидуально-личностных функций и социальных ролей, специфически неповторимых материально-биологичес­ких, психических и социальных черт, проявляющихся в связях и отношени­ях между личностью и обществом, между культурой личности и культурой общества.

При анализе третьего вопроса следует обратить внимание на то, что соотношение общества и личности выражается в их дихотомичности, а также в относительной самостоятельности. Это соотношение представляет как целое и часть. Личность и общество имеют различия. Личность есть единство физического живого организма и сознания. Общество - совокуп­ность индивидов, связанных между собой целями, задачами жизнедеятель­ности, интересами, способом организации жизни и т. д. Личность имеет но­ситель сознания - мозг. Общество не обладает материальным носителем сознания. Общественное сознание функционирует на основе общения и де­ятельности индивидов и их духовности. Личность есть единстю физических и социальных качеств, физической и духовной культуры. Общество являет­ся носителем социальных качеств, а также материальной и духовной культу­ры, культуры различных субъектов. Личность имеет свой внутренний мир, закрытый для других людей и достаточно локальный. Духовность общества есть выражение прежде всего типического в духовном мире его членов. Она, как правило, имеет открытый характер.

Личность функционирует и развивается по своим законам. Прогресс и регресс общества выражают другие законы. Личность как человек физичес­ки конечна, ей характерен цикл жизни. Общество будет существовать на планете до тех пор, пока будут сохранены природные и социальные условия нормального его функционирования и развития. Эти и другие различия ха­рактеризуют относительную самостоятельность личности и общества.

К закономерностям взаимодействия личности и общества можно отнести:

Во-первых, определяющее воздействие социальной среды на формиро­вание личности, опосредованное внутренним психическим миром человека.

Во-вторых, активное обратное влияние личности на социальную среду, общественные отношения, опосредованное функциональной структурой личности.

В-третьих, становление и развитие общественных отношений происхо­дит в процессе и на основе человеческой деятельности.

В-четвертых, зависимость формирования сознания и творческой актив­ности личности от характера жизнедеятельности, от богатства ее действи­тельных отношений с другими людьми.

В-пятых, единство общения и обособления личности при ведущей роли общения как в процессе ее формирования, так и в общественной жизни.

При рассмотрении четвертого вопроса следует подчеркнуть, что главный итог антропогенеза состоит в обосновании эволюционного усложнения человекоподобных существ и приобретения ими физических и психических качеств, которые стали присущи только че­ловеку. Благодаря им, человек возвысился над другими живыми организма­ми, оказался более развитым. Головной мозг человека приобрел сознание. Законы социально-исторического развития для человека стали главными в соотношении с законами биологической эволюции. Но это не означает, что биологические факторы полностью утратили свое значение - человек оста­ется живым природным существом. Общие законы существования и функ­ционирования неживой и живой материи присущи каждому индивиду.

Поэтому под природой человека понимается совокупность устойчивых свойств, характеризующих его как часть природы и существо разумное, на­деленное сознанием. Она включает как положительные, так и негативные свойства. Еще в античности мыслители считали, что человеческое тело пред­ставляет вершину природного совершенства, но человек также неразумен и грешен, несовершенен. Свойства человека как части природы выражаются в суждении: он есть микрокосм, малый космос.

Одной из сторон человеческого существования, где проявляется дейст­вие биологических закономерностей, является продолжительность жизни индивида. Природа ставит неизбежный предел существованию всякого жи­вого организма и программирует продолжительность его жизни. Подчинена этому закону конечности индивидуального бытия и жизнь человека. Про­должительность жизни человека зависит от конкретных природных и соци­альных условий. Она может служить обобщенным показателем, характери­зующим уровень природности и цивилизованности человека, его меру интеграции в природные и социальные процессы.

В понимании природы и сущности человека одно из центральных мест занимает проблема соотношения биологического и социального, материаль­ного и духовного. В зависимости от ее решения можно выделить две основ­ные тенденции - биологизаторскую, в которой абсолютизируется значение природных, врожденных качеств человека, его близость к животному миру; и социологизаторскую, согласно которой все человеческие качества опреде­ляются обществом, социальной средой, окружающей человека. Эта пробле­ма остается актуальной, и обсуждение ее различных аспектов стимулирует процесс самопознания человека, помогает решению многих теоретических и практических задач.

Более верным подходом в объяснении сущности человека и личности яв­ляется обоснование единства природных и социальных признаков. При ут­рате одной из этих сторон человек как человек и человек как личность утра­чивает свою определенность.

Биологические и социальные факторы находятся в неразрывной связи и не существуют изолированно. Биологическая природа человека составляет необходимую физическую базу и предпосылки формирования социальных качеств. Предпосылки же проявляются под воздействием социальных фак­торов. Сознание, духовный мир, способность к труду возникают у человека не из собственно его физической природы. В животном мире существуют и физически более мощные существа.

Человек приобрел способность к труду и речи в результате деятельного включения в мир общения и совместной жизнедеятельности людей. Соци­альность человека проявлялась в детерминированности его жизни и мышле­ния социальной средой; в целенаправленной, целесообразной, активно-творческой и планируемой деятельности в различных сферах общественной жизни; усвоении определенной совокупности социальных ценностей, опре­деляющих меру и характер социальности человека.

Для научного понимания человека фундаментальное значение имеет во­прос об источниках его активности, о силах, побуждающих к деятельности, в которой совершается процесс его самореализации, постоянного становле­ния и развития. Определить эти источники - значит более глубоко понять сущность человека.

При рассмотрении пятого вопроса следует обратить внимание на то, что в философии существует много подходов к определению свободы. Она отождествляется с осознанной необходимостью, многие мыслители считают свободу результатом преодоления трагизма человеческого существования. Свобода определяется также как власть человека над самим собой.

Следует также иметь в виду, что свобода и необходимость, а также свобода и ответственность не явля­ются антиподами. Их взаимосвязь предполагает признание возможности су­ществования свободы без отказа от необходимости и ответственности. Со­циальная природа и сущность свободы наиболее четко выявляются в сопоставлении с ответственностью. Ответственность не является отрицани­ем свободы, а есть ее естественное дополнение и условие реализации.

Ответственность - это философская категория, отражающая объектив­ный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личнос­тью и коллективом, между другими субъектами общества с точки зрения со­знательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность отражает и выражает нравственную в основном необходи­мость субъекта давать самому себе отчет, а также другим людям, за свои дей­ствия и поступки, за их результаты и последствия. Ответственность в соот­ношении со свободой делает возможным справедливость и социальное равенство, исключает анархию и произвол.

Свобода и ответственность - две стороны одного целого: сознатель­ной человеческой активности. Свобода есть возможность вариативного осу­ществления целеполагающей деятельности, способность самостоятельно действовать со знанием дела ради избранной цели. Она реализуется тем пол­нее, чем лучше знание объективных условий,, чем больше избранная цель и средства ее достижения соответствуют объективным условиям, закономер­ным тенденциям прогрессивного развития общества. Ответственность обус­ловлена объективными требованиями действовать так и только так, мерой их осознания и субъективно поставленной целью, выбором способа и средств действия, необходимостью активно контролируемой и управляемой деятельности по достижению цели. Свобода порождает ответственность, от­ветственность «сопровождает» свободу.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике?

2. В чем заключается специфика философского подхода к проблеме человека?

3. Охарактеризуйте отличие классической антропологии от неклассической.

4. Охарактеризуйте соотношение биологического и социального в человеке.

5. В чем заключается специфика интерпретации смерти в различных культурах?

6. В чем заключается различие в значении таких понятий как «индивид», «личность», «индивидуальность?

7. Охарактеризуйте основные подходы к пониманию свободы человека.

 

Литература

Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994.

Вишев И.В. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в истории русской философской мысли. М., 2005.

Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. М., 2000.

Губин.В., Некрасова Е. Философская антропология. М., 2000.

Гуревич П.С. Философия человека. М., 1999.

Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 1997.

Мир философии – мир человека / под ред. Солонина Ю.Н. М., 2007.

Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М., 1995.

Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.

Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.