Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятийно-терминологический аппарат технологического образовательного процесса




Лекция №5 на тему: «Инновационные педагогические технологии в проектировании и организации образовательного процесса

Компетентностный подход, закладываемый в требования новых образовательных стандартов не только вузовского, но и школьного образования, требует от преподавателей освоения новых технологий организации образовательного процесса, обеспечивающих удовлетворение новых требований к его результатам. Требуетсясоздание специ­альных дидактических средств, поддерживающих и стимулирующих мно­гообразную информационную деятельность студента на всех уровнях её осуществления - от элементарной компьютерной грамотности до твор­чества в создании собственных образовательных проектов. Особое внимание надо обратить на освоение преподавателем «соучастной установки» (Ю.В.Сенько), диалоговых технологий взаимодействия со студентами, обеспечивающими как становление их готовности принимать активное участие в коллективной и групповой коммуникации, так и сотворчество преподавателя и студента. Как замечает Ю.В.Сенько, «готовность преподавателя встать на позицию студента, в позицию студента или в оппозицию к нему – принципиальное условие сотворчества… Через понимание студента преподаватель включает себя в его культуру как соавтор. В обучении учатся оба, созидая себя и друг друга»[6; с.154, 157]. В совместной дея­тельности в информационной образовательной среде не усваивается знание, а оно «проживается и строится в процессе постижения и обретения для себя каждым студентом его смысла»[6; с.156]. Сотворчество преподавателя и студентов - один из важных критериев качества образовательного процесса вуза, обеспечивающего подготовку специалистов достаточного уровня компетентности. Становление его происходит параллельно с использованием инновационных методов в образовательном процессе.

Педагогический процесс начал «технологизироваться» задолго до того, как большинство педагогов, ученых и практиков осознали объективность протекающих процессов.

До середины 1950-х гг. попытки технологизации образовательного процесса были в основном сосредоточены на использовании различных технических средств обучения – кино, «обучающие машины» (предшественники современных компьютеров), радио и других.

В 1960-е гг. вводится термин «педагогическая технология». Первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором строили последующие этажи педагогической технологии, стало программированное обучение. В 1970–1980-е гг. педагогические технологии охватили практически все страны, получив признание ЮНЕСКО.

Технологизация образовательного процесса была вызвана изменениями в развитии общества – переходом от индустриальной к постиндустриальной цивилизации и сменой образовательной парадигмы.

В основе любой педагогической технологии лежит системный подход, который позволил решать дидактические проблемы, отвечающие заданным целям, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению. Педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного подхода.

Одно из наиболее употребительных сегодня определений понятия «педагогическая технология» дал М.В.Кларин: «Педагогическая технология – направление в педагогике, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов»[4; с.7]. М.В. Кларин обращает внимание на то, что ключевым звеном любой технологии обучения является детальное определение конечного результата и контроль точности его достижения и выделяет её главную особенность, не свойственную традиционному обучению, - коррекцию учебного процесса, оперативную обратная связь, которая пронизывает весь учебный процесс и обеспечивает достижение поставленных целей [4; с 13-14]. Он подчёркивает, что педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

В.П.Беспалько показывает, что педагогическая технология строится на основе принципа целостности, предполагает обязательное предварительное проектирование учебно-воспитательного процесса в целом и предлагает определённую структуру и содержание учебно-познавательной деятельности самих учащихся; центральное звено педагогической технологии - диагностическое целеобразование и объективный контроль качества образовательного процесса, включающий качество знания (в широком смысле слова) и развития личности учащегося в целом.

Активные исследования процессов внедрения в образовательный процесс разнообразных технологий связаны с развитием инновационного обучения. В 1978 году в Докладе ЮНЕСКО так определено понятие «инновационное обучение»:

«Инновационное обучение - это возникшее как альтернатива традиционному обучение, ориентированное на обеспечение личности её готовности к быстро наступающим переменам в обществе, готовности к неопределённому будущему за счёт развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми…» (из Доклада Римскому клубу, 1978 год).

