Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки к разработке концепции ключевых компетенций и компетентностного подхода в образовании в Европе и России




 

Кризис в образовании, охвативший в конце прошлого века практически все страны мира, поставил мировое сообщество перед необходимостью осознать, что существовавшая на протяжении более трёхсот лет парадигма оценки результата образования, основанная на критериях качества знания, требует замены. В поиски новых оснований оценки этого результата включилась и вся объединённая Европа. Совместные поиски привели к обоснованию подхода к образованию, получившего название компетентностного.

В 1996 году в Докладе ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор сформулировал основные требования к компетентности молодых европейцев: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить. Так, согласно Жаку Делору, одна из них гласит – «научиться делать, с тем, чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая даёт возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе»[13; электронный ресурс].

В том же году Совет Европы одобрил принятую международным симпозиумом «Концепцию ключевых компетенций». На её основе каждая страна приняла свои нормативные документы, ориентирующие национальные системы образования на введение концепции ключевых компетенций в Государственные стандарты всех уровней образования к 2010 году.

Что же такое компетентностный подход? Чем он определяется?

«Подход» - это определенная позиция, точка зрения, обусловливающая исследование, проектирование, организацию процесса образования и оценку его результатов.

Компетентностный подход требует от образовательного процесса переориентации на междисциплинарность, а от образовательной среды - полипрофессиональности.

Среди основных причин перехода к трактовке результата образования в терминах компетентностного подхода И.А.Зимняя называет три:

1) обусловленность общеевропейской и мировой тенденцией интеграции, глобализации мировой экономики и, в частности, неуклонно нарастающими процессами гармонизации «архитектуры европейской системы высшего образования», что связывается с Болонским процессом, который…предполагает и определенную терминологическую унификацию. Это относится и к таким терминам, как компетенция и компетентность;

2) смена образовательной парадигмы, в соответствии с которой происходит смещение акцента с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений;

3) директивные предписания: и Совет Европы (Совет Культурной Кооперации), и российская «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» предписывают внедрение компетентностного подхода[6; электронный ресурс].

Дополним перечень причин перехода к компетентностному подходу в оценке качества образовательного «продукта» еще одной позицией. Это перемены в социальной сфере, которые обусловили вполне закономерное обращение к феномену человека, рассмотрению его как деятельного существа, полноценного субъекта - автора, хозяина и распорядителя собственной жизнедеятельности.

В возникшем в конце ХХ века новом научном направлении – социально-философской антропологии – человек расматривается как многомерный, многокачественный феномен, как цель, ориентир развития и функционирования общества; как «конкретно-единичный индивид со своим собственным духовным миром, со своим импульсом свободы, творчества, со своими интересами, страстями, со своей ментальностью»[3; c. 232]. В.С.Барулин отмечает важнейшую особенность человека – его способность в процессе своей жизнедеятельности аккумулировать энергию общественного на него воздействия. Эта энергия, в свою очередь, «выступает своего рода катализатором индивидуального потенциала его активности; общественная энергия, дойдя до человека, преобразуется им в собственную жизненную энергию… Происходит как бы второе рождение активности общества, но уже в качестве иммаментной, личностно-человеческой активности, своего рода самоактивности человека [3; с.73].

Социально-философская антропология обращает особое внимание на тот факт, что постижение абсолютной высоты человека является одним из самых фундаментальных достижений человеческой цивилизации. Этот факт не мог не отразиться в подходах психологии и педагогики к процессам, обеспечивающим развитие человека. Так, рассматривая стратегии личностно-ориентированного образовательного процесса, В.Я.Ляудис обращает внимание на решительное выдвижение на первый план социальной природы всякого учения и развития личности, с чем связана ориентация не на индивидуальные, а на групповые формы учения, совместную деятельность, на многообразие форм взаимодействия, межличностных отношений и общения, на естественное выращивание индивидуальности из «коллективного субъекта», богатого радостью повседневного сотрудничества и сотворчества.

Компетентностный подход определяется идеей оценки результата образования по степени готовности человека к самостоятельному решению многообразных проблем своей практической деятельности; принципом самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающегося; центрируется на основных для него категориях: компетенция и компетентность.

Формирование компетентности специалиста высшей квалификации требует не только нового содержания (предметного), но и иных педагогических технологий. Подобные требования одни авторы называют базовыми навыками (В.И.Байденко), другие – надпрофессиональными, базисными квалификациями (А.М.Новиков), третьи – ключевыми компетенциями.

И.А.Зимняя считает интегрированным результатом образования социально-профессиональную компетентность - целостное личностное качество человека, которое основывается на определенном уровне развития его интеллектуальных, и прежде всего мыслительных, действий и общебиологическом свойстве опережения и вероятностного прогнозирования действительности; на целеполагании и соотнесении цели как образа результата с ее реализацией. Эти процессы (умственные действия) она рассматривает как исходную, базовую предпосылку формирования социально-профессиональной компетентности. Это первый уровень всей модели. Второй составляющей, также являющейся исходной, базовой для формирования социально-профессиональной компетентности, является совокупность необходимых для реализации профессиональной деятельности личностных качеств, таких как целеустремленность, организованность (внутренняя упорядоченность) и ответственность. На этой основе интеллектуального и личностного развития формируются социальные и профессиональные компетентности. А все вместе представляют собой целостное личностное образование - социально-профессиональную компетентность [6; электронный ресурс].

Другие исследователи (К.А.Абульханова, А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова В.Н.Максимова и др.) исходят из характерного для акмеологии субъектного подхода и субъектности самосознания. «Речь идёт о таком жизненно-практическом и осознанном состоянии личности, когда она способна определить зависящее от неё пространство жизни и деятельности, способна соразмерить свои усилия с масштабами этого пространства (естественно, разного для разных людей), способна представлять себе смысл, цену и результаты своих усилий»[1; с.195]. Перечислим их основные идеи.

Они вычленяют в компетентности особые группы компетенций, позволяющие человеку «работать со своим личным пространством» [Г.Н.Прозументова]; использовать собственные ресурсы для самосовершенствования и успешного жизнетворчества, опираясь на самосознание как динамическую систему представлений человека о себе, осознание им своих физических, интелектуальных и других качеств, самооценку этих качеств, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов; как осознание себя в каждом из трех пространств жизнедеятельности: в системе своей деятельности, в системе общения и в системе собственной личности; эти компетенции следует отнести «к пространству системы собственной личности» [Митина Л.М]. А.К.Маркова определяет «личностную компетентность как владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности» [10; с.34]. Н.В.Кузьмина вводит понятие «аутопсихологическая компетентность», которая «состоит в осведомленности педагога о способах профессионального самосовершенствования, а также о сильных и слабых сторонах своей личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда» [9; с.149 с.]. Обратим внимание, что в работах сторонников того и другого направления общим является ориентация на результат, описанный в категориях компетенций, но акценты в результате расставлены по-разному: в первом случае результат образования – компетентность человека, во втором – компетентный человек.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.