КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рекомендации к изучению темы. Тема 14. Философское понимание человека
Тема 14. Философское понимание человека
План 1. Философская антропология как систематизированная теория человека. 2. Философская концепция личности. 3. Взаимосвязь личности и общества. 4. Проблема антропосоциогенеза. 5. Свобода и ответственность личности.
Ключевые понятия: Антропология, антропоцентризм, антропосоциогенез, волюнтаризм, духовные ценности, индивид, индивидуальность, личность, моральные ценности, общечеловеческие ценности, ответственность, природа человека, свобода, смерть и бессмертие, смысл жизни, социализация личности Темы рефератов, докладов и контрольных работ · Специфика философского подхода к проблеме человека. · Отличие классической антропологии от неклассической в понимании сущности человека. · Проблема телесности в современной философии. · Человек в информационно - техническом мире. · Образы смерти в истории культуры. · Свобода как творческая ориентация человека в мире. · Ценности человеческого бытия: история и современность. · Проблема телесности в современной философии. · Проблема пола в современной философии.
При рассмотрении первого вопроса надо иметь в виду, что целью философского исследования человека является создание основного содержания всеобщей концепции человека. Философская антропология выступает теоретической и методологической основой конкретных наук, изучающих человека. Главная особенность философского знания о человеке и его основное назначение - обеспечить теорию и практику необходимыми знаниями, наиболее обобщенным видением человека. Философское знание о человеке отличается и тем, что в нем соединяется вечное, вневременное и исторически конечное, актуальное. Это обусловлено тем, что ядром философского знания о человеке являются вечные проблемы человеческого бытия. Современная философская антропология решает следующие проблемы: - выясняет связи данной концепции человека с социологической, соци - исследует соотношение между материальной организацией космоса - изучает место человека в мире, смысл его жизни, соотношение смерти - объясняет происхождение человека и общества на Земле в процессе --анализирует деятельностную сущность человека, его свободу и ответственность, идеалы и ценности; - обобщает данные частных наук о современной эволюции человека, его - аргументирует гуманистический характер человека и общественного Таким образом, философская антропология описывает природу и сущность человека, его другие характеристики в понятиях всеобщего и общесоциологического, в единстве существования человека как природного и социального существа, как уникальной формы бытия. При обсуждении второго вопроса надо иметь в виду, что понятия «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность» лежат в основе философской концепции личности. Она включает в себя: определение личности; соотношение в ней природного и социального, физического и психического, материального и идеального (духовного); изучение возникновения человека и общества; анализ содержания и структуры личности, ее человеческих качеств; диалектику личности и общества, природы и личности; исследование конструктивного и деструктивного в личности, гуманного и агрессивного; типологию личности; объяснение социального статуса личности, ее смысла жизни; соотношение смерти и бессмертия и другие элементы. Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений, субъект и объект познания, преобразователь и себя, и мира, со- вокупность прав и обязанностей, этических, эстетических и иных социальных норм. Вместе с тем, личностные качества человека являются производными от его социального образа жизни и условий жизни в природе. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек. В концептуальном анализе личности можно выделить четыре основных подхода: сущностной, содержательный, структурный и типологический, каждый из которых может более детально рассматриваться в социологическом, психологическом, правовом, нравственном, политическом и других аспектах. Сущностной подход выражает процесс социализации личности в единстве с физическим и психическим ее развитием. В обществе личность есть совокупность общественных отношений. В природе личность есть человек, физический организм, носитель признаков неживой и живой природы. Личность формируется в процессе деятельности и общения. Иначе говоря, ее формирование есть процесс социализации индивида. Этот процесс сопровождается как типизацией личности, так и формированием внутреннего уникального ее облика. Самопознание, самооценка и саморегуляция в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимый по богатству и разнообразию тончайших оттенков «узор» личности, присущая только ей специфика. Социальность личности есть степень вовлеченности человека в общественную жизнь через единство общения и обособления, трудовой и общественно-политической деятельности для себя и других. Она закрепляется в совокупности социальных качеств личности: экономических, политических, правовых, нравственных, духовных и др. Социальность личности проявляется как воспроизводство самого человека, а также общества. Но если сущность личности