Обратим внимание на то, что если речь идёт о необходимости развивать способности, то, следовательно – надо говорить и о формах деятельности, в которые необходимо включить обучаемых, чтобы обеспечить такое развитие, поскольку способности проявляют себя и формируются в соответствующей деятельности. А, поскольку речь идёт обо всех обучаемых, то встаёт вопрос о технологии такого процесса.

Что же такое технология?

Технология способ системной организации деятельности в различных областях науки, культуры, окружающего мира, мышления, основанный на стандартах, использовании специального материально-технического инструментария и рефлексии процесса и результатов деятельности; это целенаправленная деятельность, предполагающая ряд этапов, на каждом из которых решается определенная задача с использованием ряда точно обозначенных приемов, когда для каждого этапа предполагается определенный результат, который может быть быстро выявлен.

Образовательная технология - это система и последовательность конструирования и осуществления педагогического процесса, который должен гарантировать достижение поставленных целей; это воспроизводимый способ организации учебного процесса с чёткой ориентацией на определённую цель.

Выделим наиболее существенные признаки образовательной технологии.

Ø Целостность; целое может быть представлено как образовательный процесс по целой учебной дисциплине, или по её отдельному курсу, или особому, «встроенному» в курс модулю определённой направленности (например, мини-практикум, тренинг);

Ø Диагностичное целеобразование. «Под диагностичностью понимают воспроизводимое измерение и оценку определённого качества или свойства» [1; с.32.].Для получения диагностичного описания цели и точного определения степени её достижения (оценки) необходимо оцениваемый признак, характеризующий качество подготовки специалиста, изучить настолько, чтобы по отношению к нему были возможны следующие процедуры:

- описание свойств и отличительных черт данного признака, позволяющие однозначно выделить его из множества ему подобных признаков (операция ОП). Например, описать признаки, характеризующие глубину, научный уровень, основательность(прочность) усвоения знаний;

- создание надёжного инструмента, позволяющего выявлять выделенный признак в любой его форме и при любой интенсивности его проявления (операция В). Например, каким «инструментом» проверять факт усвоения (тестовый бланк и др.);

- измерение интенсивности проявления признака в диагностируемом объекте (операция Из). Например, как измерить степень усвоения знания: лучше – хуже (технология полного усвоения знания, например);

- разработка шкалы оценок качества определяемого признака в диагностируемом объекте (операция Оц). Какую шкалу, почему и как использовать? За что ставить двойку или пятёрку? Какая шкала наиболее правомерна?

Если обозначить процедуру определения цели буквой Д, то всё сказанное может быть записано в виде следующей символической формулы диагностичности, определяющей точно заданную цель:

Д= ОП + В + Из + Оц.

Ø Результативность: каждая технология ориентирована на разное представление результата, но заранее, до начала образовательного процесса определяет для себя и студентов, каким будет этот результат, какие требования будут предъявлены к качеству этого результата.

Ø Экономичность: речь идётоб экономичности использования уже разработанной технологии, а не о затратах на её разработку.

Ø Алгоритмизируемость: технология позволяет точно следовать от одного этапа к другому, ориентируясь не только на заданный конечный, но и промежуточные результаты каждого этапа прохождения образовательного маршрута.

Ø Управляемость как со стороны преподавателя, так и самого студента.

Ø Возможность коррекции и визуализации [1; c.32-36].

Таким образом, можно вычленить логику образовательного процесса в соответствии с технологическим подходом:

· постановка целей и их максимальное уточнение;

· строгая ориентация всего процесса на цели;

· ориентация целей, а с ними и всего хода обучения, на гарантированное достижение результатов;

· оценка текущих (промежуточных) результатов;

· коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;

· заключительная оценка результата.

Чем определяется выбор той или иной технологии при организации образовательного процесса?

Во-первых, выбором подхода к образовательному процессу (информационный, деятельностный, личностный, личностно-деятельностный, компетентностный) и критериев оценки его результатов. Логика избранного подхода чётко расставляет акценты: что должно быть в центре внимания и что «смещается на периферию». Выбор информационного подхода акцентирует внимание на движении информационных потоков в образовательном процессе, приёме, передаче, переработке, освоении информации, формировании упорядоченной системы знаний тех, кто учится. Выбор личностно-деятельностного подхода смещает акцент на становление свойств, качеств, способностей личности через включение обучающихся в разнообразные виды деятельности.

Во-вторых, выбор технологии определяется характером содержания образовательной дисциплины в целом (естественнонаучное, гуманитарное) и разных её разделов, в частности.

В-третьих, имеет значение и место конкретного учебного курса в составе образовательной дисциплины (пропедевтический, вводный курс; базовый; спецкурс по профилю образовательной программы; факультативный).

Наконец, выбор той или иной технологии зависит от ресурсного обеспечения образовательного процесса в вузе и профессиональной компетентности преподавателя.

Новые ФГОС ВПО требуют от преподавателя освоения инновационных педагогических технологий, поскольку целевые установки стандарта вводят в содержание образовательного процесса, кроме информации учебной дисциплины, содержание совместной деятельности (сопряжённых действий) преподавателя и студентов над этой информацией, которая не только станет знанием студента, но и средством изменения им самого себя, обретения новообразования личности – компетентности в данной сфере деятельности. Поэтому возникает необходимость выбирать такую архитектуру образовательного процесса (технологию), которая обеспечит интегрированный результат – приобретение социально-профессионально-личностной компетентности специалиста с высшим образованием определённого профиля.

Как и любые объекты, образовательные технологии могут быть классифицированы по разным основаниям. Выберем одну из классификаций в соответствии с дидактическими целями, на реализацию которых она направлена.

Технологии проектирования и конструирования содержания образовательного процесса ( в том числе с использованием Интернет-технологий, мультимедиа ресурсов и современных носителей информации);

Технологии поиска, получениях, сохранения, обработки и презентации информации ( в том числе информационно-компьютерные );

Технологии взаимодействия и сотрудничества преподавателя и студентов в образовательном процессе (в том числе компьютерно-опосредованной коммуникации);

Технологии контроля и оценки (самооценки) качества образования.

Образовательный процесс начинается с его проектирования.

Проектирование – это интеллектуальная деятельность, постоянныйпроцесс выбора и принятия решений, это «работа с будущим». Проектирование отвечает на вопрос: что должно быть. Поэтому в педагогической деятельности проектирование выступает в качестве её значимого компонента, предваряющего исполнительские, «собственно педагогические» действия. Результатом проектирования становится чётко сформулированная цель, развёрнутая в систему стратегических задач преподавателя и студентов. «Продукт» проектирования предполагает внедрение в практику. Поэтому следующий шаг – конструирование – позволит «привязать» проект к условиям его реализации и сделать выбор оптимальных в этих условиях частных образовательных технологий. Чтобы освоить в целом этот вид деятельности, как т е х н о л о г и ю, надо построить его в соответствии с требованиями технологичного образовательного процесса. Среди технологий проектирования педагогического процесса можно выделить следующие.

Ø Модульная и блочно-модульная технологии;

Ø Технология проектно-исследовательской деятельности;

Ø Технология полного усвоения знаний;

Ø Технологии обучения исследованию, технология рационализации и изобретательства (ТРИЗ);

Ø Технология стратегирования в обучении;

Ø Технология организационно-деятельностных игр;

Ø ТОГИС (технологии обучения в глобальных информационных сетях ).

Курс, спроектированный в логике модульной технологии, представляют в виде самостоятельных (автономных) укрупнённых блоков систематизированной информации, выстроенных в соответствии с учебной программой. Достоинством этой технологии является наличие в структуре каждого модуля деятельностной составляющей и дидактических материалов в адрес слушателей, обеспечивающих индивидуальную работу по его освоению.

Поэтому обучение на основе модулей приводит к нескольким положительным эффектам.

Во-первых, студент, вооруженный дидактическими материалами и инструкциями, приобретает большую самостоятельность в освоении учебного предмета.

Во-вторых, функция преподавателя с лекционной смещается на консультационную, а у студента уменьшается доля пассивного восприятия материала и появляется возможность его активного изучения и последующего обсуждения с преподавателем.