есть типовая персонификация общественных отношений, то конкретная личность может выразить свою общественную сущность в форме индивидуальности. Индивидуальность раскрывает своеобразие сочетания свойств, способностей и возможностей личности, способ ее бытия как субъекта самостоятельной жизнедеятельности. В качестве индивидуальности личность создает свой собственный образ, является «автором» своих поступков. Индивидуальное «Я» составляет центр личности, ее ядро. Следовательно, если личность индивидуальна, то индивидуальность — это ее специфика. В содержательном плане личность предстает как совокупность всех ее сторон и свойств, единство компонентов физического состояния и развитости духовного мира, как проявление индивидуально-личностных функций и социальных ролей, специфически неповторимых материально-биологических, психических и социальных черт, проявляющихся в связях и отношениях между личностью и обществом, между культурой личности и культурой общества. При анализе третьего вопроса следует обратить внимание на то, что соотношение общества и личности выражается в их дихотомичности, а также в относительной самостоятельности. Это соотношение представляет как целое и часть. Личность и общество имеют различия. Личность есть единство физического живого организма и сознания. Общество - совокупность индивидов, связанных между собой целями, задачами жизнедеятельности, интересами, способом организации жизни и т. д. Личность имеет носитель сознания - мозг. Общество не обладает материальным носителем сознания. Общественное сознание функционирует на основе общения и деятельности индивидов и их духовности. Личность есть единстю физических и социальных качеств, физической и духовной культуры. Общество является носителем социальных качеств, а также материальной и духовной культуры, культуры различных субъектов. Личность имеет свой внутренний мир, закрытый для других людей и достаточно локальный. Духовность общества есть выражение прежде всего типического в духовном мире его членов. Она, как правило, имеет открытый характер. Личность функционирует и развивается по своим законам. Прогресс и регресс общества выражают другие законы. Личность как человек физически конечна, ей характерен цикл жизни. Общество будет существовать на планете до тех пор, пока будут сохранены природные и социальные условия нормального его функционирования и развития. Эти и другие различия характеризуют относительную самостоятельность личности и общества. К закономерностям взаимодействия личности и общества можно отнести: Во-первых, определяющее воздействие социальной среды на формирование личности, опосредованное внутренним психическим миром человека. Во-вторых, активное обратное влияние личности на социальную среду, общественные отношения, опосредованное функциональной структурой личности. В-третьих, становление и развитие общественных отношений происходит в процессе и на основе человеческой деятельности. В-четвертых, зависимость формирования сознания и творческой активности личности от характера жизнедеятельности, от богатства ее действительных отношений с другими людьми. В-пятых, единство общения и обособления личности при ведущей роли общения как в процессе ее формирования, так и в общественной жизни. При рассмотрении четвертого вопроса следует подчеркнуть, что главный итог антропогенеза состоит в обосновании эволюционного усложнения человекоподобных существ и приобретения ими физических и психических качеств, которые стали присущи только человеку. Благодаря им, человек возвысился над другими живыми организмами, оказался более развитым. Головной мозг человека приобрел сознание. Законы социально-исторического развития для человека стали главными в соотношении с законами биологической эволюции. Но это не означает, что биологические факторы полностью утратили свое значение - человек остается живым природным существом. Общие законы существования и функционирования неживой и живой материи присущи каждому индивиду. Поэтому под природой человека понимается совокупность устойчивых свойств, характеризующих его как часть природы и существо разумное, наделенное сознанием. Она включает как положительные, так и негативные свойства. Еще в античности мыслители считали, что человеческое тело представляет вершину природного совершенства, но человек также неразумен и грешен, несовершенен. Свойства человека как части природы выражаются в суждении: он есть микрокосм, малый космос. Одной из сторон человеческого существования, где проявляется действие биологических закономерностей, является продолжительность жизни индивида. Природа ставит неизбежный предел существованию всякого живого организма и программирует продолжительность его жизни. Подчинена этому закону конечности индивидуального бытия и жизнь человека. Продолжительность жизни человека зависит от конкретных природных и социальных условий. Она может служить обобщенным показателем, характеризующим уровень природности и цивилизованности человека, его меру интеграции в природные и социальные процессы. В понимании природы и сущности человека одно из центральных мест занимает проблема соотношения биологического и социального, материального и духовного. В зависимости