В-третьих, появляются точки промежуточного контроля освоения материала, совпадающие с окончанием каждого модуля. Этот контроль важен как для студента, так и для преподавателя.

В-четвертых, происходит более легкое освоение всего предмета путем пошагового изучения завершенных по содержанию модулей.

В-пятых, модульная технология обучения предусматривает управление учебным процессом в соответствии с выдвигаемыми требованиями по специализации к выпускнику, что позволяет уменьшить, а иногда и исключить адаптацию молодого специалиста к конкретному виду деятельности.

Технология полного усвоения знаний исходит из того, что главным результатом образования являются знания, которые различаются полнотой, прочностью, глубиной, оперативностью, гибкостью, конкретностью, обобщённостью, системностью и систематичностью. Оценить результат – значит, в соответствии с этими критериями измерить качество знаний студента или уровень усвоения. Каждый уровень определяется системой учебных задач, которые самостоятельно решает обучаемый.

Преподаватель, реализующий технологию полного усвоения знаний, исходит из того, что все обучающиеся способны на заданном уровне усвоить необходимый учебный материал, если дать им такую возможность. Поэтому он должен определить:

ü в чём состоит полное усвоение материала;

ü какие результаты должны быть достигнуты всеми;

ü какой результат будет представлен обучающимся в качестве эталона;

ü какими способами будет проверен результат;

ü как будут ориентированы обучаемые на его достижение.

Измерить полноту и качество усвоения знаний, выстроить процедуру чёткого и детального определения целей в технологии полного усвоения знаний возможно при условии, что выстроена по данному курсу или учебной дисциплине целостная система (таксономия) учебных задач, решение которых студентом и будет свидетельствовать о полноте усвоения им курса. Например, В.Я.Ляудис в преподавании курса психологии опирается на таксономию учебных задач, выстроенную Д. Толлингеровой, которая используется ею как оценочная шкала. Задачи разделены на пять классификационных групп согласно их когнитивным характеристикам. Первую группу составляют задачи, требующие восприятия и вос­произведения знаний, вторую - простых мыслительных действий (опи­сание и систематизация фактов), третью - задачи на мыслительные операции (аргументация, объяснение), четвертую - задачи, предпола­гающие порождение определенных речевых высказываний для выраже­ния продуктивного мыслительного акта (реферат, сочинение, ориги­нальный научный текст), пятую - задачи на продуктивное и творческое мышление (решение проблем). Внутри каждой группы выделены под­группы задач, которые нумеруются и образуют тем самым образовательное пространство, топологическую характеристику полного набора задач. В.А.Ляудис показывает, какую методическую работу должен произвести преподаватель,

чтобы воссоздать технологию полного усвоения знаний студентов по своему курсу[5; с.23-35].

Стратегирование технология создания целостной программы образовательного процесса, включающей ориентировочную основу и состав действий будущей профессиональной деятельности. Программа включает формулировки систем стратегических и тактическихзадач иориентирована на формирование готовности студентов к проявлению их компетенций в условиях профессиональной деятельности, обеспечивающей всю полноту состава действий, необходимых для достижения поставленных целей, а также согласованность связей между ними. Созданная программа включает способы проверки, позволяющие определить итоговый и промежуточные результаты её реализации.

Среди инновационных информационных технологий (технологий работы с информационными источниками) широко используются кейс-технология (технология ситуационного анализа) и технология развития критического мышления. Особую группу составляют информационно-компьютерные технологии: технологии использования мультимедиа средств в обучении; технологии дистанционного обучения; технология телекоммуникационных проектов.

Назначение кейс-технологии состоит в том, чтобы помочь студентам в

создании ориентировочной основы профессиональной деятельности через выделение типичных, существенных её фрагментов; осмысливании типичных и наиболее сложных ситуаций профессиональной деятельности, требующих интеграции специального знания на междисциплинарном уровне;

актуализации знаний, необходимых при разрешении данной проблемы, когда сама проблема не имеет однозначных решений.

Покажем пример информационного кейса.

 

Учитель истории предложил придумать название следующему блоку информации.

В 1942 году газета «Омская правда» опубликовала письмо из редакционной почты:
Я Ада Занегина. Мне 6 лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычёвка Смоленской области. Я хочу домой. Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьёт Гитлера, мы поедем домой.

И дети отозвались:
Адик Солодов, 6 лет:
Я хочу вернуться в Киев. Вношу собранные на сапоги деньги — 135 рублей 56 копеек — на строительство танка «Малютка».
Тамара Лоскутова:
Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко.
Таня Чистякова:
Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне только пять лет, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, а потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага.
Шура Хоменко из Ишима:
Мне рассказали о письме Ады Занегиной и я внёс все свои сбережения — 100 рублей и сдал на 400 рублей облигаций на постройку танка «Малютка». Мой товарищ Витя Тынянов вносит 20 рублей. Пусть наши папы громят фашистов танками, построенными на наши сбережения.
А дети, у которых сбережений не было — старались заработать, как сказали бы сейчас, благотворительными акциями. Например, дети детского сада совхоза «Ново-Уральский» подготовили концерт и перечислили на спецсчёт в омском отделении Госбанка 20 рублей.
Так, всем детским миром, была собрана далеко не детская сумма, которую омские власти перечислили в Фонд обороны.
Прошу передать дошкольникам города Омска, собравшим на строительство танка «Малютка» 160886 рублей, мой горячий привет и благодарность Красной Армии.
Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза И. Сталин.

На детские деньги был выпущен лёгкий танк Т-60.

После обсуждения текст озаглавили так: «Мы не могли не победить!»

 

Ситуационный анализ позволяет дать несколько разных решений одной и той же задачи (юридической, экономической, педагогической) с разных ролевых позиций (исполнителя, администратора, инспектора и пр.). Решение каждого кейса может быть оформлено в различных вариантах, схемах, документах, выписках, справках, предоставляемых в соответствии с ролевой позицией каждого участника, и др. продуктах деятельности, которые впоследствии могут стать основой, «алгоритмом» их действий в аналогичной профессиональной ситуации, а на данном этапе являются материалом для наполнения портфолио достижений.

Технология развития критического мышления ориентирована на развитие: готовности к планированию и упорядоченности мыслительной деятельности; гибкости в принятии идей и вынесении суждений; настойчивости в напряжении ума; готовности исправлять ошибки; умения наблюдать за собой, отслеживать ход своих и чужих рассуждений; готовности к поиску компромиссных решений; умений по-разному кодировать информацию.

Критическое мышление это открытое, основанное на рефлексии оценочное мышление, не принимающее догм. Принятие информации человеком, обладающим критическим мышлением, происходит в процессе кропотливого осмысления не только самой информации, но и собственных действий, их соотнесения с известными образцами и принятие на этой основе решения о выборе оптимального пути. Это отправная точка для развития творческого мышления.

Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания. Базовая модель («вызов – осмысление – рефлексия») задает не только определенную логику построения занятия, но также последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. И.О.Загашев и С.И.Заир-Бек рассматривают стратегии развития критического мышления в лекционной форме (продвинутая лекция, «Бортовой журнал») в проведении семинаров (стратегии «Идеал», «Зигзаг», «Уголки», «Двухрядный круглый стол» и др.), при использовании портфолио[3]. Использование предлагаемых авторами стратегий проведения семинаров позволяет преподавателю организовать работу по обучению сотрудничеству.

Например, технологию обучения в сотрудничестве обеспечивает стратегия «Уголки» (И.О.Загашев). Её структуру автор представляет так:

1- представление темы дискуссии;

2- формулирование основных («узловых») проблем темы;

3 – работа в малых группах по определению противоположных точек зрения, позиций;

4 – оформление шкал с противоположными полюсами;

5 – голосование, объединение в группы единомышленников («углов») и аналитиков (не определивших позицию)

6- работа в группах (организатор, оформитель, критик, генератор идей) с информационным кейсом по теме;

7- защита позиций каждой группой;

8- выступление аналитиков;

9 – рефлексия хода и результатов работы[3; с. 245-256].

Технология помогает студенту овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умения задавать вопросы, постановки и решения проблем, рефлексивного письма, овладеть методами групповой работы, умению аргументировано вести дискуссию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.