от ее решения можно выделить две основные тенденции - биологизаторскую, в которой абсолютизируется значение природных, врожденных качеств человека, его близость к животному миру; и социологизаторскую, согласно которой все человеческие качества определяются обществом, социальной средой, окружающей человека. Эта проблема остается актуальной, и обсуждение ее различных аспектов стимулирует процесс самопознания человека, помогает решению многих теоретических и практических задач. Более верным подходом в объяснении сущности человека и личности является обоснование единства природных и социальных признаков. При утрате одной из этих сторон человек как человек и человек как личность утрачивает свою определенность. Биологические и социальные факторы находятся в неразрывной связи и не существуют изолированно. Биологическая природа человека составляет необходимую физическую базу и предпосылки формирования социальных качеств. Предпосылки же проявляются под воздействием социальных факторов. Сознание, духовный мир, способность к труду возникают у человека не из собственно его физической природы. В животном мире существуют и физически более мощные существа. Человек приобрел способность к труду и речи в результате деятельного включения в мир общения и совместной жизнедеятельности людей. Социальность человека проявлялась в детерминированности его жизни и мышления социальной средой; в целенаправленной, целесообразной, активно-творческой и планируемой деятельности в различных сферах общественной жизни; усвоении определенной совокупности социальных ценностей, определяющих меру и характер социальности человека. Для научного понимания человека фундаментальное значение имеет вопрос об источниках его активности, о силах, побуждающих к деятельности, в которой совершается процесс его самореализации, постоянного становления и развития. Определить эти источники - значит более глубоко понять сущность человека. При рассмотрении пятого вопроса следует обратить внимание на то, что в философии существует много подходов к определению свободы. Она отождествляется с осознанной необходимостью, многие мыслители считают свободу результатом преодоления трагизма человеческого существования. Свобода определяется также как власть человека над самим собой. Следует также иметь в виду, что свобода и необходимость, а также свобода и ответственность не являются антиподами. Их взаимосвязь предполагает признание возможности существования свободы без отказа от необходимости и ответственности. Социальная природа и сущность свободы наиболее четко выявляются в сопоставлении с ответственностью. Ответственность не является отрицанием свободы, а есть ее естественное дополнение и условие реализации. Ответственность - это философская категория, отражающая объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью и коллективом, между другими субъектами общества с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность отражает и выражает нравственную в основном необходимость субъекта давать самому себе отчет, а также другим людям, за свои действия и поступки, за их результаты и последствия. Ответственность в соотношении со свободой делает возможным справедливость и социальное равенство, исключает анархию и произвол. Свобода и ответственность - две стороны одного целого: сознательной человеческой активности. Свобода есть возможность вариативного осуществления целеполагающей деятельности, способность самостоятельно действовать со знанием дела ради избранной цели. Она реализуется тем полнее, чем лучше знание объективных условий,, чем больше избранная цель и средства ее достижения соответствуют объективным условиям, закономерным тенденциям прогрессивного развития общества. Ответственность обусловлена объективными требованиями действовать так и только так, мерой их осознания и субъективно поставленной целью, выбором способа и средств действия, необходимостью активно контролируемой и управляемой деятельности по достижению цели. Свобода порождает ответственность, ответственность «сопровождает» свободу.
Вопросы для самоконтроля 1. Каковы причины нарастания интереса к антропологической проблематике? 2. В чем заключается специфика философского подхода к проблеме человека? 3. Охарактеризуйте отличие классической антропологии от неклассической. 4. Охарактеризуйте соотношение биологического и социального в человеке. 5. В чем заключается специфика интерпретации смерти в различных культурах? 6. В чем заключается различие в значении таких понятий как «индивид», «личность», «индивидуальность? 7. Охарактеризуйте основные подходы к пониманию свободы человека.
Литература Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994. Вишев И.В. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в истории русской философской мысли. М., 2005. Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. М., 2000. Губин.В., Некрасова Е. Философская антропология. М., 2000. Гуревич П.С. Философия человека. М., 1999. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 1997. Мир философии – мир человека / под ред. Солонина Ю.Н. М., 2007. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М., 1995. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |